Кому предоставляется льгота по земельному налогу пенсионерам. Какие льготы предусмотрены по земельному налогу? О дополнительных муниципальных льготах

Земельный налог для пенсионеров

Налог на землю для пенсионеров уплачивается гражданами, которые имеют в собственности земельный участок.

Нормы о налогообложении граждан, имеющих земельные территории, были введены ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ. Размер налога рассчитывается уполномоченными государственными служащими исходя из:

  • Кадастровой стоимости участка.
  • Ставки налога, размер которой напрямую связан с видом земельной территории, принадлежащей налогоплательщику. Так, законодатель устанавливает ставку в размере 0,3% от цены земель за участки, предназначенные для огородничества, садоводства, животноводства или сельскохозяйственной деятельности.

К гражданам, владеющим иными видами земельных территорий, применяется налоговая ставка, составляющая 1,5% от кадастровой стоимости территориальной зоны.

Указанные цифры представляют собой максимально возможные ставки земельного налога. Это значит, что отдельные муниципальные образования могут устанавливать налог в меньшем размере, а вот превышать эти значения - нет.

Льготы на земельный налог пенсионерам

Все налоговые льготы подразделяются на 3 вида:

  • Освобождение граждан от уплаты земельного налога.
  • Уменьшение на 10 000 руб. налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог).
  • Льготы, которые устанавливаются муниципальными властями.

Освобождаться от обязанности по внесению платежей в рамках земельного налога вправе только лица, относящиеся к:

  • Малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири.
  • Народам, которые используют земли для сохранения и развития традиционного образа жизни, ведения хозяйства и промыслов.

Налоговая база может быть сокращена для лиц, которые в соответствии с ч.5 ст. 391 НК РФ являются:

  • Героями Советского Союза.
  • Героями РФ.
  • Полными кавалерами ордена Славы.
  • Ветеранами и инвалидами ВОВ.
  • Ветеранами и инвалидами боевых действий.
  • Инвалидами детства.
  • Инвалидами 1 группы.
  • Инвалидами 2 группы, при этом инвалидность этой группы должна быть присуждена им до начала 2004 года.

Документы для оформления льгот

Оформить льготы лицо может путем подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка (п.10 ст.ст.396 НК РФ).

Вместе с заявлением на снижение суммы земельного налога гражданину, находящемуся в пенсионном возрасте, необходимо будет представить:

  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, выступающий в роли объекта налогообложения.

Для уточнения конкретного перечня документации, необходимой для оформления льгот, гражданину потребуется обратиться в отделение налоговой службы по месту нахождения земельного участка.

Дополнительные льготы

НК РФ не содержит конкретных норм, которые освобождают пенсионеров от уплаты налогов или дают им право на оплату налога по сниженному тарифу, однако законодательные акты муниципальных властей зачастую предусматривают в своих нормах ряд дополнительных социальных льгот, адресованных лицам пенсионного возраста.

К примеру, некоторые муниципальные органы власти предоставляют пенсионерам скидки по налогу на земельную территорию, если эти граждане имеют постоянную регистрацию в зоне муниципального образования.

Ряд государственных органов гарантирует льготы тем гражданам, находящимся в пенсионном возрасте, которые не имеют места трудоустройства или зарегистрированы в жилых помещениях, построенных на территории, за которую пенсионер платит обязательный налог.

Оформление льгот

После того, как гражданин пенсионного возраста предоставил уполномоченному налоговому инспектору полный пакет документов для оформления налоговой льготы, должностное лицо занимается проверкой полученной документации.

Если сведения, зафиксированные в документах, являются истинными, а документы признаны подлинными, то происходит перерасчет земельного налога.

Не знаете свои права?

Такой перерасчет должен охватывать временной промежуток, начиная с момента возникновения у гражданина прав на льготы. Если гражданин представил в налоговую инспекцию заявление и дополнительные документы для оформления льгот несвоевременно, то период перерасчета ограничивает 3 годами.

Налог на недвижимость для пенсионеров

Согласно нормам Закона от 09.12.1991 № 2003-1 ФЗ, пенсионеры, получающие пенсию, установленную для них национальным пенсионным законодательством, не платят налог за строения, здания и помещения, находящиеся в их собственности.

