Разделяй властвуй объединяй направляй эссе. Алгоритм написания эссе презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему

«Труд» собрал 30 громких высказываний о работе и попросил экспертов их прокомментировать

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило, но «объединяй и направляй» — еще лучше».

Иоганн Вольфганг Гете, немецкий поэт и мыслитель.

Анна Мухина:

— Если говорить об управлении коллективом, то именно это правило приведет к успеху. Оно позволит наиболее эффективно использовать потенциал сотрудников и добиться синергетического эффекта команды, когда общий результат выше суммы его отдельных составляющих.

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает».

Наполеон Бонапарт, император франции, выдающийся полководец и государственный деятель

Тимур Соколов:

— Очень категоричное заявление. Если речь идет о науке и технике, эти специалисты по природе своей часто неразговорчивы. В их случае только заслуги и проекты помогают преодолевать ступени карьерной лестницы.

«Неважно уметь хорошо работать — важно уметь хорошо доложить».

Бернар Тристан, французский писатель

Тимур Соколов:

— Вопрос хорошей презентации вечен и очень актуален. Так как большинство людей воспринимают информацию эмоционально, порой именно красочная презентация является ключевым элементом общего успеха. Но это совершенно не отменяет профессионального решения поставленных задач.

«За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек».

Отто фон Бисмарк, политик, первый канцлер Германской империи

Анна Мухина:

— Да, всегда должен быть кто то, с кого можно спросить.

«Чтобы сделать карьеру, следует одеваться во все серое, держаться в тени и не проявлять инициативы».

Шарль Талейран, французский политик и дипломат

Анна Мухина:

— Этот совет устарел. В современном мире трудно найти организацию, где таким образом можно было бы продвинуться. Сейчас особенно ценится инициативность. Успех во многом зависит и от успешного общения с коллегами. А человек, не умеющий строить отношения с окружающими, имеет мало шансов сделать карьеру.

«Карьеры, пробитые собственно головой, всегда прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки».

Дмитрий Писарев, литературный критик

Тимур Соколов:

— Добившись успехов в карьере своими силами, мы становимся лидерами в собственной сфере. Лидер по своей натуре оказывает влияние, которое выстраивается на доверии и уважении со стороны сотрудников. Поэтому карьеры, «пробитые своей головой», гораздо более ценные.

«Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель

Вера Игнаткина:

— Чаще наоборот. Работники одного уровня часто поверяют друг другу душевные переживания и обсуждают руководство, часто в неблаговидных выражениях. И бац — один из них становится начальником другого Один не может понять, почему повысили не его, другой — почему тот не подчиняется и продолжает звать на вечерние посиделки. Конфликт неизбежен.

«Вверх лезут в той же позе, что и ползают».

Джонатан Свифт, английский сатирик, политический деятель, публицист

Анна Мухина:

— Мне сложно оценить мудрость этого высказывания. Каждый сам для себя делает выбор — «лезет» ли он наверх или развивается профессионально и строит карьеру. И это, на мой взгляд, разные вещи. Во втором случае речь идет явно не о «позе», а о каких-то иных способах достижения поставленных целей.

«Все искусство управления состоит в искусстве быть честным».

Томас Джефферсон, третий президент США

Анна Мухина:

— Тут можно и поспорить. Что понимать под честностью? Если это стремление всегда говорить правду, не идя на компромисс, то таким образом вряд ли получится чем-то управлять. Или упор в этой фразе мы делаем на слово «искусство», имея в виду умение что-то сказать к месту, а о чем-то умолчать, не обманывая? Без такой способности не обойтись.

«Лучше идеально выполнить небольшую часть задания, чем сделать плохо в десять раз больший объем работы».

Аристотель, древнегреческий философ

Тимур Соколов:

— Действительно, лучше делать одну работу, но на отлично, чем браться за все, но задевать лишь вершки. Выполняя малую часть работы идеально, вы избавляете себя от необходимости ее переделывать. Я часто замечал: команда работает идеально лишь тогда, когда каждый из ее членов выполняет работу на своем участке на 100%.

«Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно».

