Китайский дворец в ораниенбауме история. Два интерьера с креслами Utrecht, дизайн Геррита Ритвельда, Cassina

План
Введение
1 История создания
1.1 Ансамбль Собственной дачи
1.2 Архитектура Китайского дворца

2 Судьба дворца после 1917 года
3 Реставрационные работы во дворце
4 Интерьеры
4.1 Общая характеристика внутренней отделки
4.1.1 Наборные паркеты

4.2 Передняя
4.3 Гардеробная
4.4 Розовая гостиная
4.5 Штофная опочивальня
4.6 Будуар
4.7 Кабинет Павла
4.8 Зал муз
4.9 Голубая гостиная
4.10 Стеклярусный кабинет
4.11 Большой зал
4.12 Штукатурный покой
4.13 Малый Китайский кабинет
4.14 Большой Китайский кабинет
4.15 Китайская опочивальня
4.16 Камерюнгферская
4.17 Портретная
4.18 Кабинет Екатерины II

Список литературы
Китайский дворец

Введение

Китайский дворец - дворец, расположенный в юго-западной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов). Был построен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762-1768 гг. для императрицы Екатерины II . Является частью ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Свое название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным.

В 1852-1853 гг. южный фасад был перестроен (появился второй этаж) по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта. Как музей дворец открыт в 1922 году.

Из всех построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки) именно в Китайском дворце стиль рококо (который в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения) проявил себя наиболее полно. В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был, в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность.

В настоящее время дворец реставрируется к 2011 году - 300-летнему юбилею Ораниенбаума. К сентябрю 2011 года планируется открыть 4 зала - Большую антикамеру, Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет .

1. История создания

Ораниенбаум, имение князя А. Д. Меншикова, после его опалы в 1727 году находилось в ведении Канцелярии от строений. В 1743 году императрица Елизавета Петровна дарует эти земли вместе со всеми постройками своему племяннику и наследнику Великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Здесь для него строится потешная крепость Петерштадт, а в крепости - дворец (по проекту Ринальди). После женитьбы Петра Федоровича в Ораниенбауме обосновывается малый великокняжеский двор.

Еще будучи Великой княгиней, будущая Екатерина II замышляет построить в Ораниенбауме дачу для увеселений.

Став императрицей, она уже 1 сентября 1762 года (то есть спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой становится Антонио Ринальди. Основные работы были завершены в середине 1770-х гг.

1.1. Ансамбль Собственной дачи

По замыслу Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен состоять из двух частей - регулярной и пейзажной. В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения (Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки). Большая западная часть была близка пейзажному «английскому» парку. При всем этом четкая граница между ними отстутствовала, одна часть как бы плавно переходила в другую .

Композиция восточной части говорила об отходе от типа регулярных парков, характерных для XVII-XVIII веков . В таких парках обязательно существовала одна или несколько цетральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца. Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов с шестнадцатью небольшими островами, соединенных между собой подъемными мостиками. На островках располагались пять маленьких беседок .

В 1766 году из Венеции для Собственной дачи были получены скульптуры, выполненные итальянскими мастерами Д. Маркиори, И. Морлейтром и Джузеппе Торетти (работы этих скульпторов можно также найти в Большом Гатчинском дворце (горельефы) и в Дворцовом парке Гатчины (скульптуры))

Таким образом, если в регулярной части существовали особенности, роднящие ее с пейзажным парком, то и в пейзажной части легко отыскать черты регулярного стиля. Это связано с тем, что в середине XVIII века в архитектуре происходил постепенный переход от барокко к классицизму. Это отразилось не только в облике дворцов Ораниенбаума, но и в планировке его парка.

Проявление стиля рококо в ораниенбаумских постройках А. Ринальди проступает не в отдельных деталях, а в совокупности черт этого стиля. Оно ярко выражено как в фасадах и планах дворцов, так и в декоре помещений.

· Контраст наружного облика и внутренней отделки

Все постройки Ринальди отличаются строгостью и простотой внешнего облика и одновременно роскошью, изысканностью, разнообразием внутреннего убранства.

· Большие размеры застекленных дверных и оконных проемов

Соединение интерьера и окружающей природы - испытанный прием стиля рококо.

· Различие обработки интерьеров

Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения. Более того, мебель и прочие предметы декоративно-прикладного искусства - часть декора именно данного интерьера. Недаром в Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально для какой-либо комнаты по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).

Эти три черты в некоторой степени объясняют удивительную гармоничность интерьеров Китайского дворца, его связанность как к с внешним обликом, так и с близлежащим прудом и парком .

1.2. Архитектура Китайского дворца

Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом. С запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах, примыкают партерные садики. Они ограждены ажурными металлическими решетками.

Дворец протянулся по оси запад - восток и в плане представляет собой букву П. Его фасады имеют различное архитектурное решение. До наших дней в неизменном виде сохранился лишь северный фасад (с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж ).

Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями ). По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом - раковиной и гирляндами.

Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита, которые предназначались для жилых покоев . В XVIII веке ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик, в центре которого находился вход во дворец . Однако в 50-е годы XIX века с южного фасада по проектам архитекторов А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта был надстроен второй этаж. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. С вотока и запада к торцовых частям дворца были пристроены небольшие помещения - антикамеры.

2. Судьба дворца после 1917 года

В 1925 году дворцы и парки были переданы Музейному отделу Ленинградского отделения Главнауки и подчинены Управлению Петергофскими дворцами-музеями и парками . Китайский дворец - единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. В 1935 году Ораниенбаум был взят под государственную охрану как уникальный историко-культурный комплекс. На парк был распространен режим запретной зоны - на его территорию было практически невозможно попасть . В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию .

В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум, находящийся на территории так называемого Ораниенбаумского плацдарма, не был разрушен фашистами в отличие от других пригородов Ленинграда. На территории парка располагалась 48-я Ордена Октябрьской Революции Краснознаменная Ропшинская Стрелковая дивизия им. М. И. Калинина под командованием генерала Сафонова, которая взяла на себя охрану всего дворцово-паркового ансамбля .

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть - в Новосибирск и Сарапул, часть - в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум - Бронка - Кронштадт - Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе . В частности, в подвалах Исаакиеского собора хранились стеклярусные панно. Позже, из-за их плохого состояния они были перемещены на хранение в Эрмитаж .

Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьезных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца. Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали. Однако, по воспоминаниям очевидцев, состояние дворца при этом было довольно плачевным:

В 1946 году дворец после незначительных реставрационных работ вновь открывается как музей. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда - в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов .

3. Реставрационные работы во дворце

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости . Антонио Ринальди, вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещение . Уже c 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Их заменили на паркетные, ныне существующие. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце.


Крепость Святого Петра, сооруженная в восточной части усадьбы в 1757 году, спустя два года преобразовали в крепость Петерштадт. В плане крепость представляла собой четырнадцатиконечную звезду с четырьмя бастионами, окруженную земляными валами и рвами, наполненными водой. Крепость площадью два гектара дополнялась сложной системой дополнительных укреплений. Находящийся рядом с северным фронтом пруд получил название «Увеселительное море». Здесь разыгрывались морские баталии с участием боевых судов: двенадцатипушечного корабля «Ораниенбаум», фрегата «Святой Андрей», галер «Святая Екатерина» и «Елизавета».
На территории крепости располагались арсенал, казармы для артиллерийских, драгунских полков и кирасирских трубачей, дома для офицеров и командиров полков, гауптвахта, сараи для лошадей и экипажей, цейхгауз.
В России традиция потешных баталий и строительства крепостей для военных забав наследников престола появилась при Петре I. Созданные им Семеновский и Преображенский полки исполняли роль потешных войск, а впоследствии стали основными частями гвардии.
Петр Федорович для участия в военных играх пригласил полки Шлезвиг-Голштинского герцогства, откуда он был родом.
Из записок Екатерины II становится понятно, что она к приглашению голштинцев относилась отрицательно:

…число голштинскаго войска и авантюристов, которые занимали там офицерския места, увеличивалось из года в год.

Солдаты Ингерманландскаго полка говорили: "Вот мы стали лакеями этих проклятых немцев". Дворцовые лакеи говорили: "Нас заставляют служить этому мужичью". Когда я увидела и узнала, что происходит, я твердо решила держаться как можно дальше от этой опасной ребяческой игры.

Численность голштинского гарнизона доходила до 1500 человек. Строительством крепости Петерштадт руководили голштинский мастер Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Крепость занимала два гектара.
На территории крепости находился дворец Петра III, предназначенный для его отдыха после военных занятий.

Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям.

Первый этаж дворца был служебным. На втором этаже сохранилось несколько парадных помещений. Дворец построил архитектор Антонио Ринальди.

На доспехах изображена обезьянка. Известно, что у Петра Фёдоровича была Елизавета Воронцова обезьянка, возможно, что это она:

Как и положено, в крепости должна быть потайная лестница:

В этом скромном доме Петр III жил до самого ареста. Здесь 28 июня 1762 года он подписал отречение от престола, был арестован и увезен в Ропшу, где вскоре скончался от геморроидальных колик.

С течением времени деревянные постройки крепости пришли в ветхость и в конце XVIII века были разобраны. На сегодняшний день сохранились только остатки земляных валов, небольшой дворец и парадные въездные ворота:

Макет крепости:

Вот как в своих записках Екатерина II вспоминала о жизни в Ораниенбауме:

Вообще мне и всем нам опротивела скучная жизнь, которую мы вели в Ораниенбауме, где нас было пять или шесть женщин, которыя оставались одне с глазу на глаз с утра до вечера, между тем как мужчины, со своей стороны, скрепя сердце упражнялись в военном искусстве.

