Корабельные орудия. История модернизации лафетов

В 1926 году командование Красной Армии пришло к выводу о необходимости создания нескольких новых артиллерийских орудий. Войскам требовались новые пушки различного назначения с разными характеристиками. Заседание Артиллерийского комитета определило нужды армии следующим образом: 122-мм корпусная пушка, 152-мм пушка и 203-мм гаубица большой досягаемости. Так началась одного из самых интересных отечественных орудий – гаубицы большой мощности Б-4.

Разработкой трех проектов нового занялось конструкторское бюро Арткома. Группу, отвечавшую за создание гаубицы калибра 203 мм, возглавил Ф.Ф. Лендер. По решению Арткома, на разработку проекта отводилось 46 месяцев. Работы в КБ комитета продолжались до конца 1927 года. В сентябре 27-го ушел из жизни главный конструктор Лендер, и вскоре после этого проект передали ленинградскому заводу «Большевик» (Обуховский завод). Новым руководителем проектных работ стал А.Г. Гаврилов. Все дальнейшие работы по проекту нового орудия большой мощности велись именно там. Тем не менее, насколько известно, в дальнейшем специалисты КБ Арткома привлекались к выполнению некоторых работ, в частности к подготовке рабочих чертежей.


В середине января 1928 года завершилась разработка нового проекта. Специалисты предложили сразу два варианта самоходной гаубицы. При этом отличия орудий были минимальны: один из вариантов предусматривал использование дульного тормоза, а во втором проекте обошлись без этого агрегата. Специалисты Артиллерийского комитета рассмотрели два проекта и сделали свой выбор. По ряду причин технологического и эксплуатационного характера было решено продолжить разработку проекта пушки, не оснащенной дульным тормозом. По-видимому, конструкция орудия и лафета позволяла обойтись без дополнительных средств гашения импульса отдачи, ограничившись только противооткатными устройствами.

В силу некоторых причин следующие три года специалисты всех организаций, занятых в проекте, занимались определенными доработками проекта. В результате опытный образец новой гаубицы большой мощности был собран только в 1931 году. Летом того же года орудие доставили на Научно-испытательный артиллерийский полигон под Ленинградом, где начались первые испытательные стрельбы. Первые стрельбы имели своей целью подбор необходимых зарядов пороха. В начале тридцатых годов в СССР была введена новая номенклатура проектов артиллерийских орудий. Разработки завода «Большевик» теперь обозначались индексом, начинающимся с литеры «Б». Новая 203-мм гаубица получила обозначение Б-4.

По имеющимся данным, уже в 1932 году ленинградский завод начал серийное производство новых орудий, хотя темпы строительства поначалу были не слишком высоки. Кроме того, в том же году появился проект модернизации орудия, направленный на повышение его мощности. С целью повышения характеристик было решено использовать новый ствол, который был длиннее старого на три калибра. Также изменилась форма казенника. Другие внешние отличия отсутствовали. Новый вариант гаубицы получил обозначение Б-4БМ («Большой мощности»). По аналогии старую версию назвали Б-4ММ («Малой мощности»). В ходе серийного производства и эксплуатации предпочтение отдавалось гаубице большей мощности. Во время ремонта гаубицы Б-4ММ получали новые удлиненные стволы, из-за чего орудия малой мощности постепенно были сняты с эксплуатации.

После проведения всех испытания в 1933 году орудие Б-4 приняли на вооружение. Оно получило официальное название «203-мм гаубица обр. 1931 года». В том же году началось производство новых гаубиц на заводе «Баррикады» (г. Сталинград). Тем не менее, освоение производства столкнулось с серьезными проблемами. До конца 33-го сталинградские рабочие собрали только одну гаубицу, но не успели сдать ее. Первые два орудия новой модели были сданы «Баррикадами» только в 1934 году. Следует отметить, что заводы «Большевик» и «Баррикады» в некоторой мере доработали конструкцию гаубицы. Производство некоторых деталей и узлов велось с учетом возможностей конкретного предприятия.

Подобные изменения позволили начать полномасштабное строительство новых орудий, но сказалось на сложности их обслуживания в войсках. Из-за переделки изначального проекта в соответствии с возможностями заводов-изготовителей войска получали орудия, имеющие достаточно большие отличия. Для исправления сложившейся ситуации в 1937 году был создан обновленный проект гаубицы на гусеничном ходу. В нем учитывались доработки и изменения, выполненные на предприятиях, а также вносились некоторые другие коррективы. Все это позволило избавиться от наблюдавшихся ранее различий. До начала 1937 года два завода выпустили и передали артиллеристам около 120 гаубиц.

Выпуск обновленных чертежей решил большую часть имевшихся проблем. Тем не менее, согласно некоторым источникам, гаубицы ленинградского и сталинградского завода все равно отличались друг от друга. В 1938 году комплект обновленной документации был передан Новокраматорскому машиностроительному заводу, который вскоре присоединился к изготовлению новых орудий.

После начала серийного производства гаубиц Б-4 специалисты Арткома и заводов-изготовителей несколько раз дорабатывали проект с целью повышения характеристик. Наибольшим изменениям при этом подвергался ствол. Изначально ствол был скрепленным и состоял из нескольких цилиндрических деталей. В дальнейшем было принято решение перейти на стволы с лейнером. Первый опытный лейнер для орудия Б-4ММ изготовили весной 1934-го, для Б-4БМ – к концу того же года. Ввиду определенных трудностей в дальнейшем гаубицы «Большей мощности» получали как скрепленные стволы, так и лейнеры. При этом производство лейнеров на «Баррикадах» началось только осенью 1938 года.

