Он спасет людей Своих от грехов — размышления над ежедневной главой. грехов ибо Он спасет людей Своих от грехов их

«Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их» . Сказав, откуда плод, Ангел еще более раскрывает будущее. К чему это раскрытие? Частью для ободрения Иосифа, частью для доказательства своих слов. «Сына» - младенца мужеского пола, чего до времени рождения никто предузнать не может. «Иисус». Ты не только узнал тайну, но ты избран быть служителем сей тайны. Святитель Златоуст замечает: Ангел говорит ему: «Ты наречешь Ему имя, аще бо в рождении и ничтоже совершаеши, но дается ти положение имени Рожденному». Не говорит Ангел: «родится тебе»; ибо не Иосифу только принадлежало Отроча сие, а всей вселенной. Имя «Иисус» было употребляемо и в Ветхом Завете, и оное носили те, кои освобождали Израиль от бедствий, или побеждали врагов его (Чис. 13:17) . «Той бо спасет люди Своя от грех их» ; показывается причина такого, а не другого имени. «Иегоисуа» или сокращенно «Иеисуа» значит «спасение Господне». Святитель Златоуст замечает: «Рече же ему: «люди Своя», а не весь род человеческий, да не устрашит слышавших. Что же тут было страшного для Иосифа? То, что Иудеи к сему не были приготовлены, и Промыслу много, так сказать, стоило тогда убедить в том самих даже апостолов. Народ Иудейский был очень груб; чем же было привязать его к Новому Завету и побудить исполнять заповеди Божий, если не такими обетованиями? Одними благословениями духовными нельзя было его удержать. Это - как бы скорлупа, в которой хранился Божественный плод. После скорлупа сия распалась и явился плод. «Разумне же слышащим, - говорит святитель Златоуст, - на языки назнаменова». Для чувственного человека обетования духовные грубеют, а для духовного - и чувственные как бы одуховляются. Такое толкование некоторые считают плодом воображения. Но филологическое и школьное толкование есть плод бедности собственного чувства толкователей. И для светских писателей, писавших с чувством, правила обыкновенной герминевтики недостаточны, - смысл всегда выше слова. Каждый же священный писатель есть член сонма других священных писателей и находится с ними в неразрывной духовной связи. Разуметь их по правилам герминевтики общей, значит, совершенно их обездушить. Священные писатели при толковании поступали не так. Апостол Павел, изъясняя, что такое Израиль, говорит, что истинный Израиль тот, кто живет как Авраам (Рим. 9:6) . «От грех их» . Некоторые толкователи, пресмыкающиеся в пыли, и здесь хотят изъяснить по-своему. Что ближе разуметь здесь, как не грех? Но они хотят разуметь здесь зло физическое, как следствие греха; ибо слово «грех» и в Священном Писании часто означает «наказание» за грех. Причиной такого толкования служит их предвзятая мысль и произвольное умствование. Они боятся высоты Священного Писания. Вообще, у нынешних толковников заметна какая-то сухость, холодность, отпадение от жизни высшей - духовной; оттого и все их изъяснения как бы мертвы.

Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Зачем, для какого дела сходил на землю Бог? Для спасения людей от грехов их. Не для того, чтобы сделать их сытыми-мытыми, здоровыми, не для того, чтобы удовлетворять прихоти людей, дать им зрелища и всякие наслаждения греховные, а чтобы внести полный мир и покой в души людей, очистить их от грехов, убивающих и душу, и тело… Христово учение и благодатная жизнь рассчитаны для всех людей разных языков, культур, эпох. Все люди, кто бы они ни были, могут спастись через Церковь Христову, стать свободными от грехов, радостными душою, спокойными, светлыми в своем настроении… Это потому, что все люди созданы по образу и подобию Божию, и благодать Божия может привести людей к вере и Богу, к вечной жизни и блаженству, лишь бы люди сами не оттолкнули себя от благодати Божией.

Спасение души человеческой от грехов – главнейшее и величайшее дело для всех людей и всех времен… Выше этого не может быть ничего.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

родит же Сына

Уже и выше мы сказали, что обрученные (sponsae - невесты) называются женами, о чем более подробно учит книга против Гельвидия. А то, что во сне ему говорит ангел с выражением нежной ласки, было для того, чтобы оправдать основательность его скромного молчания. Вместе с тем необходимо заметить, что Иосиф называется сыном Давида, чтобы показать, что и Мария также происходит от рода Давидова.

