Складной мольберт своими руками. Мольберт своими руками - чертежи с размерами Как сделать мольберт своими руками в домашних условиях


КАКИЕ МОЛЬБЕРТЫ БЫВАЮТ?

Классификации мольбертов могут быть самыми разными. Многие производители по-своему классифицируют свои мольберты. Мы разработали упрощенную классификацию, предназначенную для использования на нашем сайте:

Основные характеристики мольбертов:

Технические особенности мольбертов:

МОЛЬБЕРТ "ЛИРА"

Лира – мольберт на трех ножках, передние ножки которого, соединенные несколькими планками, сходятся в верхней части и образуют рабочую раму мольберта в форме трапеции. Задняя ножка, как правило, подвижная. Перемещением задней ножки мольберта регулируется рабочий угол наклона мольберта. Такая конструкция обеспечивает достаточную устойчивость и в то же время легкость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – «А-мольберты».

МОЛЬБЕРТ "СТАНОК"

Станок – профессиональный мольберт на устойчивом основании с параллельными стойками, соединенными в раму несколькими планками. Такая конструкция обеспечивает отличную устойчивость мольберта. Иностранные производители иногда называют такой тип мольбертов – « Н – мольберты».

Станки обычно оборудованы выдвижной или неподвижной мачтой и удобным механизмом перемещения холста по высоте. Рама мольберта может отклоняться в довольно широком диапазоне углов, как правило, включая отрицательный. Благодаря этому «свежие» картины, написанные маслом, можно сушить прямо на мольберте накинув сверху пленку или ткань для защиты от пыли без опасения размазывания краски.

Мольберты - станки не имеют возможности горизонтальной установки рабочей поверхности, что несколько ограничивает сферу их применения при использовании «мокрых» техник живописи – акварели или гуаши.

Холст на подрамнике или планшет опирается на подставку, закрепленную на мачте и на раму мольберта. Обычно с подставкой совмещена полка для принадлежностей, кистей, красок и других мелких предметов и аксессуаров.

Станки отличаются удобством использования, устойчивостью и значительными габаритами. Для работы с таким мольбертом необходимо иметь достаточно места. Профессиональные художники в своих студиях обычно используют мольберты именно этого типа. Основательная, функциональная и хорошо продуманная конструкция позволяет художнику сосредоточиться именно на творчестве не тратя лишние усилия и время на закрепление и перемещение холста в процессе работы.

МОЛЬБЕРТ "ТРЕНОГА"

Тренога – переносной складываемый мольберт штативного типа на трех ножках. Используется для демонстрационных работ и на пленэрах. Легкий, портативный, обладает ограниченным уровнем устойчивости. В сложенном состоянии занимает немного места и помещается в сумку средних размеров. Иностранные производители относят такой тип мольбертов к «полевым» мольбертам.

Треноги обычно имеют три телескопические ножки, регулируемые по высоте и подвижную мачту, закрепленные на одной оси. Угол наклона мольберта регулируется положением мачты. Рабочие углы наклона холста любые - от небольшого отрицательного до горизонтали. Благодаря этому мольберты – треноги универсальны. На них удобно работать не только с маслом и акрилом, но и с акварелью, гуашью и пастелью.

Холст на подрамнике или планшет опирается на небольшие подставки на передних ножках мольберта, или на нижний упор мачты. На мольбертах – треногах обычно работают с холстами небольших и средних размеров. Для больших холстов, некоторые производители выпускают усиленные треноги.

Необходимо иметь ввиду, что мольберты - треноги обладают низким уровнем устойчивости и не очень удобны для работы в стационарных условиях. Большое значение для устойчивости мольберта имеет материал, точность изготовления и хорошая фурнитура. Несомненно, это касается любых видов мольбертов, но именно треноги наиболее чувствительны к качеству изготовления.

Лучший материал для изготовления деревянных треног – бук. Существуют также металлические треноги, которые удобны, практичны и достаточно прочны.

Благодаря «воздушной» конструкции и небольшим габаритам в разобранном виде, мольберты – треноги популярны для использования на выставках, особенно передвижных.