Вот образ жизни, какой я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились -- он, я, лягавая собака и рыбак, который нас - вез -- в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумскаго канала, который на две версты уходит в море. Мы огибали часто этот канал и следовательно находились иногда в довольно бурную погоду в открытом море на этом челноке. Великий князь приезжал через час или два после нас, потому что ему надо было всегда тащить с собою завтрак и еще не весть что такое. Если он нас встречал, мы отправлялись вместе; если же нет, то каждый из нас ездил и охотился порознь. В десять часов, а иногда и позже, я возвращалась и одевалась к обеду; после обеда отдыхала, а вечером или у великаго князя была музыка, или мы катались верхом.

Для своих комнат в этом дворце я все покупала на свои деньги, во избежание всяких споров и затруднений, ибо Его Императорское Высочество, хотя и очень был мотоват на все свои прихоти, но жалел денег на все, что меня касалось, и вообще вовсе не был щедрым; но так как то, что я делала для своих комнат на собственный кошт, служило к украшению дома, то он был очень этим доволен.

Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство во сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом; так как этот кусок земли принадлежал восьми или десяти членам их семьи, то они охотно мне его уступили, не получая от нея, впрочем, никакого дохода. Я начала делать планы, как строить и сажать, и, так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные размеры.

Самое лучшее, что есть в Ораниенбауме – это Собственная дача, которую построил Ринальди в 1762-1774 годах для Екатерины II. Собственная дача стала третьим дворцово-парковым ансамблем (после Меншиковского дворца и Нижнего парка; крепости Петерштадт и Петровского парка вокруг неё).
Вступив на престол, Екатерина II распорядилась отпустить на строительство Собственной дачи 10 тыс. рублей и разрешила А.Ринальди приглашать первоклассных русских и западноевропейских мастеров. С их участием по чертежам и рисункам А.Ринальди был построен непревзойденный по красоте интерьеров Китайский дворец (1762-1768).

Название "Китайский дворец" впервые упоминается в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли "голландский домик" (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), "домик, что в Верхнем саду", "домик маленький". Название "Китайский" возникло потому, что ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты) декорирован в духе китайского искусства или с использование подлинных произведений искусства Китая и Японии.

В прошлом году в Эрмитаже выставляли отреставрированный Стеклярусный кабинет из Китайского дворца http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_1_263.html .
С сайта Эрмитажа:

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа.
Первоначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили наборным паркетом с сохранением прежнего рисунка .
Китайский дворец является единственным в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII – середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

Над прудом, у южного фасада дворца установлены мраморные и бронзовые статуи персонажей античной мифологии – копии с античных оригиналов.

На заднем плане пергола:

В Китайский дворец мы не попали, так как там нет отопления, поэтому на зиму его закрывают. В утешение нам сообщили, что сейчас во дворце кроме Стеклярусного кабинета открыты всего два зала. Остальные на реставрации. В советское время дворец был открыт полностью. Хоть там было довольно обшарпано, но зато можно было всё посмотреть.


Годы

Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710667480376 (ЕГРОКН). Объект № 7810305042 (БД Викигида) Сайт peterhofmuseum.ru Медиафайлы на Викискладе

В 1852-1853 гг. южный фасад был перестроен (появился второй этаж) по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта . Как музей дворец открыт в 1922 году.

История создания

Композиция восточной части говорила об отходе от типа регулярных парков , характерных для XVII-XVIII веков . В таких парках обязательно существовала одна или несколько центральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца. Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов с шестнадцатью небольшими островами, соединённых между собой подъемными мостиками. На островках располагались пять маленьких беседок .

В 1766 году из Венеции для Собственной дачи были получены скульптуры, выполненные итальянскими мастерами Д. Маркиори, И. Морлейтром и Джузеппе Торетти (работы этих скульпторов можно также найти в Большом Гатчинском дворце (горельефы) и в Дворцовом парке Гатчины (скульптуры))

Таким образом, если в регулярной части существовали особенности, роднящие её с пейзажным парком, то и в пейзажной части легко отыскать черты регулярного стиля. Это связано с тем, что в середине XVIII века в архитектуре происходил постепенный переход от барокко к классицизму . Это отразилось не только в облике дворцов Ораниенбаума, но и в планировке его парка.

  • Различие обработки интерьеров

Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения. Более того, мебель и прочие предметы декоративно-прикладного искусства - часть декора именно данного интерьера. Недаром в Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально для какой-либо комнаты по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).

Эти три черты в некоторой степени объясняют удивительную гармоничность интерьеров Китайского дворца, его связанность как к с внешним обликом, так и с близлежащим прудом и парком .

Архитектура Китайского дворца

Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате , который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом . С запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах , примыкают партерные садики. Они ограждены ажурными металлическими решётками.

Дворец протянулся по оси запад - восток и в плане представляет собой букву П. Его фасады имеют различное архитектурное решение. До наших дней в неизменном виде сохранился лишь северный фасад (с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж ).

Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами . Выступ завершён фронтоном и фигурным аттиком барочного типа . На нём установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями ). По осям трёх скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проёмы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом - раковиной и гирляндами.