и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Слово Иисус на еврейском языке значит Спаситель. Таким образом евангелист обозначает происхождение имени Его, когда говорит: И наречешь Ему имя … и т. д.

Блж. Феофилакт Болгарский

родит же Сына

Чтобы кто-нибудь не сказал: «но почему же я должен поверить тебе, что Родившееся есть от Духа?», ангел говорит о грядущем, именно, что Дева родит Сына. « Если в данном случае я окажусь правым, то ясно, что истинно и это - «от Духа Святаго». Не сказал «родит тебе», но просто «родит». Ибо Мария рождала не для него, но для всей вселенной, и не для него одного только явилась благодать, но она излилась на всех.

и наречешь имя Ему Иисус

Ты наречешь, конечно, как отец и как покровитель Девы. Ибо Иосиф, узнав, что зачатие от Духа, и не думал уже о том, чтобы отпустить Деву беспомощной. И ты будешь помогать Марии во всем.

ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно - Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих » - не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом. От чего спасет? Не от войны ли? Нет, но от «грехов их». Отсюда ясно, что Тот, кто родится, есть Бог, ибо прощать грехи свойственно одному только Богу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их

Ты назовешь Его Иисусом, как отец по закону, хотя и не по естеству, – и исполнишь по отношению к Нему все, что свойственно отцу, хотя рожденное и не твое. Посему-то я сам принес имя свыше, а ты дашь Ему. Так как имя Иисус значит Спаситель, то показывает, что Он будет назван так поистине: Той бо , говорит, спасет люди Своя не от чувственных врагов, но – что было гораздо больше – от грех их , – чего никто из людей никогда не сделал. И отсюда уже ясно, что рождаемый есть Бог. Людьми Своими называет, в ближайшем смысле, иудеев, от которых родился, а в отдаленнейшем – всех уверовавших в Него и признавших Его своим Царем.

Толкование Евангелия от Матфея.

Архиеп. Никифор (Феотокис)

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Се существенное значение имени Иисуса, которое показал не человек, но Ангел Господень! Мария, сказал Ангел Иосифу, родит Сына, и ты назовешь Его Иисусом, Поелику Тот будет Спасителем Своего народа, то есть, Спасителем всего человеческого рода, поколику спасет от грех их всех, в Него верующих.

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.

Архиеп. Аверкий (Таушев)

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Еп. Михаил (Лузин)

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Лопухин А.П.

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Родит же сына - глагол (τέξεται) употреблен тот же самый, какой и в 25-м ст., указывает на самый акт рождения (ср. Быт. 17:19; Лк. 1:13) . Глагол γεννάω употребляется только тогда, когда нужно обозначить происхождение детей от отца.

И наречешь - (так в греч.; в слав. и некоторых русских изданиях: нарекут) вместо нареки, назови, будущее вместо повелит., употребляется и у нас для выражения смягченных приказаний, иногда совсем не отличаясь по форме от повелительного (напишите, напишете, выучите, посмотрите, посмотрите и проч.).

Ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Он, именно Он, Он один, спасет народ (греч.) Свой, т.е. известный народ, принадлежащий именно Ему, а не кому-либо другому. Прежде всего разумеется здесь еврейский народ - так мог понимать слова эти Иосиф; затем люди из всякого народа, - однако из еврейского и из других народов только те лица, которые суть Его последователи, веруют в Него, принадлежат собственно Ему. От грехов их (греч. его, т.е. народа) - не от наказания за грехи, но от самых грехов - замечание весьма важное, указывающее на подлинность Евангелия Матфея. В самом начале евангельского благовестия, еще когда последующая деятельность Христа не выяснилась и не определилась, указывается, что Иисус Христос спасет народ Свой от грехов его, не от мирского подчинения светской власти, но именно от грехов, преступлений против заповедей Божьих. Здесь мы имеем ясное обозначение природы будущей «духовной деятельности Христа».

Толковая Библия.