МОЛЬБЕРТ "ТРАНСФОРМЕР"


Трансформер – универсальный студийный мольберт имеющий возможность и наклонно-вертикального и горизонтального расположения рабочей поверхности. Конструкции трансформеров различны, но их объединяет способность держать холст или планшет под углами необходимыми для работы с различными техниками живописи. Иностранные производители иногда называют такие мольберты «конвертируемыми» или «гибридными».

Трансформеры удобны для художников работающих и маслом или акрилом, и акварелью, гуашью или пастелью. Как правило, трансформеры используются для написания картин средних размеров.

Конструкция трансформеров достаточно сложная и желательно использование таких мольбертов от известных производителей, поскольку требования к качеству изготовления и применяемым материалам и фурнитуре высоки. Хороший трансформер будет радовать художника своей универсальностью и удобством использования.

"ПАЛОЧНЫЙ" МОЛЬБЕРТ


– простейший мольберт тренога, собираемый из планок. Как правило, палочный мольберт состоит из набора из восьми планок и крепежных винтов. Палочные мольберты используют в качестве демонстрационных или при обучении азам живописи.

Каждая ножка состоит из двух планок, соединенных между собой винтами. Ножки вверху зафиксированы винтом или шпилькой. Подставка под холст или планшет также собирается из двух планок и крепится на необходимой высоте к передним ножкам мольберта. Холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, прислоняясь к ножкам мольберта.

Основными достоинствами таких мольбертов является портативность и низкая цена.

МОЛЬБЕРТ "ХЛОПУШКА"


– мольберт начального уровня, представляющий собой раму или планшет, стоящий под наклоном на четырех ножках. Угол наклона планшета может регулироваться за счет перемещения задних ножек мольберта. применяется в художественных школах и изостудиях, однако, может быть использован и для домашних занятий живописью.

Конструкция мольберта проста и не требует использования особо качественных материалов. За счет этого мольберты – хлопушки достаточно дешевы. Как правило, хлопушки снабжены планшетом из фанеры, на котором удобно закреплять листы бумаги или картона. Некоторые модели хлопушек имеют съемный планшет, вместо которого можно закрепить холст на подрамнике. При этом холст не фиксируется и свободно стоит на подставке, опираясь на раму мольберта. Высота установки стационарного планшета не регулируются, а съемные планшеты могут иметь несколько фиксированных положений по высоте.

Основным достоинствами такого мольберта являются низкая цена и практичность.

КАРКАСНЫЙ МОЛЬБЕРТ

– настольный мольберт, представляющий собой раму с опорой на отставную ножку. На мольберте можно закреплять планшет или холст на подрамнике небольшого или среднего размера.

Имеет простую конструкцию и ограниченную функциональность. Не смотря на это, мольберт отлично выполняет свои функции и широко используется при обучении живописи и художниками - любителями.

ПЛАНШЕТНЫЙ МОЛЬБЕРТ


– настольный планшет, имеющий отставляемую ножку. Угол наклона планшета регулируется передвижением отставленной ножки. Некоторые модели могут быть снабжены подвижным верхним зажимом для внешнего планшета или холста на подрамнике. Планшет изготавливается из массива дерева.

Лист бумаги или картона крепится на планшете мольберта при помощи кнопок. При наличии верхнего зажима и подставки для холста, на мольберте можно закрепить холст на подрамнике или внешний планшет, большего размера, чем планшет мольберта.

Относится к разновидности универсальных настольных мольбертов, удобных в использовании при работе с небольшими картинами.

МАЧТА МОЛЬБЕРТА

Большинство напольных мольбертов имеют мачту или, как ее еще называют, штангу. Мачты бывают выдвижными и неподвижными. На мачте крепятся подставка для установки холста и зажим для фиксации верхней части холста.