В том же 1934 году появилось предложение создать модификацию гаубицы Б-4, способную вести огонь нарезными снарядами. За счет полигональной формы боковой поверхности такие боеприпасы в теории должны были иметь более высокие характеристики. Для проверки такого предложения на заводе «Большевик» был изготовлен опытный ствол с особыми нарезами. В канале этого ствола имелись 48 нарезов крутизной 12 калибров. Глубина каждого нареза составляла 2 мм, ширина – 9 мм. Между нарезами оставалось поле шириной 4,29 мм. Такой ствол позволял использовать нарезные снаряды весом около 172-174 кг длиной 1270 мм с зарядом порядка 22-23 кг взрывчатого вещества. На боковой поверхности снарядов имелись нарезы глубиной 1,9 мм.

В конце 1936 года специалисты Научно-испытательного артиллерийского полигона проверили предложенную модификацию гаубицы, и пришли к неутешительным выводам. Поводом для критики проекта стали неудобство заряжания орудия, связанное с нарезной поверхностью снаряда, отсутствие заметных преимуществ перед Б-4 в базовом варианте и другие особенности опытной гаубицы для нарезных снарядов. Работы по этой тематике были свернуты ввиду отсутствия перспектив.

В 1936 году 203-мм гаубицы обр. 1931 г. получили новые стволы с измененной нарезкой. Ранее стволы имели 64 нареза шириной 6,974 мм с полями шириной 3 мм. В ходе эксплуатации выяснилось, что такая нарезка стволов или лейнеров может приводить к срыву полей нарезки. По этой причине был разработан новый вариант нарезки с нарезами шириной 6 мм и полями в 3,974 мм. В ходе испытаний таких стволов было выявлено их омеднение. Тем не менее, специалисты Артиллерийского управления справедливо решили, что подобный недостаток является приемлемой платой за избавление от ранее наблюдавшихся проблем.

Гаубица Б-4 получилась достаточно тяжелой, что сказалось на особенностях ее эксплуатации. К месту боевой работы орудие предлагалось доставлять в частично разобранном виде. Агрегаты лафета оставались на гусеничном буксируемом шасси, а ствол снимался и помещался на специальную ствольную повозку. Были разработаны два варианта повозки: гусеничный Б-29 и колесный Бр-10. Эти изделия имели как плюсы, так и минусы. К примеру, гусеничная ствольная повозка имела более высокую проходимость, однако в ходе эксплуатации регулярно ломались траки. Кроме того, чтобы стронуть с места повозку Б-29 с уложенным стволом требовалось усилие на уровне 1250 кг, поэтому в некоторых случаях ее приходилось буксировать сразу двумя тягачами. Колесная повозка требовала впятеро меньших усилий, но застревала на бездорожье.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 обстреливает финские укрепления

Летом 1938 года были проведены сравнительные испытания двух ствольных повозок, по результатам которых оба этих агрегата подверглись серьезной критике. И Б-29, и Бр-10 не отвечали предъявляемым требованиям. Вскоре завод №172 (г. Пермь) получил задание на разработку нового буксируемого лафета как для Б-4, так и для двух других орудий, создававшихся в то время (т.н. артиллерийский триплекс). Этот проект лафета, получивший обозначение М-50, не удостоился должного внимания, из-за чего к началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 по-прежнему комплектовались несовершенными лафетами и повозками.

Основным элементом 203-мм гаубицы большой мощности Б-4 был нарезной ствол длинной 25 калибров (нарезная часть – 19,6 калибра). Орудия различных серий выпускались со стволами нескольких типов. Это были скрепленные стволы без лейнера, скрепленные с лейнером и моноблочные с лейнером. По имеющимся данным, независимо от конструкции стволы гаубиц были взаимозаменяемы.

Запирание ствола производилось при помощи поршневого затвора системы Шнейдера. Принцип работы затвора зависел от типа ствола. Так, орудия со скрепленными стволами имели двух- или тректактный затвор. С монолитными стволами использовались только двухтактные затворы. Напомним, двухтактный затвор при отпирании поворачивается вокруг своей оси, выходя из зацепления со стволом (первый такт), а затем вынимается из казенника и одновременно с этим уходит в сторону, позволяя зарядить орудие (второй). В случае с трехтактной схемой затвор сначала выходит из ствола, используя специальную раму (второй такт) и только после этого отводится в сторону (третий).


Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на окраине Воронежа. Ствол гаубицы опущен для перезарядки орудия

Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета.

Люлька с орудием устанавливалась на т.н. верхний лафет – конструкцию, обеспечивавшую наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С гусеничным шасси верхний лафет контактировал при помощи вертикального боевого штыря, на котором мог вращаться при использовании механизмов наведения. Конструкция лафета и ограничения, связанные с мощностью отдачи, позволяли осуществлять горизонтальную наводку только в пределах сектора шириной 8°. При необходимости перенесения огня на больший угол приходилось разворачивать все орудие.

К люльке крепился зубчатый сектор механизма подъема. С его помощью можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание.

Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции. Орудие оснащалось гусеницами шириной 460 мм, системой подрессоривания, тормозами и т.д. В задней части гусеничного хода предусматривалась станина с сошником для упора в грунт. Гусеничный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 года в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий: 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.

Новая гаубица большой мощности была одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Ствольная повозка Б-29 на гусеничном ходу имела собственную массу на уровне 7,7 т, вес повозки со стволом достигал 13 т. Колесная повозка Бр-10 весила 5,4 т или 10,6 т со стволом.


203-мм гаубицы Б-4, буксируемые тягачами «Коминтерн» по Красной Площади во время первомайского парада 1941 года. Гаубицы Б-4 входили в состав гаубичных артиллерийских полков большой мощности Резерва Главного Командования

Гаубица Б-4 обслуживалась расчетом из 15 человек. В их распоряжении имелся подъемный кран для загрузки снарядов и ряд другого оборудования, облегчавшего эксплуатацию орудия. В частности, на боковых поверхностях лафета предусматривались два сиденья для наводчиков, прикрытые металлическими щитками. Механизмы управления наводкой были выведены на обе стороны орудия.

