Некрасов прощение. «Прости», анализ стихотворения Некрасова

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!

Анализ стихотворения «Прости» Некрасова

Трудные отношения Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Яковлевной Панаевой – основа любовной лирики поэта на протяжении многих лет.

Стихотворение написано 1856 году. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он известный литератор с широкими демократическими взглядами, издатель журнала «Современник». На эти же годы приходится тяжелая болезнь писателя. С Авдотьей Панаевой он к этому времени знаком довольно давно. Эта запутанная, иногда мучительная для всех сторон (женщина была замужем) история тянулась много лет. Несколько раз они были на грани разрыва отношений. Особенно надломила поэта смерть их маленького сына. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с парной рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам автор. Композицию можно разделить на 2 части: нынешнее положение дел, крушение, усталость, разочарованье. И прошлое счастье. Начинает герой с патетического восклицания, давшего название всему стихотворению. У его обращения повелительное наклонение, он убеждает героиню последовать его советам.

Настойчивый рефрен «не помни», возглавляющий строку, прячущийся в ее середине, держит на себе целую гроздь негативных эмоций: паденье, тоска, озлобленье, унынье. Видимо, страстные натуры участников этой истории порядком портили эти отношения. Вторая строфа начинается с «но». Ведь «бури и слезы» — это еще не все. В первой же строке появляется слово «любовь». Поэт утверждает, что этот путь они «свершали бодро». Он подчеркивает местоимение «мы». Завершается произведение призывом благословить эти годы. Он обещает не забыть это чувство, о том же просит и героиню. Само расставанье даже не обсуждается. Он лишь просит простить его за появленье в ее жизни. Н. Некрасов заявляет, что радость была, несмотря на скандальность их положения, осуждение общественности, упреки друзей. Прощается почти назидательно, будто он гораздо старше, чем был на самом деле. Кто знает, могло ли понравиться такое стихотворение его, как он уже считал, бывшей возлюбленной? Впрочем, общеизвестно, что они не разошлись. Только овдовев, А. Панаева уходит от поэта. В завещании Н. Некрасов оставил ей часть своих средств. Четверостишия переполнены перечислительной градацией. Противопоставление «дней» из первой строфы и из второй. Эпитеты: ласково, бодро. Метафора: любви светило.

«Панаевский цикл» Н. Некрасова – портрет любимой женщины в развитии, исследование женской психологии, погружение в мир чувств.

Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г.

Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра (около 40). Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.

Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана Панаева, друга и ближайшего сотрудника Некрасова по журналу «Современник». Она не была счастлива в браке с ветреным Иваном. Страстная любовь вспыхнула между молодыми людьми, когда Некрасов появился в литературном салоне Панаевой. Некрасов и Панаева с 1846 г. стали гражданскими супругами и одно время жили втроём, успешно работали над журналом. Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.

Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение. Некрасов и Панаева неоднократно расставались и воссоединялись.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Прости» - один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюблённых. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже её характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары. Это стихотворение, подобно пушкинскому «Я вас любил» , описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер. Жанр стихотворения – интимная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – расставание, прощание с возлюбленной.

Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть всё плохое.

Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но , начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая – чего забыть нельзя.

Тропы и образы

В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюблённых. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение – бурное развитие состояний, душевных порывов. Внутренний мир героев передаётся с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури – светило любви, всходящее над влюблёнными, свершаемый ими путь любви. Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много. Это обычные состояния поссорившихся влюблённых: тоска, унынье, озлобленье, слёзы, угрозы ревности.

Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных – прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.

Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза. Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не . То есть, повторяя не помни , лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.

А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных (очевидно, редких) дней любви.

Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай , а извини , давай останемся вместе .

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами. Негативно окрашенные рифмы в первой части (паденья – озлобленья, слёз – угроз ) сменяются оптимистичными во второй (светило - всходило, путь - не забудь ).

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

На протяжении всей своей жизни Бунин сознавал неослабевающую, чарующую власть Пушкина над собой. Еще в юности Бунин поставил великого поэта во главе отечественной и мировой литературы - «могущественного двигателя цивилизации и нравственного совершенствования людей». В трудные, одинокие годы эмиграции писатель отождествлял свое восприятие русского гения с чувством Родины: «Когда он вошел в меня, когда я узнал и полюбил его?