Выдвижная мачта обеспечивает удобное перемещение холста по высоте. При этом подставка под холст, как правило, перемещается вместе с мачтой. Если мачта мольберта неподвижна, перемещение холста по высоте возможно только при перемещении подставки вдоль мачты. Это, как правило, не очень удобно и достаточно долго. Конструкция верхнего зажима холста – бегунка на всех мольбертах практически одинакова. Бегунок может передвигаться вдоль мачты и фиксируется винтовым фиксатором.

На мольбертах высокого класса, мачта может быть составная или иметь вкладку для увеличения возможной высоты холста.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УГОЛ НАКЛОНА МОЛЬБЕРТА

Как правило, положение рабочей части мольберта при работе маслом или акрилом – наклонно вертикальное. Холст или планшет наклонен под углом к вертикали «от художника» для обеспечения удобства работы. Однако такое положение холста не позволяет сушить «свежую» масляную краску, нанесенную на картину, без риска осаждения пыли. Некоторые конструкции мольбертов позволяют наклонить рабочую часть «на художника». Таким образом, если на верхнюю часть картины накинуть защитную пленку или ткань, - картина будет защищена от пыли без риска повреждения «свежей» краски.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛЬБЕРТА

Для некоторых «влажных» техник живописи, таких как работа акварелью или гуашью важно, чтобы краска легкой консистенции не стекала по бумаге после нанесения. Для этого, лист бумаги или картона, закрепленный на планшете должен располагаться горизонтально. Мольберты, предназначенные для такого вида работ, позволяют переводить рабочую часть в горизонтальное положение.

КАКОЙ МЕХАНИЗМ РУЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ХОЛСТА ПО ВЫСОТЕ НАИБОЛЕЕ УДОБЕН?

Перемещение холста по высоте – важный элемент в работе художника, особенно при работе с картинами средних и больших размеров. Если мольберт оборудован соответствующим механизмом, художник без труда может работать с любой частью картины на удобной ему высоте.

Перемещение холста может быть ручным и электрофицированным.

Наиболее удобным механизмом ручного передвижения холста по высоте является зубчато-реечный механизм перемещения мачты с фиксатором типа трещотка . Для перемещения холста по высоте достаточно потянуть за стопорное кольцо механизма фиксации, переместить мачту мольберта, а вместе с ней и холст на нужную высоту и отпустить кольцо. При перемещении по вертикали угол наклона холста не изменяется.

Такое техническое решение позволяет художнику практически без усилий и затрат времени поднимать и опускать холст на нужную высоту в процессе работы над картиной.


ЗАЧЕМ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ ОПИСАНИЮ ТИПОВ ФИКСАТОРОВ МОЛЬБЕРТА?

Мольберт достаточно сложный и продуманный технический объект, призванный максимально облегчить труд художника. При работе над картиной художник может менять высоту ее расположения, угол наклона, снимать с мольберта и ставить холст на место. При этом картина должна быть надежно закреплена. Для этого существуют зажимы и узлы разного вида. Как правило, они фиксируются различными винтовыми фиксаторами.

Наиболее удобными в использовании винтовыми фиксаторами являются круглые или фигурные ручки большого размера, к которым можно не прилагать значительных усилий при откручивании или закручивании. На мольбертах класса Профи - Премиум используются деревянные ручки , которые удобны и красиво выглядят. Менее удобно работать с фиксаторами «барашек» или «плоский барашек» , особенно в узлах требующих сильной фиксации. Чем размер «барашка» больше, тем приятнее с ним работать.

Имеет значение также, какое количество фиксаторов необходимо использовать при той или иной операции. Чем фиксаторов меньше, чем они удобнее – тем проще работать художнику.

Большое значение имеет материал, из которого изготовлены фиксаторы. Наиболее приятной в работе и долговечной является фурнитура из латуни. Железные и алюминиевые фиксаторы менее удобны и могут быстрее приходить в негодность.

При выборе мольберта, обращайте внимание на фиксаторы, на их тип, материал изготовления и размеры. Удобство работы с мольбертом складывается из мелочей.

ПОЧЕМУ ЦЕНА ПОХОЖИХ ВНЕШНЕ МОЛЬБЕРТОВ МОЖЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ?