На большие расстояния орудие Б-4 перемещали в разобранном виде. Гусеничный лафет можно было буксировать со скоростью не более 15 км/ч, ствольную повозку – не быстрее 25 км/ч. При необходимости перемещения гаубицы на небольшие расстояния (например, между позициями) допускалась буксировка в собранном виде. В таком случае скорость движения не должна была превышать 8 км/ч. Превышение рекомендованных скоростей грозило повреждением или разрушением ходовой части.

Гаубица Б-4 могла использовать все имевшиеся на вооружении артиллерийские снаряды калибра 203 мм. Основными ее боеприпасами были фугасные снаряды Ф-625 и Ф-625Д, а также бетонобойные Г-620 и Г-620Т. Эти боеприпасы весили около 100 кг и несли от 10 до 25 кг взрывчатого вещества. В послевоенный период номенклатура боеприпасов для орудия Б-4 расширилась специальным снарядом с ядерной боевой частью.

Орудие использовало раздельное картузное заряжание. Вместе со снарядом в камору предлагалось помещать один из 12 вариантов метательного заряда: от полного весом 15 кг до №11 весом 3,24 кг. Возможность комбинирования веса порохового заряда и угла возвышения ствола в сочетании с несколькими типами снарядов с разными характеристиками обеспечивала большую гибкость применения гаубицы. В зависимости от типа цели и дальности до нее можно было комбинировать угол вертикального наведения и вес метательного заряда. Дульная скорость снарядов колебалась от 290 до 607 м/с. Максимальная дальность стрельбы, достигавшаяся при оптимальной комбинации всех изменяемых параметров, достигала 18 км.


Дальнобойное орудие под командованием старшего сержанта Г.Д. Федоровского ведет огонь в период контрнаступления под Москвой - подпись под фотографией в экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ в городе Санкт-Петербурге

Для загрузки снарядов и картузов с порохом использовался небольшой подъемный кран, расположенный на станинах лафета. Ввиду большой массы боеприпасов ручное заряжание было затруднительно. Перед подъемом на линию заряжания снаряды помещались в специальный лоток, который и поднимался краном. Подобная аппаратура облегчала работу расчета, но скорострельность была небольшой. Натренированный расчет мог делать один выстрел за две минуты.

Несмотря на все трудности, три завода за несколько лет смогли освоить выпуск гаубиц большой мощности Б-4 обр. 1931 г. На пике производства каждый из трех заводов ежегодно выпускал по несколько десятков орудий. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала 849 такими гаубицами, что превышало изначально требовавшееся количество.

Известно, что в августе 1939 года был утвержден новый мобилизационный план, в котором, помимо прочего, устанавливалась организационная структура артиллерии большой мощности. В составе Артиллерии Резерва Главного командования планировалось сформировать 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц Б-4 в каждом. Численность личного состава каждого полка – 1374 человека. 13 новых полков должны были иметь двойное развертывание. Войскам в общей сложности требовалось 612 новых орудий. В то же время, для удовлетворения требований военного времени нужно было дополнительно построить порядка 550-600 гаубиц.


Гаубица Б-4, приданная 1-му стрелковому батальону 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, в ходе Берлинской наступательной операции. Командир батальона - капитан С. Неустроев, будущий Герой Советского Союза

Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались гаубицы Б-4, стала Советско-финская война. К концу 1939 года на фронт было переброшено почти полторы сотни таких орудий, которые активно использовались для уничтожения финских укреплений. Орудия Б-4 показали себя неоднозначно. Мощности гаубицы хватало для уничтожения некоторых дотов, но нередко артиллеристам приходилось сталкиваться с более защищенными целями. Иногда для разрушения бетонного сооружения требовалось попасть в одну точку двумя или тремя снарядами. При этом для ведения эффективного огня гаубицу приходилось чуть ли не вручную подводить на расстояние около 200 м от цели. Общая мобильность гаубицы тоже оставляла желать лучшего из-за ограничений, связанных с ее транспортировкой.

Боевая работа артиллеристов осложнялась малыми углами горизонтальной наводки, из-за чего для перенесения огня на большой угол требовалось разворачивать все орудие. В некоторых ситуациях расчетам не хватало защиты от огня противника, из-за чего приходилось полагаться на спешно вырытые окопы и другие укрытия.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, гаубицы большой мощности Б-4 хорошо справлялись со своими обязанностями. Использование этих орудий позволило уничтожить большое количество финских укреплений и тем самым позволило войскам выполнить поставленные задачи. Из 140 с лишним гаубиц зимой 1939-40 годов было повреждено или потеряно только 4. Остальные по окончании войны вернулись в части. Удачные попадания бетонобойных снарядов оставляли от финских укреплений груду колотого бетона и согнутой арматуры. За это гаубица Б-4 получила прозвище «Карельский скульптор».

22 июня 1941 года в составе Артиллерии Резерва Главного командования имелись 33 гап б/м вооруженных гаубицами Б-4. По штату им полагалось 792 гаубицы, хотя фактическое их количество, по некоторым данным, не превышало 720. Начавшаяся война привела к потере некоторого количества орудий. За лето и осень 41-го красноармейцы по разным причинам потеряли 75 гаубиц. Производство такого оружия было сильно сокращено в пользу более актуальных систем, из-за чего за время войны было изготовлено и передано войскам только 105 гаубиц.