Троицкие листки

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Родит же , обрученная тебе Дева, сына , и ты, хотя не отец Его, однако же, по праву отца, и наречешь , дашь ему имя . Однако же не такое имя, какое ты пожелал бы дать, а то, которое я принес тебе для Младенца свыше, от Самого Бога, - имя Иисус , что значит Спаситель. Это, а не другое какое-либо имя приличествует рождающемуся Младенцу потому, что Он будет Спаситель мира: ибо он спасет людей своих , не только Свой избранный народ, народ Израиля, но и всех верующих в Него и именующихся Его именем, спасет их не от видимых врагов, - это могут делать и люди, Богом избранные, а - от грехов их , от грехов и от смерти вечной, от этого никто из людей не может избавлять. Вот что значит сладчайшее имя Господа нашего - Иисус, имя, принесенное с неба и истолкованное не человеком, но Ангелом Господним! Поистине нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12) , Бог превознес Его и дал Ему имя Иисус, дабы пред ним преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2:10) ! Грех сначала вселяет ад в человека, а потом самого человека низводит в ад. Грех удаляет человека от Бога; от греха - всякое зло и самая смерть; поэтому спасти от грехов - значит примирить людей с Богом и возвратить им вечную жизнь. Но кроме Бога никто не может оставлять, прощать грехи, поэтому и рождающийся от Девы Иисус есть всесовершенный Бог. «Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, - замечает святитель Иоанн Златоуст, - а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой вселенной».

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он не сказал: «Родит тебе сына», как было сказано Захарии: И жена твоя Елисавета зачнет и родит тебе сына . Поскольку женщина, зачав от мужа, рождает сына для своего мужа, ибо он более из него, чем от нее. Но Та, Которая зачала не от мужа, рождает Сына не ему, но только Себе. Посмотри, сколь схоже все это с тем, что произошло с Адамом. Как тогда жена, вкусив от древа, одна прельстилась и породила смерть, а Адам не участвовал в ее прельщении, ибо согрешил не по дьявольскому соблазну, а доверившись жене, так и Мария, восприняв от Духа Святого, одна уверовала, сказав: Ибо отныне будут ублажать Меня все роды . Иосиф же тогда не был причастен к вере ее зачатия, но лишь позже он был спасен за молчание и согласие с Ней. Поэтому ангел предстал ему во сне, а не наяву; подобно тому, как Бог сотворил женщину из спящего Адама, так и спящему Иосифу Он определил жену по Своей воле.

Сам евангелист поясняет, что по-еврейски означает имя Иисус: Он спасет людей Своих от грехов их . Так, если врач, не имеющий никакой силы для спасения людей, только лишь благодаря умению смешивать травы не стыдится применять к себе название врача, то сколь достойнее назван Спасителем Тот, чрез Которого спасен весь мир?

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 1, ст. 18-28.

1.18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.

1.19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

1.20. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;

1.21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

1.22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

1.23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

1.24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

1.25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

(Мф. 1, 18-25)

Сегодня, в пятницу перед Рождеством Христовым, литургия не совершается. На часах же читаются четыре евангельских зачала. Во время первого часа, для нашего назидания, Святая Церковь предлагает отрывок из Евангелия от Матфея.

Повествование о Рождестве Иисуса Христа мы встречаем только у двух евангелистов - Матфея и Луки. И если последний рассказывает нам о взволнованной Деве, которая готовится стать Матерью Христа - Сына Божьего, то евангелист Матфей описывает рассудительного Иосифа, обнаружившего беременность своей невесты.

Иными словами, историю Рождения Иисуса Христа Лука передает глазами Матери Божией, а Матфей - глазами Иосифа Обручника. Но есть то, что объединяет оба эти рассказа: явление ангела Божия, который говорит Иосифу то же, что архангел Гавриил Марии: «Не бойся»!

Блаженный Феофилакт, рассуждая о значении слов ангела, указывает на возможность понимать их двояко: или «что Иосиф боялся принять Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: “не бойся”, то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но “не бойся принять”, то есть поселить в своем доме».

По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 18-19). В этих словах евангелист описывает типичные для иудеев традиции бракосочетания, состоявшие из трех основных этапов.

Во-первых, сватовство. Нередко молодые даже не встречались друг с другом, обо все договаривались родители или назначенные сваты. Брак считали очень серьезным делом, чтобы руководствоваться какими-либо чувствами.

Во-вторых, обручение. Нередко только на обручении и происходило знакомство молодых. В этот момент они могли разорвать договоренность сватов, но если обручение состоялось, то молодые уже считались в обществе мужем и женой, хотя и не жили вместе до последнего этапа - свадьбы.