Наполеон Бонапарт

Вера Игнаткина:

— Любая задача, выполняемая добросовестно, трудна. Но результат добросовестной работы приносит свои плоды. К примеру, руководство компании не выплачивает зарплату вовремя — налицо нарушение законодательства, что в итоге можно назвать недобросовестным управлением и даже демотивацией сотрудников. Могут руководители рассчитывать на лояльность персонала и высокую производительность труда? Нет.

«Здоровое недоверие — хорошая основа для совместной работы».

Иосиф Сталин, генералиссимус

Вера Игнаткина:

— Если между коллегами будут разногласия, то работа спориться не будет. В этом случае они будут либо проверять друг друга на стрессоустойчивость, либо перетягивать одеяло на себя. Плюс к этому еще перекладывать ответственность за выполняемую работу на соседа и представлять совместную работу своей заслугой. В итоге не выиграет ни один из участников процесса.

«Если все кажется легким, это безошибочно доказывает, что работник весьма малоискусен и что работа выше его разумения».

Леонардо да Винчи, титан эпохи Возрождения

Тимур Соколов:

— С одной стороны, он может быть высоким профессионалом и ему все может быть по плечу, а с другой — сотруднику это задание может быть просто неинтересно. Хочу провести аналогию: каждый раз сюжет из Библии открывается по-разному. Если человек открывает ее первый раз — все понятно, а далее все сложнее и сложнее.

«Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности».

Наполеон Бонапарт

Вера Игнаткина:

— Для тех, кто нацелен на карьерное и профессиональное развитие, — идеальное суждение. Кризис, начавшийся в 2008 году, сильно изменил рынок: теперь рынок труда стал рынком работодателя. Сегодня работодателю есть из кого выбирать, а значит, для того чтобы не состариться в своей должности, необходимо прикладывать максимум усилий и со своей стороны.

«Любая простая задача может быть сделана неразрешимой, если по ней будет проведено достаточно совещаний».

Райнер Мария Рильке, австрийский поэт

Вера Игнаткина:

— К сожалению, это норма сегодня. Основные причины: задача на самом деле не должна быть решена, и совещания проводятся для отвода глаз. «Специалисты», которые не в теме, считают-либо из-за высокой занимаемой должности, либо из-за завышенной самооценки, — что обязаны высказаться.

«Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай».

Сергей Королев, советский ученый и конструктор в области космонавтики

Тимур Соколов:

— Критика — это лишь оценочная обратная связь, которая не показывает направлений для роста сотрудника, но если, критикуя, мы предлагаем новое решение, то мы растем. Для получения результата необходимо только действие. И последний элемент любого успеха — это полная ответственность за результат.

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье».

Дональд Трамп, американский бизнесмен

Анна Мухина:

— От семьи действительно многое зависит. И дело не только в том, что протекция позволяет получить хорошую должность. Семья, обеспечившая достойное воспитание и образование своим детям, уделившая внимание развитию способностей, формированию уверенности, создает надежную основу для достижения успеха.

«Нельзя стать узким специалистом, не став в строгом смысле болваном».

Бернард Шоу

Тимур Соколов:

— Быть узким и высококлассным специалистом — это цель, к которой стремятся большинство осознанных людей. А дальнейшее развитие зависит лишь от кругозора специалиста. Для успешного развития нужно стать мастером своего дела, а затем создать хороший маркетинг».

«Дело несделанное лучше дела испорченного, потому что первое можно сделать, а второго нельзя поправить».

Василий Ключевский, русский историк

Вера Игнаткина:

— Спорно и в каждой ситуации индивидуально. Пример. Сотрудник, отвечающий за безопасность на производстве, не проверил исправность фрезерных станков, и рабочий получил серьезную производственную травму. То есть дело не сделано, но его можно сделать после. Да, но здоровье рабочему не вернешь.

«Любой человек способен сделать любую работу при условии, что за нее не нужно приниматься сейчас».

Роберт Бенчли, писатель-юморист

Тимур Соколов:

— Любой человек может сделать любую работу в любое время. Его готовность обусловлена двумя вещами — мотивированностью и компетентностью.

«Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но постоянный заработок».