Часть потерянных орудий стала трофеями немецких войск. Так, 529-й гап б/м, не имея нужного количества тягачей, летом 41-го потерял 27 исправных орудий. В Вермахте трофейные Б-4 получили обозначение 20,3 см Haubitze 503(r) и ограниченно использовались во время различных операций. Для стрельбы из этих гаубиц немцы использовали трофейные бетонобойные снаряды Г-620 и пороховые картузы собственного производства. По ряду причин количество «немецких» Б-4 постоянно сокращалось. Так, к весне 44-го в распоряжении противника имелось лишь 8 трофейных орудий.


Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне - Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela)

Ввиду малой мобильности и постоянного отступления войск командование Красной Армии еще летом 1941 года приняло решение отвести все гаубичные артиллерийские полки большой мощности в тыл. На фронт артиллеристы вернулись только к концу 1942 года, когда стратегическая инициатива начала переходить к Советскому Союзу. В дальнейшем гаубицы Б-4 активно использовались в различных наступательных операциях в качестве средства уничтожения укреплений противника.

Как и другие гаубицы, орудие обр. 1931 года предназначалось для стрельбы по навесным траекториям. Тем не менее, во второй половине войны красноармейцы освоили и стрельбу прямой наводкой. Первый такой случай произошел 9 июня 1944 года на Ленинградском фронте. Задачей артиллерии большой мощности было уничтожение хорошо защищенного крупного дота, прикрытого другими огневыми точками. Этот комплекс укреплений был основой обороны противника в районе, из-за чего его требовалось уничтожить в кратчайшие сроки. Артиллеристы-красноармейцы под командованием командира батареи гвардии капитана И.И. Ведмеденко, маскируя тягачи шумом боя, вывели на позицию две гаубицы Б-4. В течение двух часов гаубицы прямой наводкой с расстояния 1200 м били бетонобойными снарядами по стенам укрепления толщиной в несколько метров. Несмотря на нестандартный способ применения, орудия справились с задачей. Командир батареи, уничтожившей дот, был удостоен звания Героя Советского Союза.

В дальнейшем 203-мм гаубицы большой мощности обр. 1931 г. неоднократно вели огонь прямой наводкой. Широко известны кадры кинохроники, на которых расчет орудия стреляет таким образом на улицах Берлина. Тем не менее, основным способом стрельбы остался огонь «по-гаубичному», с большими углами возвышения. На момент окончания Великой Отечественной войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

Характерной особенностью гаубицы Б-4 была низкая мобильность, обусловленная ограничениями используемого гусеничного лафета. Решением этой проблемы могло стать создание самоходной артиллерийской установки, вооруженной таким орудием. В тридцатых годах советские инженеры разрабатывали САУ СУ-14 на базе тяжелого танка Т-35. Максимальная скорость такой машины на шоссе достигала 22 км/ч. Было построено два опытных экземпляра, которые в 1940 году прошли испытания и были отправлены на хранение. В 41-м их отправили на станцию Кубинка для участия в обороне Москвы. Это был единственный случай боевого применения таких самоходок.

Уже после окончания войны военные вернулись к идее создания колесного лафета для Б-4 и других орудий. По ряду причин работы затягивались, в результате чего опытный экземпляр гаубицы Б-4М на колесном ходу появился только в 1954 году. Новый колесный лафет в определенной мере повторял конструкцию гусеничного. Системы крепления гаубицы остались прежними, верхний лафет так же не претерпел серьезных изменений. Нижние агрегаты лафета получили опорную плиту и четыре колеса. При подготовке к стрельбе колеса должны были подниматься, в результате чего опорная плита орудия опускалась на землю.

В 1954 году военные испытали новый лафет с орудием Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2. В следующем году его приняли на вооружение. Новыми агрегатами оснащались орудия Б-4 (после такой модернизации они обозначались как Б-4М), Бр-2 и Бр-5. Новые стволы, затворы и т.д. не производились. Модернизация заключалась в установке имеющихся агрегатов на новые лафеты.

Имея большую мощность и высокое могущество снарядов, гаубица обр. 1931 г. оставалась на вооружении до конца восьмидесятых годов. Более того, в середине шестидесятых номенклатуру ее боеприпасов дополнили новым специальным снарядом 3БВ2 с ядерной боевой частью. Такой боеприпас позволял значительно повысить боевые возможности старого орудия.

Гаубица большой мощности Б-4 калибра 203 мм является одним из самых известных артиллерийских орудий СССР времен Великой Отечественной войны. Орудие с характерной конструкцией и высокими характеристиками стало одним из символов любой наступательной операции Красной Армии. Все крупные операции, проводившиеся с конца 1942 года, осуществлялись при огневой поддержке 203-мм гаубиц, уверенно поражавших укрепления противника.
http://las-arms.ru/
http://prowars.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://vpk-news.ru/
http://technicamolodezhi.ru/
http://gorod.tomsk.ru/

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.


Тактико-технические характеристики

Калибр, мм

114

Длина ствола, м

Масса в боевом положении, кг

Угол вертикального наведения, град.

-5°... +45°

Угол горизонтального наведения, град.

Начальная скорость снаряда, м/с

Максимальная дальность стрельбы, м

Масса снаряда, кг

Скорострельная тяжелая полевая 4,5-дюймовая гаубица была одним из орудий, использовавшихся армией Соединенного королевства в Первой мировой войне, разработанных после англо-бурской войны. Во время колониальных войн стало очевидно, что английские гаубицы слишком тяжелы и неповоротливы и имеют низкую скорострельность. Поэтому командование армии Британской империи запросило новые орудия для Королевской артиллерии. Поначалу государственные компании были ответственны за разработку нового типа орудия. Однако позже был проведен конкурс среди частных компаний. Конкурс на разработку и производство нового орудия выиграла частная оружейная компания «Ковентри Одненс Уоркс».