И так как Дева Мария и Иосиф были уже обручены, то, видя беременность своей невесты, Иосиф и решается, по своей праведности, «отпустить» Марию, то есть дать ей разводное письмо. Это был единственный способ расторгнуть обручение.

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20-21).

Евфимий Зигабен, пишет: «Почему ангел не сказал Иосифу о бессеменном зачатии прежде, чем стало явно, что Мария имеет во чреве? Потому что он мог бы не поверить по причине необычайности дела; но когда оно уже было очевидно, - открывает и легче убеждает. Почему Дева не открыла Иосифу, так как Она прежде была извещена Гавриилом? Потому что знала, что не убедит, а скорее огорчит, как бы стараясь скрыть вину. Кроме того, почему Самой Деве ангел открыл о зачатии от Духа Святого до того, как явно было, что Она имеет во чреве? Потому что, если бы Она не знала этого заранее, то могла бы находиться в смущении и страхе… Посему Деве Ангел возвестил прежде зачатия, а Иосифу во время рождения».

Евангелист Матфей, передавая слова ангела святому Иосифу, указывает и на имя будущего Богомладенца - Иисус. И сразу же поясняет: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21).

Имя Иисус, по-еврейски - Иешуа, переводится как «Бог спасает». Это было распространенное имя среди евреев. Так называли детей в честь Иисуса Навина, который после смерти пророка Моисея ввел свой народ в землю обетованную.

Евангелист указывает на Христа как на нового Иисуса, который не просто выведет Свой народ из рабства вавилонского, египетского или римского, а избавит от рабства греха. Это имя станет символом и явным указанием Бога на то, что Он никогда не оставлял и не оставит Свой народ, являя всю полноту безграничной любви и милости, в который мы, дорогие братья и сестры, так нуждаемся.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

. «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго»

«Отчего люди праведные удостаиваются небесных видений ночью, во время сна, а не днем, в бодрственном состоянии? Причина, кажется, должна быть следующая: Господь по планам Своей высочайшей премудрости являет чудеса Свои только в случае крайней надобности и больше домостроительство Свое показывает естественным способом. Явление небожителей во сне людям праведным есть дело очень обыкновенное и естественное: душа таких людей сообщается с миром невидимым во сне, оттого что связь ее с телом в это время всего слабее и удобно может воспринимать тонкое влияние мира духовного. Между тем днем, в бодрственном состоянии, и праведные люди более или менее окружены суетою мира, не дозволяющей душе всецело возноситься горе и беседовать со светлыми духами горнего мира. Только особенное, чудесное действие благодати Божией может их вполне устремлять в область небесную и доставлять им полную возможность созерцать мир духов! Желаешь ли назидательной беседы небожителей – храни себя в совершенной чистоте днем и ночью, и, подобно Иосифу и другим праведникам, ты удостоишься явления жителей мира горнего, которые заботливо следят за нашею жизнию, как братья, направляя ее так, чтобы мы сделались достойными их святого содружества и здесь, но особенно – там, на небе» .

. «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»