Эдмунд Уилсон, американский литератор

Вера Игнаткина:

— А вот и нет. Суждение о том, что каждый работник стремится к повышению по службе, неверное. Для многих наличие маленького стабильного заработка лучше, чем нестабильный, но высокий, например, как у менеджеров по продажам, и повышенная ответственность, как у начальников. И сетования на деморализующий маленький заработок — не более чем уловка.

«Если служащий всегда согласен с боссом, он бесполезен для бизнеса».

Элберт Хаббард, английский литератор

Анна Мухина:

— Это взгляд современного западного руководителя, который, безусловно, приведет организацию к процветанию. К сожалению, в наших компаниях далеко не все боссы достаточно дальновидны и уверены в своем профессионализме, чтобы окружать себя сотрудниками, обладающими высокой квалификацией, и ценить наличие у них собственного мнения.

«Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост».

Конфуций, древнекитайский философ

Анна Мухина:

— Это высказывание справедливо по отношению к большинству современных выпускников вузов, считающих так: наличие диплома означает, что им обеспечена высокая должность. Завышенные требования к работодателю в сочетании с отсутствием каких-либо требований к себе встречаются нередко.

«Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Не давайте им прочно обосноваться. Поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо».

Генри Форд, промышленник

Анна Мухина:

— Если вы поставили себе цель развалить коллектив, деморализовать сотрудников и подорвать их стремление добиться положительных результатов, то надо действовать именно так.

«Комплимент повышает производительность женщины вдвое».

Франсуаза Саган, французская писательница, драматург

Тимур Соколов:

— Женщина более эмоционально воспринимает события. А так как те чувства, которые мы испытываем, отражаются на нашей эффективности, мы можем говорить о комплиментах как об отличном мотивационном инструменте. Но открою секрет: не только на женщин действует правильный и красивый комплимент.

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее».

Уильям Шекспир, английский поэт и драматург

Тимур Соколов:

— Безусловно, любимая работа вдохновляет нас, она позволяет нам использовать ресурсы, о которых мы даже не догадывались ранее. Именно гармония внутренних ожиданий и внешней значимости делает нас успешными. Не зря главный и первый принцип успешного человека звучит так: делай то, что хочешь.

«Легче сделать так, чтобы о вас говорили: «Почему он получил это место?», чем добиться, чтобы кто-нибудь спросил: «Почему он не получил этого места?»

Жан де Лабрюйер, французский моралист

Вера Игнаткина:

— Отказ в повышении не всегда зависит от качеств сотрудника. Во-первых, пост может быть отдан своему человеку. Во-вторых, кандидат, может быть, перерос эту должность, и работодатель понимает, что, заняв ее, сотрудник через какое-то время уйдет.

«Искусство управления заключается в организации идолопоклонства».

Бернард Шоу, писатель и драматург

Вера Игнаткина:

— Идолопоклонство — это перебор, но крупицы здравого смысла в этом есть. Портрет руководителя сегодня примерно таков: профессионал, авторитет для подчиненных, он должен обладать лидерскими качествами, демонстрировать уверенность и нести ответственность за эти решения. Только такой руководитель сможет эффективно решать поставленные задачи.

«Изучив людей, управляют лучше, нежели изучив книги».

Франсуа Фенелон, французский писатель

Вера Игнаткина:

— Наиболее эффективен синтез теории и практики. Книги должны выступать базисом в изучении вопросов управления. Но не стоит забывать, что книги ведущих мировых экспертов — это в большинстве случаев переводные издания западных гуру, чьи советы можно применять, только адаптировав к реалиям российского бизнеса. А вот здесь и требуется наработка собственного опыта.

«Лучший способ сделать карьеру — работать на того, кто делает карьеру».

Марион Келлог, одна из первых женщин-менеджеров в Америке

Анна Мухина:

— С этим утверждением готова согласиться. У такого руководителя есть чему поучиться. И в профессиональной области, и в области взаимоотношений. Кроме того, как правило, такие начальники стремятся создать команду, на которую можно положиться, и, продвигаясь вверх, они и сотрудников ведут за собой по карьерной лестнице.