Прекращение государственной монополии на производство вооружений оказалось полезным: высадившийся в 1914 году во Франции британский экспедиционным корпус имел, пожалуй, лучшие полевые гаубицы в мире. И они успешно сочетались с 18-фунтовыми пушками в обычном полку полевой артиллерии. Как и 18-фунтовые орудия, 4,5-дюймовки были переданы армиям британских доминионов, включая Австралию, Канаду и Новую Зеландию, а в 1916 году - России, в связи с тяжелым положениям российской армии на восточных фронтах. Здесь они были применены в ходе событий революции 1917 года и гражданской войны. В 1941 году некоторые пушки были захвачены немцами и использовались как легкие полевые 114-мм гаубицы 363(r).


В Первую мировую войну пушка перевозилась на конной тяге (для этого требовалось 6 лошадей). Полный расчет состоял из 10 бойцов, включая подносчиков снарядов и ездовых. Шрапнель была наиболее распространенным снарядом, позже на смену ей пришли фугасные снаряды. Однако в 1914 году был большой недостаток данных снарядов, в результате чего в 1915 году разразился политический кризис под названием «скандал со снарядами». После окончания Первой мировой войны разразился еще один скандал вокруг использования данных снарядов. Так, немецкая фирма «Крупп» подала в международный суд на правительство Великобритании за использование фитилей, разработанных данной фирмой. И выиграла данный судебный процесс.

До 1914 года было выпущено 182 гаубицы, к 1918 году вышло еще 3,177. Данные орудия после окончания Первой мировой войны были оставлены на вооружении британской армии. Они еще участвовали в военных действиях в начале Второй мировой войны. Кто му времени их деревянные колеса со спицами были заменены пневматическими, под механическую тягу. А 96 захваченных немцами орудий были установлены на Атлантическом валу, получив обозначение leFH 361(e). Последние образцы орудия состояли на вооружении ирландской армии до конца 70-х годов.

11 декабря 1926 г. на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: “Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…”Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ “Арткома” составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК.


203-мм гаубица Б-4 в Переяславе-Хмельницком.

Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов.

Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ “Арткома”, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода “Большевик”. Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе “Большевик” в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 г. провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.






Наиболее "богат" на эти гаубицы Артиллерийский музей (ВИМАИВиВС) в Санкт-Петербурге.
Две гаубицы - стоят с двух сторон входа во двор музея, на Кронверкской набережной.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г. Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.


Еще один образец гаубицы 203-мм, но несколько отличающийся от "канонической" Б-4. Новороссийск, выставка военной техники.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа “Коммунар”, наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.

К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.

"Артиллерийский расчет 203 мм гаубицы ведет огонь по противнику. Нарва. Июль 1944 г."

"Артиллеристы орудийного расчета 203 мм гаубицы подают пороховой заряд. Нарва. Июль 1944 г."

Артиллерийский расчет 203 мм гаубицы ведет огонь по противнику. Нарва. Июль 1944 г."

Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. 203-мм гаубица обр. 1931 г. в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 г. плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной Армии предусматривалось наличие 17 полков по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих 17 полков 13 полков имели двойное развертывание. Потребность в орудиях для 17 полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести еще 571 гаубицу.

Работники оборонного завода за работой. 1943 г.

Взорванное при отсуплении орудие. 1941 или 42 год

После начала Великой Отечественной войны вооруженные 203-мм гаубицами полки были отведены в тыл и вступили в боевые действия в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.

В ходе ожесточенных боев несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Бои за Данциг. 1945г.

Осмотр посетителями выставки орудия батареи старшего лейтенанта Амеличева. Ноябрь 1944 г."

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые «рассказала» о своей мощи во время зимней кампании при попытке захвата Финляндии СССР в 1940 году. Там ей и дали финны соответствующее название - «сталинская кувалда», так как спрятаться от неё не было никакой возможности нигде: ни в подвале дома, ни в доте, ни в зарослях густого кустарника. В зависимости от посылаемой «посылки», с лица земли стиралось всё живое вместе с неживым.


«Сталинскую кувалду» советские войска использовали во время прорыва укреплений, умело выстроенных финнами. Воевать они, надо заметить, умели лучше наших, да и командование у них существенно отличалось в профессионализме, ряды командиров Красной Армии Сталин к этому времени существенно «подчистил», лучшие командиры, с остатками выжившей интеллигенции добывали золото в лагерях ГУЛАГа, строили железные дороги в Сибири, осваивали рудники по добыче цветных металлов на Урале.


Фото 39-40 годов из книги A. Uitto, C.-F. Geust "Mannerheim -Linja. Talvisodan legenda", 2006.

Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на финнов тысячи снарядов. Их разрывы на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники, такое землетрясения вызывала Б-4.

Б-4 оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Начав свой боевой путь на Карельском перешейке в 1939 году, она прошла по фронтам Великой Отечественной войны, участвовала во всех крупных артподготовках, штурме крепостей и больших городов.

На позиции советской 203-мм гаубицы Б-4.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь по врагу. Март-апрель 1945г., Данциг, Германия.



203-мм гаубица образца 1931 года Вес в боевом положении 17 700 кг Наибольшая дальность стрельбы 18 000 м Наибольший угол возвышения +60° Наименьший угол возвышения 0° Угол горизонтального обстрела ±4° Количество переменных зарядов 10 Скорострельность максимальная 0,5 выстр/мин Скорость перевозки по шоссе 15 км/час Тип снаряда: Вес, кг Начальн. скорость, м/сек Бетонобойный 100 607 Фугасный 100 607 Бетонобойный 146 481

Корабельное орудие 6-pdr/10cwt QF Mk-I

Орудие было принято на вооружение в 1937 г. и предназначалось для борьбы с торпедными катерами и подводными лодками. Оно также использовалось в береговой обороне. Всего было построено 155 береговых артиллерийских установок и 22 корабельных. ТТХ орудия: калибр – 57 мм; длина – 2,7 м; длина ствола – 2,6 м; масса орудия – 481 кг; масса снаряда – 2,8 кг; масса заряда – 576 г; начальная скорость – 727 м/с; скорострельность – 18 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 10 км; расчет – 6 человек.