Мольберты – своего рода произведения инженерного искусства. Хороший мольберт не заметен во время работы. Он как бы «угадывает» желание художника и помогает ему. На хороший мольберт приятно смотреть, а еще приятнее его касаться. Качественная структура применяемой древесины, шелковистость поверхности, закругленность деталей, прочная и долговечная фурнитура, устойчивость и отсутствие люфтов – все это отличает мольберты высокого класса от их более дешевых собратьев.

В эпоху, когда все уже придумано, конструкции мольбертов одного типа внешне отличаются друг от друга не значительно. Выбирая мольберт нужно доверять либо собственным ощущениям, либо, если это не возможно, доверять известным торговым маркам. Итальянские и французские фирмы – производители мольбертов являются флагманами на этом рынке. При наличии достаточных средств, лучше отдать предпочтение более дорогому продукту. Ведь хороший мольберт прослужит долго и будет радовать вас постоянно, а сиюминутная экономия будет постоянно напоминать о себе мелкими разочарованиями…

Мольберты-хлопушки

Талантливым любителям искусства, регулярно посвящающим свое личное время рисованию, известно, что для повышения комфорта и удобства совершать созидательный процесс лучше не на весу, а на специальном приспособлении, мольберте. Профессиональные его модели принято покупать в определенных магазинах, а вот простые варианты, небольшого размера, так называемые хлопушки, легко можно изготовить самостоятельно. Мольберт своими руками - хороший вариант, подходящий как для тех, кто только начинает творить, так и для тех, кто уже смог преуспеть на этом поприще.

Первый этап, или С чего начать

Чтобы сделать мольберт своими руками, вам понадобится первоначальный чертеж или схема, которой необходимо будет руководствоваться в процессе сборки. Если вы не являетесь профессиональным плотником, то не стремитесь прибегать к сложным схемам.

Простые модели не менее функциональны, зато часто выигрывают за счет практичности. Их легко использовать, собирать и разбирать, а также при необходимости перевозить с места на место. Перед тем как сделать мольберт своими руками, необходима предварительная подготовка каждой деревянной детали. С этой целью обычно применяется наждачная бумага, она придает дереву законченный внешний вид и делает поверхность более безопасной. После чего понадобится составить перечень материалов и инструментов, которые будут задействованы для изготовления мольберта. В зависимости от модели, такой список может незначительно отличаться. В целом мольберт, своими руками выполняемый, потребует от вас закупки следующих компонентов: минимум два деревянных бруса; элементы крепления, саморезы и болты; лист фанеры; инструмент для осуществления работ. Это может быть лобзик или дрель.

Определяем размеры

Мольберт, своими руками созданный, в минимальном варианте будет состоять из четырех брусков и листа фанеры. Приобрести деревянные элементы можно на любом простом рынке. Если вы не можете определиться с подходящими размерами, используйте классический вариант.

Оптимальной является высота бруса порядка двух метров, толщина фанерного листа порядка трех миллиметров, а его размер сто на шестьдесят сантиметров.

Основной процесс

Определитесь с высотой мольберта, от правильного подбора данной характеристики зависит комфорт вашей работы. Помните, что рисовать можно как сидя, так и стоя. От того, каким образом будет осуществляться данный процесс, зависит многое. Как только будет определена высота, от деревянных брусков можно будет отделить рейки, которые будут использованы в качестве ножек для подставки. Очень важно, чтобы все элементы были одинакового размера. Остатки брусьев обычно используются для того, чтобы скрепить ножки пюпитра между собой. Размеры таких креплений по ширине должны быть идентичными с листом фанеры. Ножки по обыкновению соединяются посередине и в верхней их части. В качестве соединительных элементов могут выступать болты, саморезы, деревянные чепики и даже клей. Для придания конструкции дополнительной прочности рекомендуется использовать сразу несколько способов.

Пару слов в финале

При необходимости к мольберту прикрепляется еще одна горизонтальная линейка, на которой можно зафиксировать лист фанеры. При желании на ней можно будет хранить минимально необходимый набор инструментов. Готовую подставку можно обработать акриловой краской или специальным лаком.