Высказывания комментировали:

Вера Игнаткина, коуч, наставник по поиску работы компании Job Search Coach

Анна Мухина, психолог, руководитель отдела карьерного консультирования центра «Гуманитарные технологии»

Тимур Соколов, управляющий партнер компании Club Consult Development

"Разделяй и властвуй" - мудрое правило,
но "объединяй и направляй" - еще лучше.
Гете


В бизнесе есть такая практика, когда корпоративная этика диктует условия жесткого противостояния нескольких групп внутри коллектива предприятия. Назовем их группами влияния, или кланами. Суть их взаимодействия выражается фразой?разделяй и властвуй!?.

Как известно, Гай Юлий Цезарь, реализовал этот принцип для сохранения, как он думал, своего положения и личной безопасности. Плутарх заметил, что Цезарь не имел своих телохранителей. Зато его легионеры, разделенные им по племенным и иным интересам, враждовали как несколько противостоящих группировок: ?Цезарь надеялся, что при возмущении германцев его защитят римляне, от своих же соплеменников укроют варвары.?

Рассмотрим на примере.

Небольшая компания, состоящая из 15-20 человек. Каждая позиция по своему универсальна и взаимозаменяема, не строгая иерархия: как говориться?социализм? в отдельно взятой компании. Якобы?демократичный? стиль управления. Это при первом приближении.

Рассматривая более внимательно эту ситуацию, мы обнаружим в ней конкуренцию между несколькими лидирующими членами команды, у которых, как всегда в таких компаниях есть свои группы поддержки состоящие из двух-трех человек. Руководитель предприятия в такой компании ведет?любовные игры? с каждой группировкой или кланом в отдельности, справедливо полагая, что такая мини-конкуренция внутри его предприятия повысит эффективность команды в целом. Хорошо, когда руководитель предприятия, достаточно мудр, чтобы не доводить такие ситуации до абсурда и умело лавирует между интересами групп, не сталкивая их напрямую, нос к носу, каждый раз разделяя сферы влияния по новому. Таким образом, поддерживая коллектив в тонусе и все же давая им почувствовать, что конкуренция всего лишь игра.

Но что мы имеем в виду под словом?абсурд?? Это то, когда владелец (руководитель) компании сталкивает своих подчиненных в нешуточных битвах, с удовольствием наблюдая, как?холопы? дерут друг другу чубы, оставаясь при этом?лояльным? и?чистеньким? сторонним наблюдателем. Такой горе-руководитель получает поистине садистское наслаждение от этого зрелища: ведь наверное это приятно, когда подчиненные ежедневно приносят себя в жертву ради достижения высочайшей благосклонности с его стороны. Таким образом в компании процветают доносы, наушничество, интриги, подсиживание между мнимыми конкурентами. В итоге получается так, что все свои моральные ресурсы, ребята-члены команды расходуют не на общее дело, а на борьбу друг с другом.

Увлеченные этой мышиной возней сотрудники забывают о корпоративных целях компании, ведь команда разделена на?своих? и?чужих?.

Так же в компании обязательно присутствуют пара-тройка аутсайдеров-индивидуалистов, которых травят всеми кланами разом, предварительно выжав из них максимум пользы для себя, чтобы?свои? могли курить бамбук и пожинать лавры. Индивидуалисты - в первую очередь аутсайдеры потому, что изначально отказываются вступать в какие либо кланы и играть по правилам джунглей. Как правило, места этих аутсайдеров часто вакантны.

Рассмотрим пример такого индивидуалиста.