«Надежда христианская есть надежда наша на Христа и на вечное блаженство, обещанное нам Христом. Он край желания нашего: Той спасет люди Своя от их . «Рад бы в рай, да грехи не пускают»,– говорят многие из христиан, не имеющие понятия о христианской надежде, как будто грехи есть какая-то нерушимая стена. Нет: я скажу, что ее-то и разорил крестом и смертью Спаситель наш и отверз кающимся рай Божий. В том и будем стоять, чтобы научить, как надеяться на Христа, потому что не всякая надежда есть христианская, истинная, спасительная. Мы покажем свойства христианской надежды: основательность, твердость и полноту ее и те признаки, по коим можно знать, есть ли в нас христианская надежда; покажем, что надежда христианская дышит молитвою как воздухом, поддерживается и укрепляется животворящими Тайнами, чтением или слушанием Слова Божия и писаний св. отцов, собственными добрыми делами каждого. Здесь мы раскроем, что так как христианин есть существо свободное и разумное, сотворенное по образу и подобию Божию, но притом падшее (по своей воле) или удалившееся от Бога чрез беззакония, то должен сам, чрез веру, надежду и любовь, приближаться к своему Первообразу. Посоветуем всякому христианину рассмотреть тщательно: что в нем составляет собственно человека богоподобного и бессмертного, попросим обратить внимание на свое сердце, прислушаться к его требованиям, весьма часто обнаруживающимся пред сознанием человека, и удовлетворять им безотлагательно. Сердце наше требует веры в Бога и соединения с Ним, в Коем находит покой и блаженство, но оно и прельщается, по действию духа темного и прирожденной порче, всеми земными благами, которые не составляют его покоя, жизни и блаженства, а одну скорбь и тугу. Соединить это сердце верою и надеждою со Христом – вот последнее желание наше при беседах с вами о надежде; прервать надежду вашу на земные блага: на людей, на почести, на богатство, на удовольствия чувственности – вот наше единственное желание. Мы утопаем в грехах и часто унываем, отчаиваемся, погибаем от множества их; обратить взоры всех на надежду нашу – Христа Спасителя – во всех грехах, во всех скорбях, во всех превратностях жизни, счастья и несчастья, показать, что Он есть Бог кающихся и Спас согрешающих, – вот наше желание. Показать во Христе – нашу жизнь, наше блаженство, наш свет, наше богатство, пищу, питие, все, и всю жизнь научить всех стремиться к Нему, как к краю всех наших желаний, – вот чего мы больше всего желаем. Иисус – Источник всегда живой. Я желал бы вас довести до того, чтобы каждый из вас от сердца называл Иисуса своим Иисусом, своим Спасителем. Не дай Бог, чтобы нам пришлось восклицать: Господи! кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? [

Пророки Ветхого Завета предвещали приход Мессии - Божьего помазанника, того, кто принесет спасение. Ко временам Христа ожидание Его прихода стало особенно напряженным. Люди представляли себе Мессию как могучего, победительного воина, который накажет нечестивых язычников, угнетавших народ Божий, и установит царство сказочного мира и изобилия. Когда Мессия оказался совсем не таким, большинство народа отвергло Его. Нам легко упрекать людей того времени, дивиться их неверию и жестокосердию - но разве люди нашего времени не проявляют тех же качеств? Христос приносит Спасение, купленное Ценой Его собственной смерти на Кресте - и так многими оно оказывается невостребовано. Почему?

Посмотрим, о каком спасении идет речь - и какого спасения ищут люди. Евангелие говорит о грядущем Младенце, что “Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21)”. Это спасение от чего-то внутри нас самих - от порчи, от греха, от безумия и противления. Спасение, которого, по большей части искали древние Иудеи - и современные Россияне - это спасение от чего-то внешнего. От неприятных, давящих обстоятельств, от других людей, которые поступают с нами несправедливо. Люди первого века жили впроголодь - и мечтали о мессианской эпохе, когда еды будет вдоволь; они жили под тиранической властью как династии Иродов, так и стоявших над ними римских оккупантов - и хотели, чтобы Мессия крепкой рукой навел порядок и установил более справедливое правление. От Мессии ожидали, что Он удовлетворит чаяния и нужды народа - как невинные, такие как потребность в сытости и безопасности, так и более сомнительные - такие как потребность попрать, наконец, нечестивых язычников и превознестись над ними. Впрочем, и это желание легко было истолковать в благочестивом ключе - разве чтители истинного Бога не должны быть превознесены над скверными идолопоклонниками? Не служит ли к оскорблению имени Божьего то, что Его народ страдает под властью нечестивых?

Когда выяснилось, что этого Мессия не сделает, рухнувшие надежды вылились в разочарование и даже ненависть, крики “Осанна” сменились криками “Распни Его!”. Но уже в событиях Рождества видно, что происходит что-то, что люди не ожидают - и не очень-то хотят. Мессия приходит в мир как Младенец в бедной семье. Его Пречистой Матери не находится места в гостинице. Он не приносит избавления от всех бед - напротив, Его самого нужно спасать от ярости Ирода, ближайшие к Нему люди не только не получают сытости и безопасности, но вынуждены становиться беженцами.