Как видите, мольберт своими руками сделать совсем несложно, зато весьма увлекательно.

Устройство, предназначенное для того, чтобы фиксировать лист бумаги или холст на заданной высоте с определенным уклоном, называют мольбертом . Им пользуются художники, для которых эти параметры важны.

Любители рисования выбирают приспособление, руководствуясь особенностями собственной антропометрии, привычками и предпочтениями.

Как сделать мольберт для рисования

Различают несколько типов мольбертов:

  • стационарный. Размещается на полу, считается самым практичным, удобным. Отличные характеристики конструкции объясняют ее использование на выставках, в рекламе;
  • тренога отличается легкостью и небольшими габаритами. Складная конструкция удобна в поездках, на прогулках с рисованием;
  • хлопушка считается ученической вариацией. Простое устройство с доской в верхней части. Размышляете, как самому сделать мольберт? Этот тип легче остальных;
  • настольный подходит начинающим живописцам, рисующим маленькие полотна;
  • планшет или этюдник, похожий на компактные чемоданчики со штативом для установки на любом месте.

Существуют другие варианты конструкций, которые совмещают функции, либо являются модернизацией основных типов.

Для увлеченных рисованием это приспособление необходимо. Вы можете мастерить его самостоятельно, либо купить, выбрав в каталоге магазина компании BoardSYS подходящую по характеристикам модель. Наши менеджеры помогут вам подобрать лучшее по цене производителя.

Если решились на самостоятельный опыт, рассмотрим изготовление одного из вариантов в домашних условиях пошагово.

Настольный мольберт своими руками чертежи с размерами

Это изделие позволит существенно экономить деньги, пространство (если его недостаточно в маленьких помещениях). Проще всего сделать хлопушку в настольной вариации.


Вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • фанера;
  • отвертка, молоток;
  • гайки, болты, шурупы;
  • рейки из сосны или бука;
  • клей, карандаш, тетрадь;
  • двухсторонние крепления.

Отмерьте необходимую вам длину реек (4 штуки), руководствуясь чертежом. Еще 2 рейки по ширине устройства будут соединять их вместе. В 2 см. от края реек сделать отверстия и соединить их виде буквы "П".

Таких деталей должно быть две. Скрепить их петлями. Укрепить на основу фанеру с полочкой в нижней части. Можно предусмотреть двухстороннюю модель с двумя досками.


Можно сделать приспособление без фанеры. Это более сложная модификация.


Чтобы собрать мольберт, используйте инструкцию на рисунке.


В качестве вариантов рассмотрите предложения нашего магазина, представленные на страницах каталога компании. С недорогими, качественными изделиями занятия рисованием станут любимыми для вас и ваших близких.

Делаем мольберт своими руками из доступных материалов. Такой мольберт может собрать даже девушка. Инструкция в фотографиях

Сегодня я расскажу как сделать мольберт своими руками, так как в магазине мольберты стоят в районе 4000 рублей, этот же мольберт обойдется вам всего лишь в 400 рублей.
Сделать такой мольберт просто.

Нам понадобятся рейки размером 20х45 по 2 метра — 5 штук. Распиливаем их по следующим размерам:
168 см — 2 шт.,
154 см — 1 шт.,
146 см — 1 шт.,
53 см — 1 шт.,
39 см — 1 шт.,
60 см — 3 шт.


Теперь кладем рейку 146 см — это основа нашего мольберта.


Относительно неё выкладываем горизонтальные рейки размерами 39 и 53 см.


Отступаем 55 см и выкладываем горизонтальную рейку размером 39 см. Для нижней рейки отступаем снизу 3 сантиметра. Боковые рейки можно пока убрать, они нам нужны.


Теперь в центре поперечных реек мы проделываем отверстие с помощью дрели.


Далее нам нужно выложить их ровно по центру реки 146 см. Итак вот что у нас получается:


Теперь нам нужно выложить боковые рейки по 168 см. Рейки должны располагаться симметрично


Теперь при помощи дрели проделываем отверстия под саморезы и прикручиваем наши боковые рейки с помощью саморезов.