Его принимают на работу без особых рекомендаций, практически с улицы. С ним не заключается контракт, так как априорно предполагается, что работник не продержится и двух-трех?испытательных? месяцев. За это время этому человеку предлагают в качестве различных?испытательных? заданий разрабатывать различные стратегии, генерировать всяческие идеи (которые всегда приветствуются), в общем, впускать, так сказать, свежую струю. Разумеется, новичок рвет и мечет, чтобы оправдать высокое доверие, ведь он взят с улицы, без рекомендаций. Такие люди могут задать (и делают это) компании новый мощный импульс движения, так как основное их преимущество в том, что их голова не занята?племенными? разборками, коими забита голова аборигенов. Всю свою энергию они направляют на созидание. Свято веря, что попали в самую лучшую команду в своей жизни, и что им здесь придется проработать немалый срок? они жертвуют своим сном, покоем, личным временем и реальными перспективами. В это время кланы перестают воевать друг с другом, наблюдают за новичком и активно подпинывают его различными поощряющими экивоками. В общем, чел доволен своим стартом и видит компанию в самом розовом цвете, пока его миссия в качестве импульсного генератора не закончиться. Когда все его проекты аккуратно сложены в папочку и готовы к употреблению, находиться причина, чтобы его уволить. Если таковой причины нет - то кланы дружно начинают гнобить товарища, пока он сам не уйдет. Но бывают исключения, когда такой новобранец находит вдруг покровительство лидера одной из группировок, когда лидер группировки посчитает, что новообращенный будет вполне лоялен не к компании, а лично к нему. Но если такого не произойдет, то конечно, товарищ снова становиться товаром на рынке труда, либо переходит в конкурирующую компанию.

Эта схема универсальна, так как она работает не только в наших молодых компаниях под управлением молодых топ-менеджеров. Мы её так же наблюдаем в нашей?феноменальной? политике государства. Приведу пример: Как только что-то улучшается в жизни общества, как только повеет?свежий ветер перемен?, тут же мы наблюдаем различные ротации во властной структуре, и отход молодых и энергичных политиков в оппоненты действующей власти. Не будем утомлять искушенного читателя перечислением реальных имен и конкретных дат.

Но бывает и беспрецедентные случаи.
Владелец настолько увлекается петушиными боями, что перестает замечать, как некоторые клановые лидеры доросли до того уровня, когда они в список своих конкурентов включают и самого руководителя компании. В таких случаях сигнал тревоги может подать только новичок, который видит все детали происходящего со стороны неискушенным взглядом. Но руководитель-владелец, как правило, больше привык доверять старым схемам, и остается лояльным к старой команде, не замечая, что?сенаторы? готовят путч.

Как заключение, нам хочется привести слова Плутарха:
?Друзья Цезаря просили, чтобы он окружил себя телохранителями, и многие предлагали свои услуги. Цезарь не согласился, заявив, что, по его мнению, лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти?.

Вооруженные приспешники, пусть и следившие друг за другом, просмотрели, как заговор затеяли сами сенаторы. В марте 44 года до новой эры диктатор был убит.

Дописав эту статью до конца, описав частную ситуацию в одной маленькой, отдельно взятой?демократичной? компании, мы пришли к парадоксальному выводу, что по своей сути демократия вредна для построения частного бизнеса. Строго иерархичная система, которая позволяет сплотиться коллективу вокруг одного ядра, и позволяет выступать компании единым целым? наиболее естественная система управления бизнесом.

О теории естественных систем и её прикладном значении в построении компаний мы можем написать в следующей статье, если данная статья вызовет интерес аудитории.

Являясь членом региональной предметной комиссии по обществознанию, я ежегодно проверяю часть С Единого государственного экзамена. Большинство работ обязательно включает в себя написание эссе (нередко бывает даже, что эссе является единственным выполненным выпускником заданием), однако работ, которые получают 4-5 первичных баллов (максимальный первичный балл по этому заданию – 5) , очень мало. Очень часто выпускники не могут правильно определить подлежащее рассмотрению в рамках выбранной темы содержание обществоведческого курса, сформулировать проблему или основную мысль, подобрать аргументы – как теоретические, так и фактические. При этом, школьники озабочены вопросом: как научиться писать эссе, а учителя – как научить его писать. Как учитель, у которого ежегодно более 70% выпускников выбирают ЕГЭ по обществознанию , меня тоже не обошла стороной эта проблема, а потому не устаю искать новые эффективные формы работы.

Так например, в прошедшем учебном году в блоге Электронные тетради мы с учениками предприняли попытку совместной работы над эссе онлайн. Как это происходило, и что получилось в итоге, можно прочитать в соответсвующих сообщениях блога (в каждом случае, рядом со ссылкой указана тема эссе, которая отрабатывалась на онлйн-занятии):

Пишем эссе онлайн вместе №1 . Экономика. «Деньги – признаваемое всеми средство обращения, которые принимаются в обмен на товары и услуги и могут быть использованы для накопления богатства и использования в будущем» (Любимов Л.).