Он явно не приносит людям того, что они хотят. И это очень важно отметить. Спасение неожиданно - люди хотят спасения в категориях этого мира - достатка, безопасности, иногда, хуже, мести и власти, когда Бог возвысит нас над нашими врагами. Но у Бога иной замысел - сделать нас святыми и причастными истинному благу. С точки зрения падшего человека спасение должно состоять в том, что его желания будут удовлетворены; Бог видится как средство к получению того, что хотим мы. Очень часто и почти незаметно - и в I веке, и в XVI, и в XXI - люди объявляют свои хотения волей Божией (“Бог сказал мне напасть на Ирак”) и видят в Боге небесного покровителя и небесного гаранта своих идеалов, своих ценностей и своих проектов. Светские религиоведы, усматривающие в Боге проекцию коллективного “я” религиозной или этнической группы, воплощение ее ценностей и ожиданий, в чем-то правы - люди постоянно формируют свой образ Бога исходя из своих желаний. И когда настоящий, живой Бог становится Младенцем в Вифлееме, они оказываются к этому трагически неготовы - не готовы и сейчас.

Но Бог не исполняет наших желаний. Для того, чтобы мы обрели подлинную, вечную радость, для которой Он нас создал, мы должны научиться желать другого. Маленький ребенок хочет игрушек и сладостей, но ему нужно вырасти и войти в мир взрослых радостей и взрослых обязанностей. Желания падшего человека часто не служат к его подлинному благу. Есть циничная присказка “не учите меня жить, лучше помогите материально” - и, как правило, человек, говорящий такое, нуждается именно в том, чтобы научиться жить, а от материальной помощи ему будет мало толку.

Бог хочет научить нас жить - и преобразить нас изнутри Своей благодатью, которую Он подает через молитву и Таинства Церкви. Сделать нас другими людьми - людьми, способными воспринять ту вечную радость, которую Он нам уготовал. Спасение, которое приносит Христос, состоит не в том, что Бог меняет внешние обстоятельства или других людей, а в том, что он меняет нас самих.

В наши дни люди живут не в пример сытнее, безопаснее и свободнее, чем в I веке, но также полны негодования на обстоятельства и на других людей. Они также уверены, что это обстоятельства и другие люди должны измениться - и не видят необходимости меняться самим. Именно в этом - корень непонимания между миром и Церковью. Почему Церковь не ополчится на наших врагов? Почему Церковь лезет учить нас жить, вместо того, чтобы сделать, как мы хотим? Ответ, который можно сразу дать, будет несколько обескураживающим - потому, что сам Христос не собирается делать, как вы хотите. Потому что вам это было бы вам не на пользу.

Христос приходит не для того, чтобы изменить других людей, или обстоятельства вокруг нас, которыми мы недовольны. Он приходит, чтобы изменить нас самих. Мы должны перемениться - изменить свои взгляды и предпочтения, ценности и идеалы, главные цели в жизни и повседневные поступки. Тогда мы и увидим, как извлечь сучки из чужих глаз - но не раньше. Бессмысленно задаваться вопросом “как бы мне приспособить Христа к моим целям, устремлениям, идеалам и интересам”. Единственный вопрос, который имеет смысл это “Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:6)”.

Пророки Ветхого Завета предвещали приход Мессии - Божьего помазанника, того, кто принесет спасение. Ко временам Христа ожидание Его прихода стало особенно напряженным. Люди представляли себе Мессию как могучего, победительного воина, который накажет нечестивых язычников, угнетавших народ Божий, и установит царство сказочного мира и изобилия. Когда Мессия оказался совсем не таким, большинство народа отвергло Его. Нам легко упрекать людей того времени, дивиться их неверию и жестокосердию - но разве люди нашего времени не проявляют тех же качеств? Христос приносит Спасение, купленное Ценой Его собственной смерти на Кресте - и так многими оно оказывается невостребовано. Почему?

Посмотрим, о каком спасении идет речь - и какого спасения ищут люди. Евангелие говорит о грядущем Младенце, что “Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21)”. Это спасение от чего-то внутри нас самих - от порчи, от греха, от безумия и противления. Спасение, которого, по большей части искали древние Иудеи - и современные Россияне - это спасение от чего-то внешнего. От неприятных, давящих обстоятельств, от других людей, которые поступают с нами несправедливо. Люди первого века жили впроголодь - и мечтали о мессианской эпохе, когда еды будет вдоволь; они жили под тиранической властью как династии Иродов, так и стоявших над ними римских оккупантов - и хотели, чтобы Мессия крепкой рукой навел порядок и установил более справедливое правление. От Мессии ожидали, что Он удовлетворит чаяния и нужды народа - как невинные, такие как потребность в сытости и безопасности, так и более сомнительные - такие как потребность попрать, наконец, нечестивых язычников и превознестись над ними. Впрочем, и это желание легко было истолковать вблагочестивом ключе - разве чтители истинного Бога не должны быть превознесены над скверными идолопоклонниками? Не служит ли к оскорблению имени Божьего то, что Его народ страдает под властью нечестивых?