Теперь переделываем ножку нашего мольберта. Для этого мы берем обычную дверную петлю. Крепим сначала к мольберту затем к рейке. Сделаем её как бы в развернутом виде.

Как сделать мольберт своими руками?

Вот что должно получиться:


Теперь осталось сделать только полочку для мольберта.
Для этого понадобится:

  • 3 рейки по 60 см
  • Гвозди
  • Сверло
  • 2 болта с гайками "барашек"


Просверливаем чуть выше середины два отверстия в двух рейках по 60 см.


Дальше делаем полочку для мольберта. Для этого соединяем две рейки по 60 сантиметров и скрепляем гвоздями.


Теперь берем нашу третью рейку и с помощью болтов и гаек "барашек" устанавливаем нашу полочку на мольберт.


Мольберт готов.


Я надеюсь, что эта инструкция была вам полезна. Если вас вдруг возникли какие-то вопросы, задавайте в комментариях, я с удовольствием на них отвечу.

Рубрика: "Мастер-фломастер"

Как сделать мольберт своими руками, варианты. Типы мольбертов.

Мольберт, в переводе с немецкого «Malbrett», означает — полка для живописи. Это специальное приспособление для художников (станок), на котором с удобным для работы наклоном закрепляется холст (чтобы плоскость картины была перпендикулярна лучу зрения).

Рисовать на мольбертах начали ещё в XV веке, тогда они выполняли роль не только приспособления для рисования живописи, а и служили неким атрибутом, украшением мастерской художника, на них часто устанавливали уже готовые картины.

Наиболее часто использовали, да и сейчас используют, треножные мольберты, они менее громоздки и устойчиво стоят на любой, даже не ровной поверхности. Хотя есть мольберты и на четырёх ножках, предпочтительно это детские мольберты, где устойчивость ценится прежде всего.

Варианты мольбертов бывают разные: стандартные, для рисования стоя, настольные мольберты, и, как я уже упоминал — детские мольберты. Конструкция мольбертов тоже бывает разная и для начала рассмотрим на фото, какие бывают мольберты, в том числе и фабричного изготовления.

А вот варианты настольных мольбертов, их обычно используют для рисования картин небольшого размера. Такие картины намного удобнее рисовать сидя за столом. И это не весь перечень, есть и другие типы настольных мольбертов.

На этом фото первый мольберт (слева), он без зажимов холста и предназначен чисто для выставки картин.

Как видите на фото, конструкция мольбертов довольно проста и сделать его своими руками не представляет сложности даже для мастеров с небольшим опытом работы с деревом. В качестве материала можно использовать уже готовые рейки из сосны, бука или ореха, с сечением примерно 20х55 мм. Наиболее оптимальные вариант — бук, но, если нет, подойдёт и другая сухая древесина.

Что такое мольберт, виды, сборка и ремонт собственными руками?

Высоту мольберта (2 передние стоечки) при изготовлении обычно подбирают индивидуально, в среднем это 170 см, т.е. равняется среднему росту, а ширина у основания — 60-70 см. Задняя подпорка при указанных выше параметрах равняется — 155 см, а поперечные перемычки — 40 см и 55 см. Эти размеры я даю для ориентировки. А лучше всего разложить реечки на ровном полу и подкорректировать размеры по своему усмотрению.

Полочку для холста лучше всего сделать вот такой конструкции (см. фото ниже), на двух винтах с барашками, она будет прочно держаться, поскольку будет зажата на всех трёх реечках, а не только на одной, центральной, и её легко можно будет перемещать по высоте. А в месте где будет стоять подрамник с холстом, можно сделать неглубокие (2-3 мм) пропилы, чтобы подрамник не соскальзывал.

Иногда полочку закрепляют на боковых планках, но тогда в них надо сверлить отверстия с шагом 7 см.

Верхний зажим холста лучше сделать на пазах (см. фото выше), сделанными в центральной рейке, тогда его можно перемещать с самого верха планки и вплоть до упора полочки, без дополнительной перестройки, под любой размер холста.