Пишем эссе онлайн вместе №6 . Экономика. «Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Пишем эссе онлайн вместе №7 . Экономика. «К онкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей » (Д. Сарнофф).

Если внимательно прочитать все семь сообщений, то можно увидеть, что, хотя получившиеся в результате работы эссе являются очень разными и неоднородными по качеству, тем не менее, они значительно улучшили первоначальный вариант. Полезность и эффективность такой работы отмечали и большинство учащихся, принимавших участие в ней. А поэтому, с ейчас, когда до дня сдачи ЕГЭ по обществознанию в этом году осталось менее 10 дней, я предлагаю своим читателям принять участие в эксперименте: давайте попробуем не просто отредактировать имеющееся эссе, как это было в приведенных выше примерах, а написать эссе с нуля в онлайне . Конечно, в первую очередь, эта работа ориентирована на выпускников 11-х классов МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В.Д.Луценко (сч итаю подобную работу более эффективной в сравнении с традиционными консультациями) , но я приглашаю и всех желающих.

Для совместной работы я предлагаю вам пять тем эссе из демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию 2013 г. Пять дней – с понедельника по пятницу – пять отработанных тем, попытка написать 10 эссе – по два на каждую тему, используя два разных шаблона: шаблон О. В. Кишенковой и шаблон С. А. Маркина . Описание шаблонов можно прочитать (в сообщении они идут как вариант 3 и вариант 4), более подробно о шаблоне С.А. Маркина с подробным разбором шаблона и примерами готовых эссе написано , сравнительная характеристика этих двух шаблонов (тоже с примерами готовых эссе) есть .

Понедельник, 3 июня 2013 г.

Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
.

1)
2)
_________________________________________
Итоги первого дня. В работе приняли участие:

  • Татьяна Соколова (взяла на себя основную работу по первому шаблону и немного помогала по второму)
  • +Аня Беляева (практически в одиночку работала по второму шаблону)
  • Виктория Усманова (помогала идеями при работе над первым шаблоном, очень жаль, что не закончила работу над идеей по Дидро)
Усталость после ЕГЭ по математике не позволила завершить работу, но даже то, что было сделано таким небольшим кругом за ограниченное время, является вполне достойной работой. Я немного дописала, просто, чтобы закончить работу. 5 баллов такое эссе, конечно, вряд ли наберет на экзамене (хотя...почему бы и нет, возможно, я просто очень требовательна), но 3 — 4 вполне реально. Получилось два варианта эссе по одной теме.
Главное "открытие" первого дня: не работает чат в документе. Пока не разобралась, в чем причина. Подозреваю, что после обновлений, чат работает только в условиях персонализированного доступа. Будем приспосабливаться.

Вторник, 4 июня 2013 г.
Экономика. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Документ для совместной работы .
Что можно почитать в блоге по теме эссе: .
___________________________
Итоги второго дня. В работе приняли участие:
  • Галина Сергиенко (молодец, сделала основную часть работы по шаблону С. А. Маркина)
  • Татьяна Соколова (могу только восхищаться тем, что человек не ищет легких путей — ведь экономика совсем не ее конек, могла бы пропустить вечер, но молодец, хватается за любую возможность углубить свои знания по курсу, сделала почти всю работу по шаблону О.В. Кишенковой)
  • +Аня Беляева (не сразу включилась в работу, но именно благодаря ей второй шаблон отработан полностью, до конца, мне осталась только больше речевая, нежели содержательная чистка); Социология, социальная психология. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Все наши тео-рии - это не что иное, как обоб-ще-ние опыта, на-блю-да-е-мых фак-тов» (В.А. Ам-бар-цу-мян).

29.2 Эко-но-ми-ка: «Спрос и пред-ло-же-ние - это про-цесс вза-им-но-го при-спо-соб-ле-ния к ко-ор-ди-на-ции» (П.Т. Хайне).

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «На-ча-ло лич-но-сти на-сту-па-ет на-мно-го позже, чем на-ча-ло ин-ди-ви-да» (Б.Г. Ана-ньев).