Граждане, выступающие собственниками таких объектов недвижимости и не использующие их в предпринимательской деятельности, после наступления пенсионного возраста могут заняться оформлением своих прав.

Оформление освобождения от налога

Чтобы получить положенные льготы, гражданин достигший пенсионного возраста, должен обратиться в налоговые органы по месту нахождения недвижимости и подать заявление. Также потребуется представить паспорт, ИНН и пенсионное удостоверение, которое подтвердит права гражданина на освобождение от имущественного налога.

Когда должностное лицо налоговой инспекции удостоверится в правомерности получения льготы гражданином, оно произведет перерасчет налога. Если лицо обращается в налоговый орган по месту регистрации за льготами несвоевременно, то период перерасчета не может превышать срока в 3 года.

Заявление для оформления льготы

Стандартное заявление, составленное гражданином в свободной форме, принимается налоговыми органами по месту его регистрации. Документ может быть написан от руки или заполнен при помощи автоматического устройства.

В случае, если вы владеете несколькими однотипными недвижимыми объектами (комнатами, квартирами, дачами и т.д.), вы вправе подать заявление только на один из них. Например, если у вас в собственности две комнаты и две дачи, вы можете получить льготу на одну комнату и одну дачу, а по другим объектам уплатите налог в обычном порядке.

Определиться с выбором объекта, по которому вы хотели бы получить льготу, необходимо самостоятельно, закрепив свое решение в уведомлении. Его нужно подать в налоговую инспекцию до 1 ноября года, с которого вы хотите пользоваться льготой.

Требования к заявлению

Основными требованиями, которые предъявляются налоговыми органами к заявлению гражданина, являются:

  • Понятность, ясность и точность формулировок.
  • Отсутствие смысловых и грамматических ошибок.
  • Отсутствие описок, исправлений и зачеркиваний.
  • Наличие полной информации о заявителе.

Обычно налоговые инспекторы просят граждан отразить в заявлении следующие немаловажные данные:

  • Наименование руководителя налогового органа, принимающего документ.
  • Полное название отделения налоговой инспекции, в которую гражданин, находящийся в пенсионном возрасте, подает заявление.
  • ФИО заявителя.
  • Номер ИНН гражданина, подавшего документ для оформления льгот.
  • Реквизиты паспорта заявителя.
  • Адрес регистрации гражданина, подавшего заявление на оформление налоговых льгот.
  • Сущность вопроса, по которому подан документ
  • Способ получения ответа от налогового органа.
  • Дата составления документа.

Личная подпись заявителя.

К заявлению на предоставление льготы по налогу на имущество необходимо приложить заверенную заявителем копию пенсионного удостоверения.

Форма подачи заявки в налоговый орган

Подать заявление пенсионер может лично, если посетит отделение налоговой инспекции по месту нахождения имущества и представит заявление с приложенными к нему правоустанавливающими документами.

Также возможно принятие документации, пришедшей по почте. При этом гражданам, которые планируют заполнить письменное заявление и отправить его с остальными документами по почте, следует вложить в конверт только копии документации, заверенные в установленном законом порядке.

Как указано в Письме Минфина РФ от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142, нотариального заверения копий не требуется. Заявитель льготы вправе самостоятельно заверить документ, если ниже реквизита «Подпись» проставит заверительную надпись: «Верно», личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения.

Письменное заявление, переданное гражданином лично или посланное в форме почтового отправления, должно быть принято сотрудниками налогового органа и зарегистрировано в установленном порядке.

Если гражданин допустил ошибки в заявлении или приложил неполный пакет документов, то заявление, присланное почте, возвращается по адресу отправителя. К нему прилагается документ, указывающий на допущенные ошибки и содержащий рекомендации по их исправлению.

Отправить заявление на электронную почту налоговой службы можно, если пройти процедуру регистрации в личном кабинете на сайте ФНС РФ. Войти в личный кабинет на федеральном сайте налоговой службы налогоплательщик сможет при условии, что имеет:

  • Регистрационную карту, полученную в местном отделении налоговой службы. Она выдается после того, как уполномоченный налоговый инспектор производит операцию по постановке гражданина на учет и проверке реквизитов его паспорта.
  • Электронную цифровую подпись или универсальную электронную карту, содержащую зашифрованные сведения о налогоплательщике и позволяющую безошибочно осуществить его идентификацию.