Верхний зажим делают не только из дерева, а можно и из металла. В таком случае он будет прочнее и удобнее в эксплуатации, а сварочный аппарат, электродрель, болгарку сейчас найти не проблема…

Скреплять уже готовые заготовки лучше саморезами, по 2 штуки в каждой точке, тогда мольберт не будет складываться по диагонали.

Закончив все работы по сборке мольберта, его надо еще зашлифовать, острые углы, шероховатости, и вскрыть матовым лаком или другим, или пропитать 1-2 слоями олифы, или специальной пропиткой для дерева, особенно ножки. Такое действие защит древесину от влаги и вредителей, и ваш мольберт прослужит вам долгие-долгие годы…

Виктор Донской
www.masteru.org.ua

Виды мольбертов, этюдники

Всегда в наличии мольберт напольный, деревянный, студийный

Виды мольбертов

Рынок мольбертов сегодня широк и разнообразен, производители предлагают огромное множество моделей для различных творческих задач и разнообразных условий эксплуатации. Статья поможет разобраться в классификации и видах мольбертов и будет полезна при выборе первого мольберта.

Мольберт "Лира"

А-образный мольберт (A-Frame easel), более известный как "Мольберт-Лира", имеет в своей основе треугольник. Такая конструкция позволяет обеспечить устойчивость при малых габаритах и весе, а одиночная задняя опора особенно удобна для небольших помещений, она также позволяет поставить мольберт в угол. Многие А-образные мольберты имеют верхний держатель холста и могут регулироваться по высоте и углу наклона.

Главными достоинствами мольберта-лиры являются его малый вес, надёжность и простота конструкции, компактные размеры, лёгкость установки и хранения. Кроме того, А-образные мольберты часто используются как экспозиционные и подходят для демонстрации всего чего угодно: от живописи до рекламной продукции.

H-образный (студийный) мольберт

Так уж повелось, что под словом "студийный мольберт" обычно подразумевается именно такая конструкция (хотя формально к студийным относятся все мольберты, используемые в помещении). Благодаря своему прямоугольному силуэту и основанию, конструкция этого мольберта наиболее жёсткая и прочная. Он позволяет работать с большими форматами, регулируются по высоте и наклону. Некоторые модели дают возможность наклонять холст не только назад, но и на себя. Студийные мольберты имеют полку и верхний держатель холста.

H-образные мольберты пользуются заслуженной популярностью в художественных школах и мастерских. Оставаясь технически простой, а значит, надёжной и недорогой, конструкция студийного мольберта позволяет работать с комфортом как ученику, так и профессиональному живописцу.

За счёт большого веса и габаритов студийные мольберты уступают лирам и "мачтам" в мобильности, а также требовательны к пространству.

Трансформируемый (гибридный) мольберт

Трансформируемый мольберт, иногда называемый гибридным (Convertible/Hybrid easel) — разновидность H-образного студийного мольберта. Отличается большей гибкостью регулировок, что позволяет мастеру работать в разных техниках и с разнообразными материалами. Например, для покрытия лаком, трансформируемый мольберт можно перевести в горизонтальное положение, не снимая холста. Как правило, гибридные мольберты имеют широкое основание и верхний держатель для работы с огромными форматами.

Большой мольберт — профессиональный и многоцелевой инструмент, рассчитанный на стационарное использование в студии.

Станковый мольберт

Станковый мольберт (Giant easel) — ещё одна разновидность классического студийного Н-образного мольберта. Он отличается, в первую очередь, размерами и рассчитан на работу с поистине огромными полотнами. Чтобы удовлетворить особые потребности художников-"гигантистов", станковые мольберты могут быть оборудованы несколькими мачтами для фиксации широких полотен и даже лебёдкой, помогающей регулировать высоту рамы под тяжёлыми холстами.

Станковые мольберты также востребованы в реставрационных мастерских. Это узкоспециальный инструмент, зачастую изготавливаемый на заказ под конкретные цели.