29.4 По-ли-то-ло-гия: «"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

29.5 Пра-во-ве-де-ние: «Закон не знает со-слов-ных пре-ступ-ле-ний, не знает раз-ли-чий по кругу лиц, в среде коих со-вер-ша-ет-ся его на-ру-ше-ние. Он ко всем равно строг и равно ми-ло-стив» (А.Ф. Кони).

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания , в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер , которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников . В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЭССЕ

Эссе - это литературная форма, небольшой прозаический текст, очерк. Я бы сказала, что это мини-сочинение на определенную тему. Это ваш взгляд на данную проблематику.

При подготовке к ЕГЭ нас будет интересовать эссе в качестве одного из заданий по обществознанию . Это задание 29. В КИМах это может выглядеть так...

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения ипользуйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

29.1 Философия "Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых факторов". (В. А. Амбарцумян)

29.2 Социальная психология "Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида". (Б.Г.Ананьев)

29.3 Экономика "Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т.Хейне)

29.4 Социология "Роль - не личность, а...изображение, за которым она скрывается" (А.Н. Леонтьев)

29.5 Политология "Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" - еще лучше". (И. В. Гёте)

Нам повезло, что можно выбрать тему из 5 предложенных вариантов. Выбирайте всегда ту тему, которая интересна. Тогда можно написать много полезного.

Для написания эссе вам потребуется черновик. Чтобы готовиться самостоятельно дома, необходимо завести отдельную тетрадь для эссе.

1. Крупными буквами переписываем выбранное высказывание автора.

2. Разделите лист на 2 неравные части. В большой части, вы будете писать основной текст, а маленькая часть вам потребутся для того, чтобы записывать возникающие мысли. Своего рода, сделайте очень широкие поля.

* Часто бывает, что в процессе написания эссе приходят умные мысли, которые в данный момент мы не можем использовать, но они будут нам необходимы для заключения эссе. И тогда начинаем судорожно искать листик, где всё это изложить. Поэтому широкие поля - удачное решение.

3. Структура эссе:

I часть - вступление

II часть - основная часть

III часть - заключение

* Таким образом, у вас должно получиться 3 больших абзаца.

4. Вступление.

Можно начать со слов:"Я согласен (не согласен) с данным утверждением, потому что..." и пишите тоже самое, что в теме, но другими словами.

*Пример. Тема "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальностью

остаются" (А.Г. Асмолов)

"Я согласен с данным утверждением, потому что рождается человек как биологическое

существо, затем начинает проявлять свои способности, развивается в обществе, а

отдельные, присущие толькое ему одному качества остаются с ним на всю жизнь."

5. Основная часть.

Как вариант начала основной части: "Из курса обществознания (политологии, истории, социологии, экономики и так далее), мы знаем, что... (термины)"

*В каждом высказывании есть термины, которые будут для нас важны. Посмотрим тему, которую я привела выше. Здесь мы видим термины: "индивид", "личность", "индивидуальность". Таким образом, вы даете определение этим понятиям.

Затем можно использовать алгоритм:

ТЕЗИС - АРГУМЕНТ - АРГУМЕНТ

ТЕЗИС - АРГУМЕНТ - АРГУМЕНТ

где тезис - это утверждение, аргумент - доказательство утверждения.

*Пример: Тезис:"Человек рождается индивидом, потому что..." Аргументы: " еще не имеет социально значимых качеств, их он приобретает в процессе жизнедеятельности"

В эссе приветствуется применение примеров из личного опыта. Ваш опыт - это отличный аргумент. Можно написать ситуацию, подходящую к теме, которая с вами произошла.

Очень хорошо, если вы напишите сведения об авторе. Я постараюсь в скором времени выложить список персоналий, высказыния которых часто встречаются в С9. Здесь будет важна связка сведений об авторе, темой и вашим эссе.

ВАЖНО! Эссе должно быть написано от вашего имени. Это ваш взгляд на проблематику. Поэтому можно использовать фразы: "по моему мнению", "на мой взгляд", "я думаю", "я считаю", "попробую разобрать данную ситуацию" и так далее.