Для того чтобы понять глубину отношения Блока к такому сложному социально-политическому явлению, как Октябрьская революция, необходимо еще раз сказать о своеобразном, «музыкальном» восприятии Блоком мира. Он считал, что внешняя сущность окружающего скрывает глубокую внутреннюю музыкальную стихию, немеркнущее, вечно бушующее пламя, которое в разные исторические эпохи то вырывалось наружу, освещая благородным заревом мир, то глубоко скрывалось в недрах, оставаясь делом лишь бесконечно малого числа избранных.

Иван Алексеевич часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался на редкость убежденно: «...не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме».

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 150. Впервые опубликовано: БдЧ, 1856, N 10 (ценз. разр. - 22 сент. 1856 г.), с. 206, с подписью: "Н. Некрасов". В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений". Беловой автограф в письме Некрасова к Тургеневу от 30 июля 1856 г. - ИРЛИ, 21194. Некрасов приводит эти стихи (в письме) как "написанные вчера") чем определяется их датировка. Относится к группе стихотворений, обращенных к А. Я. Панаевой. Многократно положено на музыку (А. Маркович, 1856; Н. Т. Кравцов, 1858; Ц. А. Кюи, 1859; Н. Ф. Бунаков, 1863; В. Н. Кашперов, 1864; Ю. Г. Гербер, 1870; А. И. Дюбюк, 1870; д д. Ржевская, 1870; Л. А. Фохт, 1873; Н. П. Карцев, 1878; К. Ю. Давыдов, 1879; А. А. Ильинский, 1879; В. Л. Фабиан-Бланки, 1879; А. Б. Куракин, 1881; Н. А. Римский-Корсаков, 1883; П. И. Чайковский, 1887; С. М. Блуменфельд, 1889; С. Д. Волков-Давыдов, 1889, К. Н. Лазари, 1889; М. Г. Вальяни, 1891; И. Ф. Россет, 1892; д. И. Манн, 1893; В. В. Варгин, 1894; А. Ф. Тюрнер, 1897; Г. Я. Фистулари, 1899; Н. Д. Дмитриев, б. д.; В. П. Калафати, 1900; Р. А. Гуммерт, 1901; И. Н. Соколов, 1901; Н. И. Филшшовский, 1901; Л. В. Николаев, 1902; Н. С. Терещенко, 1902; Н. Н. Черепнин, 1904; В. А. Золотарев, 1906; Д. К. Саришский-Бей, 1906; А. К. Черткова, 1908; Ф. М. Блуменфельд, 1910; Ф. Ю. Бенуа, 1912; Б. Л. Левинзон, 1912; М. Д. Кетриц, 1913; А. И. Юрасовский, 1915; А. Н. Александров, 1948).

«Прости» Николай Некрасов

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!

Анализ стихотворения Некрасова «Прости»

В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона, собиравшегося в доме ее супруга — Ивана Панаева. Сначала она была холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства поэта только в 1846 году, положив начало одному из самых оригинальных романов культурной России второй половины девятнадцатого столетия. Дело в том, что Николай Алексеевич переехал в дом Авдотьи Яковлевны и ее мужа. Около шестнадцати лет они жили втроем. Самое интересное — Панаев сумел сохранить неплохие отношения с Некрасовым. Вместе литераторы работали над журналом «Современник». Странный роман поэта завершился в 1863 году. Панаева ушла от Некрасова практически сразу после смерти своего законного мужа.

Любви к Авдотье Яковлевне Николай Алексеевич посвятил серию стихотворений, известную под названием «панаевский цикл». В него входит и миниатюра «Прости», датированная 1856 годом. Она пользовалась огромной популярностью у русских композиторов. На данный момент существует около сорока композиций. В частности, музыку для стихотворения написали Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи. Произведение представляет собой искреннее, нежное, трогательное прощание с любимой женщиной. Лирический герой просит забыть ее все, что может вызвать негативные эмоции, — дни тоски, озлобления, уныния, проявления ревности, слезы. При этом он призывает помнить лучшие времена, когда в паре царила любовь.

«Панаевский цикл» — своеобразный роман в стихах. По произведениям, включенным в него, нетрудно проследить, как развивались отношения Николая Алексеевича и Авдотьи Яковлевны. Становится понятно, насколько сложно порой приходилось влюбленным, как тяжело они переживали ссоры. При этом Некрасов описывает не только чувства лирического героя. Он создает женский характер, показывая его в развитии, в различных проявлениях. Такой подход к любовной лирике был новаторским для русской поэзии девятнадцатого столетия. Еще один важный момент — человеческую природу Некрасов в «панаевском цикле» постигал не в духе «натуральной школы», к которой был близок. В этом смысле он, скорее, следовал за Достоевским, что отмечается многими литературоведами, изучавшими творчество Николая Алексеевича.