В годы войны Китайский дворец был законсервирован , музейные ценности были эвакуированы (часть - в Новосибирск и Сарапул , часть - в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум - Бронка - Кронштадт - Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе . В частности, в подвалах Исаакиеского собора хранились стеклярусные панно. Позже, из-за их плохого состояния они были перемещены на хранение в Эрмитаж .

Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьёзных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца. Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали. Однако, по воспоминаниям очевидцев, состояние дворца при этом было довольно плачевным:

Стекла окон были выбиты... Через щели ставен и разбитые стекла в залы дворца навьюжило остатки снега. Теперь он таял на полу, и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми... Великолепные издания по искусству в виде книг, таблиц. гравюр валялись на полу среди множества фарфоровых ваз, мебели, мраморных изваяний. Все навалом было собрано в Большом зале - имущество музейщики готовили к эвакуации, но вывезти не успели .

В 1946 году дворец после незначительных реставрационных работ вновь открывается как музей. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда - в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов .

Реставрационные работы во дворце

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости . Антонио Ринальди , вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещение . Уже с 1770-х гг. проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Их заменили на паркетные , ныне существующие. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце .

В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски . В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. В Стеклярусном кабинете проводится замена мозаичного пола на паркетный с сохранением первоначального рисунка . В Будуар переносится ореховая отделка из Орехового покоя на половине Екатерины II, а в Ореховом покое заново отделываются стены и на них располагаются 11 портретов придворных дам Екатерины работы художника Ж. де Сампсуа .

В 1870-1890-е гг. реставрационные работы продолжаются под началом архитектора Г. Г. Прейса. В этот период первоначальную отделку XVIII века частично теряют Гардеробная и Голубая гостиная . В это же время ремонтируется дренажная система, каменный настил вокруг дворца и балюстрада на крыше . В начале XX века снова реставрируется паркет.

Следующий этап реставрации связан уже с бытованием дворца как музея (с 1922 года ). В 1924 году реставраторы Эрмитажа начинают работу с живописью, находившейся в тяжелом состоянии. Реставрацию прошли плафоны, десюдепорты и полотна Г. Гроота , портреты П. Ротари и Ж. де Самсуа (Jean-François Samsois) . Также работы затрагивают роспись западной стены Зала муз, полная реставрация которого заканчивается в 1940 году .

В период 1947-1949 гг. ведутся работы в Передней, Гардеробной, Розовой гостиной, Штофной опочивальне, Будуаре. Эти интерьеры открываются для посетителей в 1949 году . Годом позже окрашиваются фасады дворца, реставрируются кованые решётки партерных садиков. В начале 60-х гг. XX века реставрируется Большой зал и Зал Муз. Вновь проводятся работы с паркетными полами .

В 1980 году в Большом зале вместо утраченного в годы войны плафона работы Д. Б. Тьеполо «Отдых Марса» на перекрытии появился плафон «День, прогоняющий ночь» С. Торелли (он был получен из Мраморного дворца) .

С 2007 года во дворце ведутся реставрационные работы, результатом которых стало открытие четырёх залов (Большая антикамера, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет , Зал муз) дворца в сентябре 2011 года (300-летний юбилей Ораниенбаума) . Помимо косметической реставрации, проводятся масштабные инженерно-дренажные работы с целью недопущения подтекания грунтовых вод в подвалы дворца .

С 8 декабря 2010 года по 20 марта 2011 года отреставрированные стеклярусные панно из Стеклярусного кабинета дворца экспонируются на выставке в Государственном Эрмитаже , специалисты которого работали над уникальными панно в течение полутора лет . По словам генерального директора ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкой, Стеклярусный кабинет стоит в одном ряду с Янтарной комнатой Большого дворца в Царском селе, с той разницей, что стеклярусные панно - подлинник середины XVIII века .

Интерьеры

Общая характеристика внутренней отделки


1 - Передняя

2 - Гардеробная

Половина Павла:
3 - Розовая гостиная
4 - Штофная опочивальня
5 - Будуар
6 - Кабинет Павла

Парадная анфилада:
7 - Зал муз
8 - Голубая гостиная
9 - Стеклярусный кабинет
10 - Большой зал
11 - Штукатурный покой
12 - Малый Китайский кабинет
13 - Большой Китайский кабинет

Половина Екатерины II:
14 - Китайская опочивальня
15 - Камерюнгферская
16 - Портретная
17 - Кабинет Екатерины II.

Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце, однако она занимает лишь среднюю часть здания - её образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ещё две комнаты - Передняя и Гардеробная - связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Всего во дворце 17 помещений.

Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен, благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи . Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры и всех видов прикладного искусства - гармонично объединены монументально-декоративная живопись, лепка, облицовка, наборные паркеты , позолота, резьба, декоративные ткани .

Орнаментальная лепка дворца белая, низкого рельефа. Применение позолоты по сравнению с интерьерами барочных дворцов работы Растрелли (в Петергофе , Царском селе) весьма незначительно. Она лишь сопровождает основной рисунок лепки, подчеркивая главные детали. Основу лепных композиций везде составляет растительный орнамент: они составлены из стилизованных гирлянд, цветов и листьев .