Эссе должно быть написано эмоционально!

6. Заключение.

Это самая главная часть эссе. Это ваш звездный час! Здесь вы должны выразить самую главную и сильную мысль. Если она у вас была написана раньше, то отложите ее на "закусочку" или как я называю на "десерт"

"Десерт" - это глобальная, гротесковая мысль всего эссе.

*Психологи доказали, что человек запоминает первую фразу и последнюю. На этом факте мы и сыграем.

"Десер" обязательно должен быть позитивным. Если я читаю эссе и в конце гротесково ученик пишет типа "мы все умрем", мне хочется плакать. Поэтому лучше даже проблемную тему заворачивать в радужную обертку.

Можно использовать такие шаблонные фразы: "так будем же развивать нашу экономику (культуру, образование, здравоохранение, социальные программы) на благо всему человечеству!!!"

7. Объем эссе.

Считается, что эссе должно занимать 2, 5 тетрадных листа, но в нашем случае это 1, 5 страницы бланка № 2

СОВЕТ: при подготовке к ЕГЭ, начинайте писать в специальной тетрадке, которая предназначена для эссе. Пишите эссе объемом 2, 5 листа. Лучше вы научитесь много писать, а потом сможете скорректировать своё сочинение. На ЕГЭ вы сможете вычеркнуть ненужные мысли.

Вот и всё... Желаю удачи!

Если вам интересно, можете сами написать эссе по данной теме. Очень хотелось бы увидеть ваши работы. Их можно прислать ко мне на почту.

Напоминаю e-mail: [email protected]

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

29. "КУЛЬТУРА - ЭТО ВЫБОР!" (Д. ДИБРОВ)

Я согласна с данным утверждением, потому что культура всегда ставит человека перед выбором. Она многообразна. Тысячелетняя история человечества создала материальные и духовные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Наряду с этим возникают новые открытия, создаются новые шедевры.

Автор данного высказывания - Дмитрий Дибров - известный в элитных кругах критик, музыкант, телеведущий, да и просто культурный и образованный человек. Думаю, он точно знает, что достижения людей многообразны, в них есть альтернатива. А там, где есть альтернатива существует выбор. Попробую и я доказать, что культура для меня - это выбор.

Из курса обществознания мы знаем, что существует много значений термина "культура". Отметим здесь первоначальное значение данного понятия.Ещедревнеримский политик и философ Цицерон писал, что "культура обозначает возделывание". Поэтому своим выбором человек возделывает в себе лучшие качества, становясь культурным. Но для того, чтобы можно было выбирать необходимо изучить многое, узнать много.

В истории известны случаи, когда культура не являлась выбором, так как не было доступа к разнообразию ее проявлений. Взять хотя бы советский период нашей истории, когда властвовал тоталитарный режим. Советскому народу Коммунистическая партия навязывала не только политический строй, но и единые культурные ценности. А инакомыслие преследовалось государством. Вспомним репрессии 30-50-х годов XX века и эмиграцию многих выдающихся личностей, таких как Ростропович, Солженицын, Вишневская и других.

В настоящее время у россиян есть выбор. Телевидение представляет многообразные телепередачи. Можно смотреть "мыльные оперы", которые являются эрцаз-культурой, а можно смотреть научно-популярные и документальные фильмы. Телеканалы представляют множество развлекательных программ, относящихся к элементам массовой культуры.

Моё отношение к культуре неоднозначно. Я "всеядна". Увлекаюсь любым видом искусства, в зависимости от настроения. Могу читать стихи В. Высоцкого или японские хокку, слушать британскую группу "Muse" или фугу Баха, восхищаться кистью великого Караваджо или думать над картиной С. Дали "Сон, навеянный полетом пчелы за секунду до пробуждения".

Я выбираю это многообразие! Я счастлива, что у меня есть этот выбор!

Каждый человек должен иметь этот выбор, чтобы лучше понять себя и окружающий мир, используя опыт мировой художественной культуры.

Таким образом, культура - это всегда выбор! Человек должен найти то ценное, что необходимо для обретения внутренней гармонии, взятое из раскидистых ветвей великого древа культуры!