Таким образом, граждане, перешедшие черту пенсионного возраста, имеют право на получение некоторых льгот, связанных с уплатой имущественного и земельного налога. Льготы носят уведомительный характер, поэтому они начинают действовать только после того, как пенсионер обратится в налоговый орган с заявлением.

НК РФ):

  • освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан;
  • уменьшение на 10 000 руб. налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан;
  • льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан

Полностью освобождены от уплаты земельного налога физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II группы;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС) (ст. 1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; ст. 1 Закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ; ст. 1 Закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ);

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Льготы, устанавливаемые законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.01.2016 N 03-05-06-02/2078).

Пример. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Москве

В г. Москве льготы предоставляются в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на одного налогоплательщика на 1 млн руб. в отношении следующих категорий лиц (ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74):

— инвалидов I, II групп, инвалидов детства;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС) в соответствии со ст. 1 Закона N 1244-1; ст. 1 Закона N 175-ФЗ; ст. 1 Закона N 2-ФЗ;

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Однако данные налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду (ч. 3 ст. 3.1 Закона N 74).

Пример. Применение льготы по земельному налогу

Физическое лицо имеет на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения дачного хозяйства, кадастровой стоимостью 2 400 000 руб. на территории г. Москвы.

Налоговая ставка в 2016 г. в отношении таких участков установлена в размере 0,025% (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 74).

Сумма земельного налога в 2016 г. составит 600 руб. (2 400 000 руб. x 0,025%).

Если физическое лицо — собственник земельного участка является инвалидом I группы, то сумма земельного налога в 2016 г. составит 347,50 руб. ((2 400 000 руб. — 10 000 руб. — 1 000 000 руб.) x 0,025%).

Подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном регионе можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» раздела «Электронные услуги» интернет-сайта ФНС России.

Порядок оформления льготы

Для получения льготы граждане представляют заявление и документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган по своему выбору (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Для уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 000 руб.) необходимо подать документы, подтверждающие право на такое уменьшение, в налоговый орган по выбору налогоплательщика (п. 6 ст. 391 НК РФ). Например, инвалид представляет справку государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности (

Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок обложения налогом земельных участков. Налог на землю носит местный характер и уплачивается землевладельцем в бюджет по месту фактического нахождения земли (объекта налогообложения).

Налог обязаны уплачивать организации, которые непосредственно владеют земельным участком, который в свою очередь признан объектом налогообложения согласно действующему законодательству (статья 389 Налогового кодекса РФ). Если же участок входит в состав имущества, принадлежащего инвестиционному фонду на паевой основе, то налог обязана уплачивать компания, которая им управляет (УК). При этом оплата налога осуществляется за счет имеющегося у УК имущества, образующего паевой фонд.

Если же участок земли находится у организации по праву безвозмездного пользования (договор срочной аренды), то налог на землю не взимается.

Какие участки считаются объектами налогообложения

Участки земли, месторасположение которых входит с состав муниципального образования (крупные федеральные города), являются объектами налогообложения. На данной территории вводится земельный налог.

Под действие закона на земельный налог не попадают следующие виды участков:

Ограниченные в обороте земельные участки, согласно действующему законодательству РФ (имеются в виду земли, занятые под памятниками культуры и искусства, наследие народов). Такие земли занесены в специальный список. Кроме того к ним относятся и земельные участки с историческими заповедниками и археологически ценными объектами;

Земельные участки, изъятые из оборота согласно действующему законодательству РФ;

Территории со статусом «лесной фонд»;

Территории, находящиеся в собственности государства с водными объектами, представляющими ценность и отнесенные к категории «водный фонд».

Способ исчисления налога и его ставки

Статья 389 Налогового кодекса говорит о том, что стоимость земельного участка (кадастровая стоимость), который признан объектом налогообложения и является налоговой базой. Ее определение регламентируется действующим законодательством РФ. В случае если земельным участком владеет организация, то, с учетом государственных сведений о кадастровой стоимости каждого участка земли, организация сама может определить базу налога, по праву собственника или праву бессрочного обладания.