Полуавтоматическое орудие было разработано на базе противотанковой пушки и принято на вооружение в 1941 г. Оно устанавливалось на торпедных катерах. Всего было выпущено около 600 орудий. ТТХ орудия: калибр – 57 мм; длина – 2,4 м; длина ствола – 1,9 м; масса орудия – 345 кг; масса боеприпаса – 12,2 кг; масса снаряда – 2,7 кг; начальная скорость – 655 м/с; скорострельность – 18 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 5,6 км; живучесть ствола – 4000 выстрелов; боепитание – магазин на 6 выстрелов.

Корабельное орудие QF-4 inch Mk-IV

Корабельное орудие QF-4 inch Mk-IV установленное на торговом судне

Орудие Mk-IV — результат модернизации орудия «BL-4 inch Mk-VIII gun», проведенной в 1911 г. Орудие было установлено на серии кораблей постройки 1916-1917 гг., а также устанавливалось на вспомогательные суда и состояло на вооружении до 1947 г. Всего в строю числилось 979 орудий. ТТХ орудия: калибр – 101,6 мм; масса – 1,2 т; длина – 4 м; масса снаряда – 14,6 кг; начальная скорость – 720 м/с; дальность стрельбы – 9 км.

Модификация орудия Mk-XII и Mk-ХXII были разработаны для вооружения подводных лодок. Пушка выполняла функции корабельного и зенитного орудия. К началу войны на вооружении находилось 58 орудий на лодках класса «L», «O», «P» и «R». ТТХ орудия: калибр – 101,6 мм; длина – 4,2 м; длина ствола – 4 м; масса – 1,3 т; масса боеприпаса – 47,5 кг; масса снаряда – 21 кг; скорострельность – 13 выстрелов в минуту; начальная скорость — 664 м/с; дальность стрельбы – 9,5 км.

Орудие принято на вооружение в 1908 г. Оно устанавливалось на крупных кораблях для борьбы с торпедными катерами, а на малых — в качестве главного калибра.

Всего было построено 600 орудий. Списанные с линкоров и крейсеров орудия использовались для оснащения торпедных катеров, малых и торговых судов. ТТХ орудия: калибр — 101,6 мм; длина ствола – 5,1 м; масса установки – 4,6 т; масса ствола и затвора – 2,1 т; масса – снаряда – 14,6 кг; масса заряда – 4,3 кг; начальная скорость — 869 м/с; скорострельность – 8 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 10,6 км.

Корабельное орудие 4″/40 QF Мk-XIX

102-мм орудие двойного назначения было принято на вооружение в 1939 г. и устанавливалось на корветах, фрегатах и торговых судах в качестве противолодочного вооружения. Всего было построено 2023 орудия в т.ч. 219 — на заводах Австралии и 1006 на заводах Канады. ТТХ орудия: калибр — 101,6 мм; длина ствола – 4,1 м; масса установки – 2,9 т; масса ствола и затвора – 1,3 т; масса боеприпаса – 22,7 кг; масса снаряда – 16 кг; масса заряда – 1,8 – 2,2 кг; начальная скорость — 396 м/с; скорострельность – 15 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 8,9 км; живучесть ствола — 2000 выстрелов.

Орудие было принято на вооружение в 1916 г. в качестве вторичного оружия крейсеров, а затем им оснащались небольшие суда – корветы, тральщики для борьбы с подводными лодками. Орудие также использовалось в береговой обороне. Всего на вооружении находилось не менее 500 орудий. ТТХ орудии: калибр – 101,6 мм; длина ствола – 4,5 м; масса установки – 17,4 т; масса ствола и затвора – 2 т; масса снаряда – 14 кг; начальная скорость – 800 м/с; скорострельность – 12 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы — 12,6 км.

Корабельное орудие 4.7″/45 BL Mk-I

120-мм орудие Mk-I выпускалось с 1918 г. и предназначалось для вооружения эсминцев в одноорудийных установках со щитовым прикрытием. Также выпускались модификации Mk-III и Mk-IV для береговой обороны и сухопутных войск. К началу войны в строю находилось 176 орудий Mk-I. С 1940 г. выпускалась модификация орудия Mk-II. В период войны было выпущено 32 орудия. Снятые с кораблей орудия использовались в береговой обороне, а также устанавливались на торговых судах. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина – 5,6 м; длина стола – 4,6 м; масса установки – 7 т; масса снаряда – 22,3 кг; начальная скорость – 814 м/с; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы — 14,4 км.

120-мм пушка выпускалась «Elswick Ordnance Company» на экспорт (Аргентина, Китай, Норвегия). В 1900 г. Великобританией было приобретено 7 орудий для береговой обороны. В 1915 г. на заводах Японии было построено 620 орудий, из которых к началу войны Великобритания имела в строю 525. Они были установлены на устаревших эсминцах, торговых и вспомогательных судах. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина – 5,4 м; длина ствола – 4,2 м; масса установки – 6 т; масса ствола – 2,7 т; масса снаряда – 22,7 кг; начальная скорость – 710 м/с; скорострельность – 8-10 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы — 15,1 км.

Корабельное орудие QF 4.7-inch Mk-IX в одноорудийной башне

Корабельное орудие QF 4.7-inch Mk-XII в двухорудийной башне

120-мм орудие выпускалось с 1930 г. в двух модификациях: Mk-IX (в одноорудийной башне) и Mk-XII (в двухорудийной башне). Орудие устанавливалось на эсминцах. Орудие поставлялось в 10 союзных стран под обозначением «4.7″/45 Vickers «E».