Мебель во дворце полностью отвечает характеру отделки помещений. Чаще всего это выполненные на заказ для определённого интерьера гарнитуры. Также в коллекции мебели присутствуют уникальные экземпляры, изготовленные в Японии и Китае в XVII-XVIII вв .

Наборные паркеты

Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Они выполнены по рисункам Ринальди русскими столярами под руководством европейских мастеров-иностранцев. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменён на паркет с сохранением первоначального рисунка. На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наиклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8 мм. Породы дерева использовались самые различные - это клен , липа , берёза , груша , орех , яблоня , сосна , ольха , дуб , а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное , табачное , чёрное эбеновое , амарант , розовое и красное сандаловое дерево , самшит , палисандр , тис , туя и др.

В технике наборов паркетов использовались приёмы маркетри и интарсии . Применялись также резьба и выжигание, а также подкраска и подкуривание (закапывание в горячий песок до побурения древесины). В цветовой гамме паркетов преобладают теплые охристые и красновато-коричневые оттенки. Основа композиций так же, как и в лепке - растительный орнамент .

В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Первая - это тёмный фон паркета и преобладание в нём тёмных экзотических видов дерева разных оттенков. Типичный пример паркета первой группы - это Большой зал, где только центральная часть пола выполнена в светлой гамме, а по направлению к стенам идёт усиление насыщенности цвета дерева. Вторая категория - это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др.). К третьей категории он относит паркетные полы маленьких помещений - Кабинеты Екатерины II и Павла, Китайской опочивальни. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Основная черта этих рисунков пола - это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому - небольшие размеры комнат) .

Многими исследователями отмечается уникальность полов Китайского дворца: паркеты XVIII века такого высокого художественного уровня сохранились в России лишь в нём . Это единственные в своём роде, не имеющие аналогов ни в европейских, ни в русских дворцах наборные полы .

Передняя

Передняя расположена в центре южного фасада дворца и в XVIII веке являлась неким вестибюлем - первой комнатой при входе во дворец. В XIX веке после пристройки крытой застеклённой галереи её стали использовать как столовую . Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли . На северной стене справа и слева от дверного проёма - орнаментальные росписи с пучками зелени и цветами, выполненные С. Бароцци.

Паркет середины XIX века полностью повторяет собой рисунок паркета XVIII века . Некоторые детали рисунка пола перекликаются с лепным убранством потолка, что придаёт интерьеру завершённость . Подлинная отделка XVIII века - лепной декор падуг и потолка - выполнена с использованием характерного для стиля рококо растительным орнаментом, с введением мотивов рокайля , листьев аканта . Роспись потолочного плафона «Аполлон и Искусства» выполнена С. Торелли.

Интерьер дополняют два резных золочёных стола русской работы середины XVIII века.

Гардеробная

Гардеробная следует за Передней и с запада примыкает к Розовой гостиной, связывая половину Павла Петровича с парадным входом во дворец. В XVIII веке комната использовалась соответственно её названию, но при этом известно, что позже она служила также библиотекой и буфетной .

Центральная часть потолка украшена плафоном «Суд Париса » работы С. Бароцци. Сюжет античных мифов использован и в двух десюдепортах - «Венера и Марс» и «Геркулес и Омфала» . Оба живописных панно работы неизвестного итальянского художника XVIII века. Из сохранившейся первоначальной отделки - убранство стены над камином . Здесь использована изысканная резьба с позолоченной намазной лепкой.

Паркет по сравнению с остальными комнатами Китайского дворца имеет более упрощённый и однообразный рисунок, в котором преобладают геометрические формы. Это связано с тем, что пол был заменён в 1819 году, но первоначальный рисунок при этом не сохранился . В. Г. Клементьев отмечает, что паркет, как и отделка падуг в технике гризайль , выполнен во второй половине XIX века .

Половина Павла

Розовая гостиная

Розовая гостиная находится на половине Павла, поэтому в XVIII веке она называлась Детской, а также Живописным антиком. Это название обусловлено тем, что в 1767 году Серафино Бароцци расписал стены маслом на тему развалин римского города Геркуланума . Росписи были заменены на бумажные обои в середине XIX века, а в 1894 году стены затянули розовыми холстами. Интерьер получил название Розовой гостиной .

Из подлинной отделки сохранились лепка падуг и потолка и плафон «Диана и Аврора» художника Г. Дицциани. На стенах висят портреты Екатерины II (кисти П.Ротари , а также копия с картины В. Эриксена) и лейб-медика И. Г. Лестока .

Штофная опочивальня

Эта парадная спальня следует сразу за Розовой гостиной. Своё название она получила, когда в XVIII веке стены спальни были затянуты бледно-зелёным штофом . Сейчас в интерьере использована ткань, помещённая сюда в середине XIX века . Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку, перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зелёном фоне. Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.

Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых - альков. Он украшен изысканной резьбой с цветочных и растительным мотивами. Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики - боевые знамена, трубы, стрелы - что соответствовало назвачению помещени для наследника престола Павла . В центре алькова на стене висит его детский портрет работы художника А. П. Антропова .