Мачтовый мольберт

Эти мольберты имеют самый простой силуэт из всех моделей. Их отличает элегантный дизайн и визуальная лёгкость, однако с профессиональной точки зрения они проигрывают другим видам, им не хватает прочности и гибкости традиционных конструкций. Тем не менее, мачтовые мольберты позволяют регулировать высоту и угол наклона холста, а их мобильность и способность быстро и компактно складываться в отдельных условиях могут стать решающим преимуществом.

Благодаря своим эстетическим качествам, мачтовые мольберты востребованы в качестве экспозиционных.

Поделка изделие Моделирование конструирование Мольберт своими руками Дерево

Они подойдут для небольших квартир или школ, а также для нерегулярного использования.

Этюдники и планшеты

Особый вид мольбертов, ориентированный на пленэрную живописть, их конёк — компактность и мобильность. Представляют собой коробку, внутри которой художник хранит все необходимые инструменты и материалы, с возможностью закреплять полотно на внутренней стороне откинутой крышки или с помощью встроенной рамы с регулировкой наклона.

Этюдники отличаются от эскизных коробок наличием складных ножек. За счёт изменения их высоты, этюдник может использоваться вне помещения, в студии и даже как настольный мольберт.

Главным недостатком этюдников было и остаётся ограничение размеров холста, как правило не больше формата А3 — неизбежная расплата за высокую мобильность. Кроме того, этюдник имеет более сложную конструкции с множеством подвижных узлов, тем самым уступая другим мольбертам в надёжности.

Ученические мольберты

Классические "хлопушки" (именно такое устоявшееся прозвище получили эти мольберты за характерный хлопок в момент складывания) можно встретить практически в любой детской школе искусств и в обычной школе в кабинете ИЗО. Неладно скроен да крепко сшит — это тоже про них! Простота конструкции, низкая цена, компактные размеры и возможность одновременно работать вдвоём на противоположных сторонах делают такие мольберты предпочтительными для большинства казённых детских учреждений.

Конструктивно ученический мольберт представляет собой 2 фанерных дисплея на ножках, подвижно соединённых друг с другом в верхней части. Полотно (в данном случае, бумага, разумеется) крепится обычными канцелярскими кнопками или с помощью зажимов в верхней части. Иногда поверхность мольберта делается в виде грифельной доски для рисования мелом.

Настольные мольберты

Ещё одна популярная разновидность мольбертов, широко востребованная у любителей. Как следует из названия, эти компактные мольберты размещаются на столе. Конструктивно они повторяют лиру или H-образный мольберт и отличаются размерами, имеют необходимые регулировки. Как правило, настольные мольберты компактно складываются для удобства хранения и транспортировки.

Из-за своих небольших размеров настольные мольберты серьёзно ограничивают размер полотна. Кроме того, не все любят работать, сидя за столом.

Мольберты-скамейки и интегрированные мольберты

В порядке экзотики отметим комплексные решения, в центре которых мольберт, встроенный в какой-нибудь предмет мебели. Их конёк — многофункциональность игибкие возможности трансформации. Конструкция может быть как предельно простой — в виде обычной лавки с прибитым к торцу держателем холста, так и очень сложной — со всевозможными секциями, держателями, множеством ящиков, полок и прочими поражающими воображение художника излишествами.

Презентационные и декоративные мольберты

Презентационные или экспозиционные мольберты, как следует из названия, предназначены не для создания, а для демонстрации шедевров изобразительного искусства, хотя второе отнюдь не исключает первого.

Такие мольберты зачастую позволяют устанавливать не одно, а сразу несколько полотен, многие из них оборудованы колёсиками и поворотным механизмом. Кроме того, использование в презентационных целях диктует повышенные требования к эстетическим свойствам, материалам и дизайну самих мольбертов.

  1. Простейший случай
  2. Какой делать первым?
  3. Напольные
  4. Настольный (для акварели)
  5. Еще один трансформер

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Нужно сделать мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – изготовление мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Процесс живописи маслом с мольберта

Простейший случай

Временный мольберт-подрамник

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Основные типы мольбертов для станковой живописи

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.