Всего было построено 742 орудия Мk-IX и 372 – Мk-XII. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина Мk-IX – 5,6 м, длина Мk-XII – 5,7 м; длина ствола – 5,4 м; масса ствола Мk-IX – 3 т, масса ствола Мk-XII — 3,3 т; длина отката ствола – 0,7 м; масса снаряда – 22,7 кг; начальная скорость – 810 м/с; скорострельность – 12 выстрелов в минуту; дальность стрельбы — 15,5 км; живучесть ствола – 1400 выстрелов.

Корабельные орудия 4.7″/ 50 QF Mk-XХ на эсминце «Matchless»

120-мм орудие двойного назначения было принято на вооружение в 1940 г. и выпускалось в двух модификациях: Mk-XI (одноорудийная башня) и Mk-XX (двухорудийная башня). Орудие устанавливалось на эсминцах. Всего было построено 96 орудий. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина – 6,3 м; длина ствола – 6 м; масса двухорудийной установки – 38 т; масса ствола – 3,4 т; масса боеприпаса – 62 кг; масса снаряда – 28 кг; начальная скорость – 774 м/с; скорострельность – 10 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 19,4 км; живучесть ствола – 800 выстрелов.

Корабельное орудие BL-5.5 inch Mk-I

Орудие BL-5.5 inch Mk-I в береговой обороне

Орудие было разработано в 1913 г. фирмой «Coventry» для строящихся греческих крейсеров. С началом войны, корабли остались в распоряжении Англии. Орудия были установлены на крейсерах «Birkenhead», «Chester», «Hood», «Furious», «Hermes». Снятые с кораблей орудия служили в береговой обороне, а также устанавливались на торговых судах. К началу войны на службе находилось 79 орудий. ТТХ орудия: калибр – 140 мм; длина ствола – 5,9 м; масса снаряда – 37 кг; масса заряда – 10 кг; начальная скорость – 850 м/с; скорострельность – 12 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 16 км.

Корабельное орудие QF-6 inch/40 в качестве зенитной пушки

Корабельное орудие QF-6 inch/40 установленное на японском броненосце «Mikasa»

Орудие производилось с 1892 г. для вторичного вооружения линкоров и крейсеров в модификациях Mk-I/II/III. Орудие выпускалось в Японии по лицензии (Type-41), а также использовалось в Аргентине и Италии.

Снятые с кораблей орудия использовались в береговой обороне и в качестве зенитных орудий, а также устанавливались на бронепоездах. К началу войны в строю находилось 67 орудий. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 6 м; масса – 6,7 т; масса снаряда – 45 кг; длина снаряда – 673 мм; масса заряда – 13,4 кг; начальная скорость – 657 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 9 км.

Орудие выпускалось фирмой «Vickers» и было принято на вооружение в 1901 г. Модификации Мк-VII, Mk-VIII устанавливалась на линкоры и крейсера, позже, на москитный флот. Снятые с кораблей орудия также использовалась в береговой обороне. Модификация орудия Мk-XXIV выпускалась в годы войны в качестве береговой пушки. К началу войны в строю насчитывалось 629 корабельных орудий и 243 береговых. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 6,8 м; масса ствола и затвора – 7,5 т; масса снаряда – 45,4 кг; длина снаряда – 579 мм; масса заряда – 9,1 кг; начальная скорость — 770 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 13,6 км.

Орудие принято на вооружении в 1906 г. К началу войны на службе оставалось 126 орудий. Они устанавливались на легкие крейсера. После списания орудий с кораблей они использовались в береговой обороне. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 7,6 м; масса орудия – 8,7 т; масса снаряда – 45,3 кг; длина снаряда – 582 мм; масса заряда – 14,6 кг; начальная скорость – 884 м/с; скорострельность — 7 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 18 км.

Орудие производилось фирмой «Vickers» и было принято на вооружение в 1914 г. К началу войны на службе оставалось 431 орудие. Орудие устанавливалось на легкие крейсера в качестве главного вооружения и вторичного вооружения линкоров в одноорудийных и двухорудийных башнях. Снятые с кораблей орудия использовались в береговой обороне. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 6,8 м; масса двухорудийной башни – 14,3 т; масса ствола и затвора – 7 т; масса снаряда – 45,3 кг; длина снаряда – 597 мм; масса заряда – 12,3 кг; начальная скорость – 861 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 21,7 км.

Канонерская лодка «Aphis» с орудием 6″/ 50 BL Мk-XIII в одноорудийной башне

Ствол орудия 6″/ 50 BL Мk-XIII

152-мм орудия были приняты на вооружение в 1914 г. и служили на линкорах в качестве вторичного вооружения. В 1939 г. орудия были переустановлены на канонерские лодки, а также использовались в береговой обороне. К началу войны использовалось 24 орудия. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина — 7,8 м; масса установки – 8,9 т; масса ствола и затвора – 7 т; масса снаряда – 45 кг; длина снаряда – 597 мм; масса заряда – 11,2 кг; начальная скорость – 844 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 12,3 км.

Корабельное орудие 6″/ 50 BL Мk-XXII

Орудие было принято на вооружение в 1926 г. для вторичного вооружения линкоров класса «Nelson». Оно имело двойное назначение и устанавливалось в двухорудийных башнях. Всего было построено 40 орудий. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина – 7,9 м; масса установки – 9 т; масса снаряда – 45 кг; масса заряда – 14 кг; начальная скорость – 898 м/с; скорострельность – 5 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 22,8 км; отдача ствола – 420 мм; живучесть ствола – 600 выстрелов.