Потолок украшает плафон Д. Маджотто «Урания , обучающая юношу», паркет же, в многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова , считается одним из лучших во дворце . Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, берёзы и чёрного дерева .

Северную стену украшают уникальные образцы вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Представленные семь композиций работы русских мастериц демонстрируют редчайший вид декоративно-прикладного искусства , появившегося во Франции в эпоху рококо . На фоне золотистой рисовой соломки представлены сцены охоты, сельской жизни на лоне природы и пасторальные сцены. Композиции небольшого размера; они заключены в деревянные золочёные рамки.

Будуар

Будуар в XVIII веке назывался Живописным кабинетом - стены были затянуты холстами с живописью. В 50-е годы XIX века сюда из Камерюнгферской (из половины Екатерины II) переносятся ореховые резные панно . Ими и сейчас декорированы стены комнаты.

Ореховые панно, подлинная отделка XVIII века, в центре украшены живописью, выполненной C. Бароцци. В деревянные панели включены три живописных полотна - аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара - Якопо Гуарана. Несмотря на это, считается, что вертикальные линии и тёмные тона ореховых панно вступают в противоречие светлому и свободному убранству потолка . Таким образом, перенос панно из одного помещения в другое лишь исказил первоначальный замысел Ринальди .

Кабинет Павла

Рядом со Штофной опочивальней (со стороны алькова) расположен кабинет. Это очень небольшое помещение с окнами в южной и западной стенах. В конце XIX - начале XX века комнату использовали как ванную . Изолированность кабинета Павла от остальных помещений Китайского дворца - результат переделок 1853 года, когда в нём заделали дверь, ведущую в Будуар (наглухо заделанный кирпичом дверной проём был обнаружен в 1964 году) .

Стены декорированы холстами с росписями, исполненныеми С. Бароцци. В росписи введены небольшие накладные композиции на мраморных и деревянных дощечках с резными фигурками из мыльного камня , пейзажами и иероглифами (Китай , XVIII-XIX вв.) . Потолок имеет форму полусферы, в его центре - плафон работы Г. Дицциани «Математика». Сложный рисунок паркета частично перекликается с лепкой на потолке.

Парадная анфилада

Зал муз

Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века . Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца. В планировке Зал муз симметричен Большому Китайскому кабинету в западной части дворца. Убранство Зала подчинено одной теме - содружество искусств.

Это помещение овальной формы, с большими застеклёнными окнами-дверями. Несколько вытянутые пропорции делают его похожим на галерею - неслучайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей . В отделке господствуют плавные линии - это скруглённые углы и пологие своды потолка, полуциркульные завершения окон-дверей.

Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз - Терпсихора , Каллиопа , Урания (восточная стена), Эвтерпа , Клио (южная стена), Талия , Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок . Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне; каждая живописная композиция обрамлена золочёным и белым лепным орнаментом. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). На плафоне изображена Венера , восседающая на облаке и окружённая амурами и тремя грациями . Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценён скульптором Фальконе в его письме к Екатерине II .

Паркет Зала муз относится исследователями к одним из наиболее удачных по рисунку во всем дворце. Центральный медальон его выделяется на фоне берёзы. По контрасту его края набраны из красного дерева с золотистым отливом и украшены длинными листьями камыша-рогоза. Ослабление цвета идёт от середины к краю композиции. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Композиция по периметру заканчивается фризом из красно-коричневого палисандра , а на нём по краям представлены музыкальные инструменты - атрибуты муз. В скруглённых углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения. Мотивы орнамента отвечают тематике зала. Светлые тона паркета соответствуют общему розовато-голубоватому колориту этого нарядного, полного света и воздуха помещения, решённого в типичных формах рококо. Полы в Зале муз выполнены в 1772 году группой русских столяров под руководством И. Петерсена.

Именно в Зале муз проходили балы и приёмы XVIII и XIX веков, устраивавшиеся в Ораниенбауме. Его отделкой восхищались шведский король Густав III , император Иосиф II , прусский король Фридрих Вильгельм III .

В интерьере зала присутствуют три скульптуры - это мраморные бюсты Клеопатры и Лукреции венецианской работы XVIII века и группа «Мальчик на дельфине» (копия с работы скульптора Л. Лоренцетти).

Последняя реставрация Зала была закончена в 2011 году.

Голубая гостиная

Название гостиной происходит от отделки интерьера шелковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х гг. В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана . Это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений «Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани . От первоначальной отделки сохранились дюседепорты, лепка на потолке, плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, рисунок которого - один из изящнейших во дворце .

Стеклярусный кабинет

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет , сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом , изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским учёным М. В. Ломоносовым . На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана , однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А.Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой - птица на фоне двух китайских пагод .

Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей), что даёт эффект дополнительного объёма .

Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова . При этом средняя часть паркета решена в форме квадрата, в то время как плафон на потолке овальный. Д. А. Кючарианц, исследователь творчества А. Ринальди в России, замечает, что такое несоответствие убранства пола и потолка для Ринальди несвойственно, и первопричиной считает то, что мозаичный пол был сделан по крайней мере на 10 лет позже, чем было завершены работы по внутренней отделке в самом Стеклярусном кабинете .

Стеклярусный кабинет - уникальный образец интерьера XVIII века . После реставрации, проведённой сотрудниками Эрмитажа , стеклярусные панно вновь обрели свой первоначальный вид - они были почищены от слоя пыли и грязи, с вышивки синелью были удалены позднейшие красочные наслоения, а стеклярусные трубочки закреплены (так как с течением времени они начали осыпаться).

Большой зал

Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приёмов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название - Круглый.

Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета - этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект, при этом не создавая чрезмерную насыщенность в цвете и отделке. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены десюдепорты , в центре которых - мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны . Их исполнила М.-А. Колло , ученица Э. Фальконе , по специальному заказу Екатерины II . Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.

К 250-летию Китайского дворца после реставрации открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Дата постройки: конец 1750-х - 1768 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II. Определение "собственный" в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Длительное время дворец, подобно "Монплезиру", именовался "Голландским домиком". Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название "Китайский дворец", возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и "заморских" древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. "Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века", – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.

Сегодня Санкт-Петербург известен всему миру благодаря великолепным историческим, культурным и архитектурным памятникам. Многие из них несколько веков назад были построены вовсе не в черте города. Шикарные окрестности Северной столицы у туристов вызывают огромный интерес. Сегодня вы узнаете о Китайском дворце в Ломоносове. Часы работы ансамбля, его адрес, исторические сведения и прочая полезная информации - все это будет представлено в статье.

Город Ломоносов, или, как его называли раньше, Ораниенбаум, расположился в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Именно в этом месте находится прекрасный музей-заповедник, где хранятся архитектурные шедевры, принадлежащие к XVIII веку. Отправляйтесь на экскурсию в Ораниенбаум и Китайский дворец вместе с нами.

Исторические сведения

На берегу Финского залива когда-то бывал ближайший помощник Петра Великого - Александр Данилович Меньшиков. Именно в этом месте ему захотелось возвести свою загородную резиденцию, так как живописные земли и Финский залив произвели на него огромное впечатление. Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец. Своей роскошью он затмил даже дворец Петра Великого, который в тот период строился в Петергофе. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку.

Таким образом, все его имущество, а также дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме были переданы государству.

Спустя много лет, а именно в 1743 году, дочь Петра, императрица Елизавета, подарила этот дворец своему племяннику, который чуть позже прославился на весь мир как император Петр III.

Новый владелец отдал распоряжение построить ансамбль под названием "Петерштадт". В его состав вошли дворец, а также крепость.

С приходом к власти Екатерины Великой в пригороде стартовал очередной этап строительства. Государыня отдала приказ возвести в этом месте летнюю резиденцию. Затем в этих землях появился еще и прекрасный дворец под названием "Собственная дача".

Дворец князя Меньшикова

Как было написано выше, первым хозяином дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме был князь Меньшиков. Современники писали о том, что нет в Российской империи равного дворца по площади и роскоши. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Все дело в том, что монументальным дворец выглядит благодаря расположению на возвышенности. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. От фасада вниз идут террасы. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели.

Петр III приложил руку к дворцовому интерьеру. Так, Восточный павильон накопил в своем интерьере две сотни предметов японского и китайского фарфора. Поэтому данную резиденцию стали называть Китайским дворцом в Ораниенбауме.

Несколько слов о самом дворце

Начнем с того, что эту прекрасную резиденцию строили 6 лет. Она была возведена в 1768 году по проекту известного зодчего XVIII века Антонио Ринальди. Середина этого века является самым важным периодом в возведении Китайского дворца Екатерины Великой. Ринальди (итальянец по происхождению) был приглашен в Россию князем К. Разумовским. Здесь зодчий прожил много лет. В своих мемуарах он писал, что на русской земле он обрел вторую Родину.

Глядя на Китайский дворец в Ораниенбауме, туристы признают его шедевром русского зодчества. Этот дворец уникален. Поэтому заслуживает особого изучения.

Название Китайский дворец условно. Архитектура здания не имеет ничего общего с Китаем. Однако в некоторых комнатах имеются декоративные китайские элементы, которые можно свободно трактовать. В период XVIII века во дворце была собрана большая коллекция китайского фарфор, часть предметов коллекции сохранилась и сегодня.

Архитектурные элементы дворца

Китайский дворец (СПб) средний по размеру, имеет немного вытянутое здание. Внешне напоминает летний павильон в парке. Сегодня он окружен невысокими панелями из каменных плит, а также красивой декоративной решеткой из чугуна.

Перед фасадом здания разбиты маленькие партерные садики. Они уместно вписались в общую композицию постройки и по замыслу зодчего Ринальди стали неотъемлемым элементом дворца. Данную роль играют также и огромные старинные дубы, которые были посажены еще при постройке здания.