Если же земельные участки находятся в коллективной стоимости, то размер базы налога рассчитывается для каждого налогоплательщика в индивидуальном порядке.

Как упоминалось выше, земельный налог носит местный характер, так как его оплата производится по фактическому местонахождению участка, следовательно, и налоговые ставки устанавливают органы местного самоуправления (главами муниципалитетов). Документ, согласно которому налоговая ставка вступает в силу, называется нормативным правовым актом. Согласно действующему законодательству установлены следующие налоговые ставки (исходя из кадастровой стоимости земельного участка):

0,3% для земельных участков, эксплуатируемых в качестве сельскохозяйственных угодий или находящиеся внутри территории определенной под сельскохозяйственные нужды;

0,3% для территорий земли, занятых под строительство жилья, а также под инфраструктуру ЖКХ, кроме участков, не относящихся ни к ЖКХ, ни к строительству, но находящихся внутри территории, отведенной под данные нужды;

0,3% для земель, отведенных под ведение личного подсобного, приусадебного хозяйства или огородничества, включая дачное хозяйство;

0,3% для земель с ограниченным оборотом, предназначенных для таможенных и оборонительных нужд;

0,3% для остальных видов земельных участков, не попадающих под вышеперечисленные категории.

Также Налоговым кодексом РФ предусмотрена дифференцированная налоговая ставка в отдельных случаях, согласно пункту 2 статьи 394.

Федеральные льготы при оплате земельного налога

Организации:

Учреждения подведомственные Минюсту РФ, владеющие участками земли, используемыми ими для выполнения профессиональных обязанностей;

Организации, владеющие и обслуживающие земельные участки, занятые государственными автодорогами общего пользования;

Земля, на которой расположены здания и строения, принадлежащие религиозным и благотворительным организациям;

Общества инвалидов (в том числе союзы), члены которых на 80% состоят из инвалидов, использующие земельные участки для осуществления деятельности, прописанной в уставе организации. Также сюда относятся и организации, созданные за счет уставного фонда общества инвалидов, причем численность инвалидов в организации должна составлять 50% и выше, а процент от общего фонда заработной платы составляет 25%. Земля должна использоваться для производства товаров, работ и услуг согласно перечню, утверждаемому государством;

Объединения и учреждения, единоличными собственниками которых являются вышеперечисленные союзы инвалидов в отношении земельных участков используемых для образовательных целей, лечебных, спортивных, культурных, научных или иных, для помощи в развитии и адаптации, реабилитации детей инвалидов и их родителей;

Не облагаются земельным налогом земли, на которых осуществляет свою деятельность организация народных промыслов, с целью производства и продажи изделий искусства;

Учреждения и организации со статусом «особой экономической зоны», но сроком не более 5-ти лет со дня основания;

Управляющие компании, обслуживающие объекты на земельных участках внутри территории отведенной под инновационный центр «Сколково» (ФЗ №244 от 28.09.2010);

Организации, занимающиеся судостроением, промышленные объекты которой находятся внутри территории со статусом «особой экономической зоны». Участки земли должны быть использованы для строительства, обслуживания и ремонта судов. Срок освобождения от уплаты земельного налога – 10 лет.

Физические лица:

Теперь разберемся какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц в законодательстве России.

Полностью от уплаты земельного налога освобождаются коренные народы Дальнего Востока, Сибири и Севера, кроме того коренные общины народов, с целью сохранения их традиционного образа жизни. Также для земельных участков находящихся в пожизненном пользовании на территории крупных муниципальных образований федерального значения устанавливается необлагаемая налогом сумма в 10000 рублей. К таким физическим лицам относятся:

Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;

Инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;

Ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;

Физические лица, попадающие под действие закона №3061-1 от 18.06.1992 (ликвидация последствий взрыва на АЭС в Чернобыле), ФЗ № 175-ФЗ от 26.11.1998 (ликвидация аварии на производстве «Маяк») и ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 (пострадавшие в результате ядерных испытаний в Семипалатинске);

Лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;

Лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений;

Региональные льготы по земельному налогу

Помимо вышеуказанных льгот местные власти наделены полномочиями по установлению дополнительных преференций по уплате данного налога.