Корабельное орудие BL-6 inch Mk-XXIII в двухорудийной башне

Орудие было принято на вооружение в 1933 г. и устанавливалось в двух или трехорудийных башнях. Использовалось на флотах Австралии, Индии и Новой Зеландии. Всего было выпущено 469 орудий. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 7,6 м; масса двухорудийной башни – 92 т, трехорудийной – 185 т; масса – 7 т; масса снаряда – 51 кг; масса заряда – 13,6 кг; начальная скорость – 840 м/с; скорострельность 8 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 23 км.

Орудие было принято на вооружение в 1919 г. и использовалось для оснащения крейсеров класса «Hawkins» в однобашенных установках. Всего было построено 44 орудия, из которых 17 использовалось в береговой обороне. ТТХ орудия: калибр – 190 мм; длина ствола – 8,6 м; масса – 14 т; масса снаряда – 91 кг; начальная скорость – 844 м/с; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 19 км; живучесть ствола – 650 выстрелов.

Орудие принято на вооружение в 1927 г. и устанавливалось на тяжелые крейсера в двухорудийных башнях. Всего было выпущено 168 орудий, из которых 6 использовалось в качестве береговых пушек в одноорудийных башнях. Орудие также использовалось в Австралии. ТТХ орудия: калибр – 203 мм; длина ствола 10 м; масса башни – от 157 до 226 т; масса орудия – 17,5 т; масса снаряда – 116 кг; масса заряда – 30 кг; начальная скорость – 855 м/с; скорострельность – 5 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 28 км.

Корабельное орудие BL 9.2 inch Mk-XIV, установленное на крейсере «Georgios Averof»

234-мм орудие было принято на вооружении в 1900 г. и выпускалось в двух модификациях. Компания «Beardmore» изготовила 14 орудий Mk-IX, а «Vickers» 282 орудия Mk-X. Орудия устанавливалось на броненосцах, крейсерах и мониторах. 106 орудий во время войны использовались в береговой обороне. 4 орудия были построены в 1910 г. для греческого крейсера под обозначением Mk-XIV. ТТХ орудия: калибр – 233,7 м; длина ствола – 10,9 мм; масса ствола и затвора – 28 т; масса снаряда – 170 кг; длина снаряда – 890 мм; начальная скорость – 875 м/с; скорострельность – 4 выстрела в минуту; дальность стрельбы – 26,7 км.

Орудие было разработано фирмой «Vickers» и принято на вооружение в 1912 г. как главное вооружение линкоров и крейсеров. К началу войны на вооружении оставалось 54 орудия из которых 3 пушки было использовано в качестве железнодорожных орудий. ТТХ орудия: калибр – 342,9 мм; длина ствола – 15,4 м; масса башни – 610 т; масса пушки без затвора – 76 т; масса снаряда – от 567 до 635 кг; длина снаряда – 1,2 м; начальная скорость – от 787 до 899 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 3 минуты; максимальная дальность стрельбы – 21 км.

Орудие было принято на вооружение в 1940 г. и предназначалось для вооружения линкоров класса «King George V». Орудия устанавливались в двухорудийных (масса 915 т.) или четырехорудийных башнях (масса – 1582 т.). Всего было построено 78 орудий, из которых 2 использовались в качестве береговых орудий.

Орудие BL-14 в четырехорудийной башне Мk-III

Орудие BL-14 в двухорудийной башне Мk-II

Береговое орудие BL-14

ТТХ орудия: калибр – 360 мм; длина ствола – 16 м; масса – 80,2 т; масса снаjряда – 720 кг; начальная скорость – 730 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 2 минуты; максимальная дальность стрельбы – 35 км.

Стволы корабельного орудия BL-15 inch Mk-I

Морское орудие «BL-15 inch Mk-I» было принято на вооружении в 1913 г и использовалось для вооружения береговых батарей, линкоров (типа «Куин Элизабет», «Глориес») и мониторов (типа «Эребус», «Робертс»). Ствол орудия был рассчитан на 335 выстрелов. Орудия сняты с вооружения в 1959 г. Всего было выпущено 186 орудия, из которых 11 использовалось в береговых батареях. ТТХ орудия: калибр – 381 мм; масса – 102 т; длина ствола – 16,5 м; скорострельность – 2 выстрела в минуту; масса снаряда – 871 кг; начальная скорость – 785 м/с; дальность стрельбы – 29 км.

Корабельное орудие BL16 inch Mk-I в трехорудийной башне на линкоре «Rodney»

Подготовка к заряжанию орудия BL16 на линкоре «Nelson»

Орудие со скреплённым проволокой стволом было принято на вооружение в 1927 г. и затем смонтировано на линкорах «Nelson» и «Rodney». На каждом корабле было установлено три трехорудийные башни, получившие обозначение Mk-I. Применялись бронебойные (масса — 929 кг, длина – 1,6 м,) и фугасные (масса – 929 кг, длина – 1,9 м) снаряды. Заряд (224 — 231 кг) кордита картузного типа состоял из 6 частей. Это позволяло использовать уменьшенный метательный заряд для практической стрельбы и обстрела берега. Боезапас состоял из 95 бронебойных и 5 фугасных снарядов. Максимальная бронепробиваемость борта составляла 366 мм, палубы – 165 мм. Орудия были сняты с вооружения в 1948 г. Всего было выпущено 29 орудий. ТТХ орудия: калибр – 406 мм; диаметр башни по роликовому погону – 10 м; масса вращающейся части трехорудийной башни – 1500 т; толщина лобовой брони башни — 398 мм; масса – 109,7 т; длина ствола – 18,8 м; скорострельность – 2 выстрела за 3 минуты; масса фугасного снаряда – 929 кг; начальная скорость – 788 м/с; дальность стрельбы – 37 км; живучесть ствола – 200 — 250 выстрелов; длина отката ствола – 1,1 м; расчет башни – 89 — 101 человек.