Таким образом, складывается впечатление, что дубы связывают Китайский дворец с большим парком. Центральная часть дворца завышена. Его лицевая сторона украшена пилястрами, а двери и окна обрамляет лепнина.

Перестройка XIX века

По замыслу князя Меньшикова и Екатерины Великой, Китайский дворец был одноэтажным. Центральная часть на втором этаже имела одно или два помещения, которые не имели декора. Но в середине XIX века облик здания меняется. Появляется второй этаж. Перестройка проходит под руководством А. Штакеншнейдера. Спустя некоторое время к восточной части здания он добавляет пристройку в виде одной комнаты. Это Большая антикамера, примыкающая к залу Муз.

Пройдет еще несколько лет и в 1853 году Л. Бонштедт пристроит к западному крылу здание - ещё одну комнату, а также реконструирует центральную часть южного фасада. Так появится застекленная галерея.

Внутренняя архитектура дворца

Китайский дворец в Ораниенбауме (Санкт-Петербург) был построен таким образом, что объемы, внешний облик, а также пропорции отдельных частей здания определили размещение внутренних помещений. Каждая комната имела свое предназначение.

Надо отметить, что все дворцы того периода строились именно по этому принципу. Для дворца характерны симметричность и композиционная уравновешенность. Интерьеры, то есть комнаты, расположились по одной оси. Этот принцип постройки называют анфиладной системой. Она присуща Екатерининскому дворцу, Петергофу и другим императорским резиденциям.

По задумке архитектора, центром симметрии является Большой зал, высота которого достигает 8,5 метра. Эти парадные залы имеют еще одно название - итальянские. Они выполняют организующую функцию планировки резиденции. Слева и справа от Большого зала находятся Голубая и Сиреневая гостиные, а также есть два кабинета - Стеклярусный и Малый китайский. С одной стороны анфилада ограничена залом Муз, а с другой - Большим китайским кабинетом.

Особенности элементов архитектуры дворца

Китайский дворец в Ломоносове возводился в период, когда отечественное зодчество находилась на этапе перехода от одной манеры к другой. Те декоративные приемы, которые использовали в середине XVIII века, перестали быть востребованными, а складывающийся классицизм еще не сформировался в искусстве архитектуры.

Таким образом, лицевая сторона фасада дворца стала ярким примером данного периода. Изначально планировалось придать ей декоративности и пышности. Однако эти качества уступили свое место лаконичности и простоте художественной отделки. Ведь для классицизма характерны строгость и простота. Китайский дворец возводили искусные мастера тех времен: лепщики и позолотчики, мозаичисты и паркетчики, мраморщики, а также резчики по дереву и другие талантливые ремесленники.

После революции (в 1917 году) Китайский дворец превратился в музей. Он был открыт для всех желающих. В эти годы появилась возможность провести научную обоснованную реставрацию, а также начать грамотное хранение художественных ценностей дворца. В период с 1925 по 1933 гг. художники проводили масштабную работу по восстановлению декоративной живописи.

Уникальный паркет

Снимки китайского дворца часто встречаются в глянцевых журналах России. Но его шикарное убранство волнует исследователей русского искусства даже за рубежом. Именно поэтому мы вам расскажем, в чем заключается уникальность паркетного пола музея.

Все дело в том, что 772 квадратных метра площади дворца были выложены паркетом, который собрали как из отечественных, так и заморских пород дерева. В их число входят розовое, лимонное, черное, красное дерево, а также самшит, амарант, палисандр, персидский орех и многие другие виды. В некоторых залах исследователи насчитывают более 15 видов.

Паркет Китайского дворца очень ценится, так как по своему замыслу и манере выполнения в нашей стране ему нет равных. Оказывается, деревянные планки приклеивали на отдельные щиты в форме различных узоров. Затем мелкие детали к орнаменту выжигали либо вырезали. Каждая комната имела свой интерьер, поэтому рисунок паркета привязывался к общей концепции помещения.

Нижний сад дворца

А мы с вами покидаем роскошные кабинеты Китайского дворца и направляемся в парк летней резиденции Екатерины Великой. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип. Садовники высадили различные плодовые деревья, в их число вошли вишни, яблони, груши и так далее. По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора.

Координаты и режим работы Китайского дворца в Ораниенбауме

Адрес: город Ломоносов, Верхний парк 7.

Кассы работают в режиме: с 10:30 до 17:00 ч.

Время посещения комплекса: 10:30 - 18:00 ч.

Стоимость билета для взрослых - 500 рублей.

Стоимость билета для школьников и студентов - 300 рублей.

Бесплатный вход для ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий лиц.

Помните, что двери дворца для посетителей открыты только в сухой и солнечный день.

В заключение

Мы с вами познакомились с одной из прекраснейших резиденций, которая была возведена в период правления Петра Великого, то есть более трехсот лет назад. Достопримечательности Ораниенбаума поражают всех и каждого. Они удивляют посетителей не только красотой и масштабностью, а также тем, что хранят в своих стенах дух прошлых эпох.