Для организаций и физических лиц на местном уровне могут быть установлены дополнительные льготы при оплате земельного налога, в том числе установление необлагаемой налогом суммы. Порядок подачи документов и сроки устанавливаются нормативными актами муниципального образования, на территории которого находится земельный участок (объект налогообложения). Но, согласно Федеральному законодательству этот срок не может быть установлен позднее 1 февраля года, который следует за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения действия налоговой льготы в течение налогового периода, сумма налога будет определяться с учетом коэффициента, учитывающего месяцы, на которые льгота распространялась и месяцы без льгот. Причем, месяц установления льготы и месяц снятия, всегда берутся в расчет как полные.

Индивидуальные предприниматели должны исчислять суммы налога (и авансовых платежей) самостоятельно, для земель, используемых для предпринимательской деятельности. Если же земля не используется в предпринимательской деятельности, то сумма налога рассчитывается местным органом налоговой службы и присылается в виде налогового уведомления.

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу

Граждане, которые находятся в пенсионном возрасте, часто слышат от нашего правительства о внедрении тех или иных льгот.

Но правда ли это на самом деле? Какие столицы? Все ли пенсионеры вправе рассчитывать на льготы по земельному налогу?

Во всей области одинаковые льготы или нет? Кто имеет из пенсионеров больше льгот? Военные пенсионеры имеют дополнительную поддержку или же пользуются стандартной помощью от государства?

Рассмотрим все эти вопросы подробней.

Понятие земельного налога и кому положены на него льготы

Оплату земельного налога вносят лица, которые обладают земельными участками на правах своей собственности либо же по праву бессрочного или пожизненного использования.

Несмотря на то, что земельный налог закреплен в законодательстве РФ, его размер устанавливается непосредственно органами местного муниципалитета по регионам РФ.

К такой категории относят:

  • героев Советского Союза;
  • граждан, которые имеют звание полных кавалеров ордена Славы;
  • граждан с ;
  • граждан, которые являются ;
  • граждане, которые признаны ветеранами ВОВ.

Помимо этих лиц, льготами могут обладать и граждане, которые:

  • принимали активное участие в биохимических испытаниях ядерного оружия;
  • являются ликвидаторами аварий на различных ядерных установках;
  • имеют в наличии заболевание лучевых болезней.

Льготы по налогу на землю для людей пенсионного возраста в Московской области

В самой столице льготы по земельному налогу не установлены, однако по области, такие скидки предусмотрены (такие законодательства принимаются на уровне местных муниципалитетов).

Рассматривать каждый город в области нецелесообразно, рассмотрим некоторые районы в таблице:

Категория пенсионеров Размер льготы
Аксено-Бутырское
Пенсионеры, которые являются героями СССР либо же РФ, а также полные кавалеры ордена Славы
Пенсионеры, принимавшие участие в военном конфликте в Чечне, Афганистане; инвалиды (кроме 3 группы); имеющие статус несовершеннолетних пленных концлагерей Скидка 50%
Вдовы участников ВОВ Скидка в 1000 рублей
Медвежье-Озерское Щелковского района
Имеющие статус ветерана ВОВ, несовершеннолетние пленные концлагерей Освобождение от уплаты в полном объеме
Инвалиды (за исключением 3 группы); участник военных действий в Чечне, Афганистане, ликвидаторы ЧАЭС, почетные жители (пенсионеры) Скидка 50%
Граждане пенсионного возраста, у которых в наличии участок земли не больше предельного размера для дач, ИЖС, ЛПХ Скидка 30%
Васильевское
Пенсионеры, которые являются героями СССР либо же РФ, а также полные кавалеры ордена Славы; ветераны и инвалиды ВОВ; участник военных действий в Чечне, Афганистане, ликвидаторы ЧАЭС Освобождение от уплаты в полном объеме
Граждане пенсионного возраста, в том числе и ветераны труда, проживающие постоянно в Васильевском, которые пользуются земельным участком не больше установленного районом размера. Пенсионеры (проживающие одни), которые получают ежемесячный доход в размере, который 2 раза ниже прожиточного минимума Скидки 50%
Дмитровское Шатурского района
Пенсионеры, которые являются героями СССР либо же РФ, а также полные кавалеры ордена Славы; инвалиды (исключение 3 группа); ликвидаторы ЧАЭС, граждане, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия; участники воин в Чечне и Афганистане Освобождение от уплаты в полном объеме
Пенсионеры, которые проживают в одиночку, и при этом получают ежемесячную пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума в 2 и больше раз Скидки 50%
Букаревское Истринского района
Граждане, которые являются инвалидами детства Освобождение от уплаты в полном объеме
Пенсионеры, которые в свое время работали волонтерами или в благотворительных фондах Скидки 50%
Все категории пенсионеров, которые получают пенсию меньше прожиточного минимума в 2 и больше раз Скидка в 50% на 1 участок земли