Когда выяснилось, что этого Мессия не сделает, рухнувшие надежды вылились в разочарование и даже ненависть, крики “Осанна” сменились криками “Распни Его!”. Но уже в событиях Рождества видно, что происходит что-то, что люди не ожидают - и не очень-то хотят. Мессия приходит в мир как Младенец в бедной семье. Его Пречистой Матери не находится места в гостинице. Он не приносит избавления от всех бед - напротив, Его самого нужно спасать от ярости Ирода, ближайшие к Нему люди не только не получают сытости и безопасности, но вынуждены становиться беженцами.

Он явно не приносит людям того, что они хотят. И это очень важно отметить. Спасение неожиданно - люди хотят спасения в категориях этого мира - достатка, безопасности, иногда, хуже, мести и власти, когда Бог возвысит нас над нашими врагами.Но у Бога иной замысел - сделать нас святыми и причастными истинному благу.С точки зрения падшего человека спасение должно состоять в том, что его желания будутудовлетворены; Бог видится как средство к получению того, что хотим мы. Очень часто и почти незаметно - и в I веке, и в XVI, и в XXI - люди объявляют свои хотения волей Божией (“Бог сказал мне напасть на Ирак”) и видят в Боге небесного покровителя и небесного гаранта своих идеалов, своих ценностей и своих проектов. Светские религиоведы, усматривающие в Боге проекцию коллективного “я” религиозной или этнической группы, воплощение ее ценностей и ожиданий, в чем-то правы - люди постоянно формируют свой образ Бога исходя из своих желаний. И когда настоящий, живой Бог становится Младенцем в Вифлееме, они оказываются к этому трагически неготовы - не готовы и сейчас.

Но Бог не исполняет наших желаний. Для того, чтобы мы обрели подлинную, вечную радость, для которой Он нас создал, мы должны научиться желать другого. Маленький ребенок хочет игрушек и сладостей, но ему нужно вырасти и войти в мир взрослых радостей и взрослых обязанностей. Желания падшего человека часто не служат к его подлинному благу. Есть циничная присказка “не учите меня жить, лучше помогите материально” - и, как правило, человек, говорящий такое, нуждается именно в том, чтобы научиться жить, а от материальной помощи ему будет мало толку.

Бог хочет научить нас жить - и преобразить нас изнутри Своей благодатью, которую Он подает через молитву и Таинства Церкви. Сделать нас другими людьми - людьми, способными воспринять ту вечную радость, которую Он нам уготовал. Спасение, которое приносит Христос, состоит не в том, что Бог меняет внешние обстоятельства или других людей, а в том, что он меняет нас самих.

В наши дни люди живут не в пример сытнее, безопаснее и свободнее, чем в I веке, но также полны негодования на обстоятельства и на других людей. Они также уверены, что это обстоятельства и другие люди должны измениться - и не видят необходимости меняться самим. Именно в этом - корень непонимания между миром и Церковью. Почему Церковь не ополчится на наших врагов? Почему Церковь лезет учить нас жить, вместо того, чтобы сделать, как мы хотим? Ответ, который можно сразу дать, будет несколько обескураживающим - потому, что сам Христос не собирается делать, как вы хотите. Потому что вам это было бы вам не на пользу.

Христос приходит не для того, чтобы изменить других людей, или обстоятельства вокруг нас, которыми мы недовольны. Он приходит, чтобы изменить нас самих. Мы должны перемениться - изменить свои взгляды и предпочтения, ценности и идеалы, главные цели в жизни и повседневные поступки. Тогда мы и увидим, как извлечь сучки из чужих глаз - но не раньше. Бессмысленно задаваться вопросом “как бы мне приспособить Христа к моим целям, устремлениям, идеалам и интересам”. Единственный вопрос, который имеет смысл это “Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:6)”.