Как видно в каждом районе свои определенные льготы. По этой причине про них необходимо уточнять в местном налоговом органе или в районной администрации по местонахождению земельного участка.

Другие виды льгот

Социальные

Граждане пенсионного возраста, которые проживают в Москве и области, имеют право на получение таких социальных льгот , как:

  • бесплатно, включая метро. Исключением является городская маршрутка либо же такси;
  • отправиться раз в год , если на это имеется соответствующее медицинское заключение;
  • осуществлять бесплатное протезирование, за исключением дорогостоящих изделий и только в городских поликлиниках;
  • получать социальную помощь на дому, если здоровье не позволяет обслуживать себя самостоятельно;
  • получить право на социальное обслуживание, когда находиться на стационарном лечении;
  • получать льготы на ритуальные услуги;
  • претендовать на скидку, при .

Налоговые

Пенсионеры столицы и области имеют право претендовать на скидку при уплате таких видов налогов , как:

  • земельного (здесь зависит от места проживания в регионе, поскольку в одном месте они есть, в другом их может быть не предусмотрено).

Субсидия подтверждается ежемесячно и в случае выявления расходов на оплату ЖКХ 10% и меньше – льгота отменяется автоматически.

Помимо этого, пенсионеры получают скидку в размере 50% за оплату кабельного телевидения (при условии, что они им пользуются) – скидка полагается тем пенсионерам, которые проживают в одиночку либо же тем, кто оформил субсидию.

Граждане пенсионного возраста ежемесячно получают доплату к пенсионному обеспечению в сумме 230 рублей в качестве компенсации за стационарный телефон.

Другие

Кроме всех вышеперечисленных льгот, пенсионеры столицы и области могут рассчитать на медицинские привилегии .

В частности речь идет о таких, как:

  • получение бесплатной и внеочередной помощи во всех государственных клиниках столицы;
  • скидка на покупку медицинских препаратов;
  • в частичном объеме положена компенсация по прохождению курса реабилитации.

Какие дополнительные льготы положены военным пенсионерам

Пенсионеры, которые относятся к категории военных, имеют полное право пользования не только бесплатным общественным транспортом в виде метро или другого наземного, но также и поездов, которые передвигаются по пригородным направлениям. Это весьма удобно для военных пенсионеров, которые продолжают осуществлять свою трудовую деятельность и передвигаются железнодорожным транспортом.

Помимо этого, они имеют право на оплату коммунальных услуг со скидкой в 50% вне зависимости от их уровня дохода. Но стоит учитывать один нюанс – до недавнего времени они оплачивали только 50% (как положено со скидкой), но сейчас немного иначе. Военные пенсионеры платят 100%, а после окончания текущего месяца органы социальной защиты населения делают перерасчет и возвращают часть средств в виде доплаты к пенсии.

Если военный пенсионер проживает на съемной квартире по договору , он имеет полное право на компенсацию от государства 50% от стоимости арендной платы.

Стоит отметить, что военный пенсионер по законодательству Московской области относится к . По этой причине, сами же ветераны пруда также имеют право воспользоваться этими льготами в полном объеме.

О правилах уплаты налога на землю рассказано в следующем видеосюжете: