Марина Кунгурова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква Ж»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи .
Тема "Согласный звук Ж , буква Ж .
Цель : актуализация знаний детей о звуке и букве Ж . Активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы . Определение положения звука Ж в словах . Выделение слов со звуком звуками . Чтение слогов и слов; слов, написанных "по спирали".
Развивать фонематический слух , слуховое внимание, звукобуквенный анализ , звуковой синтез , связную речь.
Оборудование :
карта "Волшебная страна";
картинки - рамки на каждого ребенка;
объемный жучок;
стилизованная и печатная буква Ж ;
карточки "Читаем по спирали";
магнитные буквы , магнитные цифры 1 -5;
карточки - лото : лопата, кукла, ножницы, пила;
картинки : журавль, апельсин, бочка, арбуз;
1. Постановка проблемной ситуации и игровой задачи.
Воспитатель : Мы сегодня будем путешествовать по Волшебной стране, в которой все животные и насекомые умеют разговаривать и придумывать задания и для этого у нас есть карта (выставляется карта) . Если мы пройдем по всему маршруту, выполним все упражнения, то узнаем, кто же из нас самый внимательный и старательный.
Вначале мы пойдем в гости к медвежонку. Послушайте, что он нам скажет : "Здравствуйте, дети! я ш -ш - шиву в этом лесу. Я друш - ш -шу со всеми ш - шивотными".
Ребята, какой звук не выговаривает этот медвежонок? (Да, звук Ж .) Надо его научить говорить правильно.
2. Артикуляционный и акустический анализ звука Ж .
Воспитатель : Давайте произнесем : Ж - Ж - Ж. На что похож этот звук ? Да, на жужжание жука. (Показывается объемная фигура жука.) Как произносится этот звук ? Его можно петь? Нет, значит, этот звук какой ? (Согласный) Он звонкий или глухой? (Звонкий - "горлышко при произношении дрожит.) Да, этот звук - согласный , звонкий. Он всегда произносится твердо. При произношении звука Ж язык в виде "чашечки" поднят к верхним зубам, зубы слегка приоткрыты, губы округлены, воздушная струя идет сильная и теплая.
Звук Ж – всегда твердый , как и звук Ш . У него нет мягкой пары. Но прежде чем взлететь и пожжужать, жук хочет нам сказать, что он не только умеет жужжать «Ж – Ж» , но и похожие на (Варианты детей) букву Ж .
3. Анализ написания буквы Ж .
Выставляется стилизованная и печатная буква Ж .
Дети рассматривают букву .
Воспитатель : Итак, жук, похожий на букву Ж и жужжащий , как звук Ж , поет песенку и просит, чтобы с ним вы поиграли.
Игра «Добовлялки»
Жу – жу –жу – я по листику (хожу) .
Жи – жи – жи – мне ты лапку (покажи)
Же –же же – ох, устал летать (уже) .
Жи –жи –жи – ты шнурочек (завяжи) .
Жа –жа –жа – вы не бойтесь (ежа) .
Динамическая пауза.
Жук жжужит про букву Ж , Взрослый показывает букву .
Озорную букву Ж .
Обижалась : Ж – Ж – Ж, Отдергивают руку,
Уезжала Ж - Ж - Ж, «Едут» в одну сторону.
Приезжала Ж – Ж – Ж, «Едут» в другую сторону.
И жасмином наслаждалась Ж – Ж - Ж. «Нюхают цветы» .
Вот такая буква Ж ,
Озорная буква Ж .
Сейчас мы отправляемся к жирафу. Он хочет, чтоб мы с ним поиграли, нашли место звук Ж в словах .
Слова : лужа, Жора, пожар, лужок, проживать, положить, пружина, кожа, жакет и т. д.
4. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками
Цель упражнения : развитие слухового внимания , фонематического восприятия.
Воспитатель обращает внимание детей на карту Волшебной страны, перемещает фигурку жука к изображению ежа.
Воспитатель : Капризный ежик предлагает его послушать :
Я буду говорить слова,
Какие захочу.
А вы подпрыгнете тогда,
Когда я замолчу.
Звук Ж услышать надо в слове.
Задание это непростое;
А если подпрыгнете лишний раз –
Игру покинешь в тот же час!
Воспитатель называет слова, дети подпрыгивают только тогда, когда слышат звук Ж .
Слова : ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок, щука, чижик, шажок, овощи, клещи, зажигалка, железо, зонт, дружить, шагать, шпагат, желудь, кошка, кожа, пассажир и т. д.
Воспитатель : Угадайте, о ком эти слова?
Я – стеснительная малышка,
Маленькая летучая (мышка) . (Фигурка жука перемещается к летучей мыши) .
Вишу сейчас вниз головой,
Хочу поговорить с тобой :
Сейчас придет к нам буква Ж
И встанет рядом с гласной.
Ты сможешь! Ну, прекрасно!
Воспитатель читает с детьми открытые и закрытые слоги, добавляет их до целого слова.
ЖА ЖИ ЖУ КО - ЖА
АЖ УЖ ИЖ ВИ - ЖУ
Динамическая разминка от жука
Цель упражнения : фонетическая зарядка.
Воспитатель : Мы превращаемся в жуков
Плечи расправили - Все расправили плечи.
Раз, два, три.
Дружно все по кругу С прямой спиной двигаемся по кругу.
Мы пошли.
Мы лапки вверх потянем - Руки вверх с напряжением кистей.
Раз, два, три.
Теперь их плавно Руки в стороны.
В стороны развели .
Раз, два, три.
Здоровье укрепляем - Хлопки перед туловищем, за спиной.
На нас ты посмотри.
Вот крылышки расправили, Руки в стороны, опустили.
На месте покружились, Покружиться вокруг своей оси.
Над полем мы летали С прямой спиной идем к своим партам.
И громко так жужжали : Ж - Ж - Ж.
Задания от жука :
1. Прочитайте ребята слова написанные "по спирали"
2. Игра "Угадай слово"
Цель упражнения : коррекция звукового анализа и синтеза слов.
Воспитатель : Жук математику очень любит,
Игру сейчас вам предложит.
Все цифры вышли на парад
И выстроились в стройный ряд.
Жук загадал слово, которое мы должны разгадать.
Размещение и правили игры. На магнитной доске размещены цифры от 1 - 5 слева на право. Под каждой цифрой расположить карточки - лото. Под цифрой 1 - лопата, 2 - какла, 3 - ножницы, 4 - пила. Цифра обозначает, какой по счету звук из названия картинки - лото надо выделить.
3. "Угадай по первым звукам "
Воспитатель : Сейчас мы с вами угадаем животное по первым звукам .
Воспитатель выставляет по порядку четыре картинки : журавль, апельсин, бочка, арбуз. Дети составляют слово - жаба.
Воспитатель : Жук очень доволен вами ребята, вы все внимательные и старательные. И он хочет вам подарит картинки с жирафом (рамками, где вы можете нарисовать букву ж .
«Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная:
закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.
2. Коррекционно-развивающие:
продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;
3. Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: сказочные герои пчела Жужа, жеребенок, корзинка с заданиями,
цифры 1, 2, 5, панно (речевая полянка, семена, спички, кассы букв и слогов.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сядет тот, кто прочитает слово на доске:
МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА. (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]) .
2. Изучение нового материала. Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.
3. Знакомство с пчелой Жужей. Это пчела Жужа. Она прилетела к нам из страны Жужжандии.
Пчела жужжит: «Жу-жу-жу»
Я живу не тужу
Я на ветке сижу.
И жужжу, и жужжу, и жужжу.
Как жужжит пчела? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)
Какой это звук?
4. Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.
5. Автоматизация звука [ж]. Пчела Жужа прилетела к вам в гости не просто так, она приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо». Пчела с корзинкой, в которой на отдельных листах приготовлены задания.
Задание №1: «Подарим подарки Жанне и Маше». Жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, желуди. (Дети выбирают картинки со звуком [ж] для Жанны, а со звуком [ш] для Маши) .
Задание №2: «Загадочные картинки». Логопед показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.) .
Задание №3: «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании №2, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).
Задание №4: «Жеребенок». Употребление приставочных глаголов. С помощью речевой полянки, изготовленной из материала своими руками, дети перемещают игрушку – жеребенка, проговаривая при этом приставочные глаголы (жеребенок побежал, перебежал, выбежал и т. д.)
6. Физминутка. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску) .
7. Знакомство с буквой Ж. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:
Эта буква широка и похожа на жука.
Да при этом точно жук издает жужжащий звук.
Выкладывание буквы из семян и спичек;
Работа в кассах (домик для буквы Ж) ;
Печатание слов: жаба, жуки. Звуковой анализ слова жуки.
8. Итог занятия. Сюрпризный момент.
В гости приходит жеребенок и дарит детям книгу «Жадная жаба».
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы на тему «Звук и буква Ж»
Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.
Задачи:
Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.
Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.
Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].
Ход занятия
I. Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).
Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Я живу - не тужу,
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Дети. Жук.
Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).
Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!
Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.
Дети дуют.
Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.
Ёжик
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)
2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)
4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)
Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.
А сейчас предлагаю поиграть в школу.
Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)
Жуки сядут за урок.
Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.
Начинается наш первый урок - грамота.
Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.
Логопед: Какой звук издают жуки?
Дети: Ж-ж-ж.
II. Постановка звука. .
Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?
Дети: округлены, в положении «рупор».
Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
Дети: разомкнуты.
Логопед: Где находится кончик языка?
Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?
Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).
Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?
Дети: горлышко дрожит.
Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?
Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].
Хоровое произношение
Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.
Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.
Жук летит, пыхтит, жужжит
И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)
Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).
Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?
Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.
Логопед: Потом пошел дождь.
Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.
Логопед: Наступила ночь.
Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.
Логопед: Наступило утро.
Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.
III. Закрепление звука [ж].
Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?
Начинаем.
Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж
Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.
Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.
Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)
Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)
Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)
Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!
Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?
Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?
Дети: нет таких слов и т.п.
Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].
IV. Знакомство с буквами Ж, ж
Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?
Дети: Буквой Ж (жэ).
Логопед: Из скольки элементов она состоит?
Дети: из пяти.
Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.
Дети: самостоятельно выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!
Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).
Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».
Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!
(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)
Логопед: Отлично все справились с заданием!
Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).
Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)
Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.
Давайте вернемся в группу.
Литература:
1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.
2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с
БУКВА Ж.ЗВУК Ж.Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН
«Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.
1. Коррекционно-обучающие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания;
Развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии;
Умение слушать сверстников и логопеда;
Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,
Ход занятия
Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,
Буква Ж, буква Ж в гости зазывала
Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Какой звук повторялся?
Правильно, Ж.
Введение в тему занятия
И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.
2. Характеристика звука Ж
Давайте произнесем звук Ж.
Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
Какой он?
Согласный, твердый, звонкий.
А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?
Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.
Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
Нет, мы видим и пишем буквы.
Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платья звукам надеваем,
звуки в буквы превращаем.
3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
Давайте из воска вылепим букву Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
4. Упражнение на развитие внимания.
Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.
5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)
А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же - живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).
6. Логопедическая зарядка
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)
7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.
К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.
9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
А сейчас мы с вами порыбачим:
Много разной рыбы плавает в пруду.
Рыжик кот поймает на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовите.
В слове быстро Ж найдите.
В разные ведерки рыбки положите.
Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.
Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
10. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Чем мы сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось?
А в чем были трудности?
Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.
Стихи про Букву Ж
***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!
***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.
***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.
***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.
***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.
***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!
***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)
алевтина белоплотова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж] и буква ж»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.
Подготовила и провела воспитатель: Белоплотова А. А.
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
«Золотой петушок» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по
Республике Марий Эл»
Тема: «Звуки «ж», «жь» и буква
«ж».
Программные задачи:
Познакомить с новыми звуками и буквой «ж». Дать понятие, что это твердый звук, но имеет парного мягкого. Упражнять в чтении слогов и слов с этой буквой.
Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, логическое мышление, связную речь и мелкую моторику.
Воспитывать у детей усидчивость, активность, интерес к родному языку.
Оборудование к занятию:
Рабочие тетради, медиаторы, счетные палочки, аквариум (по Е. Е. Шулешко, ручки.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длиться до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте все улыбнёмся друг другу.
Дети: улыбаются.
2. Воспитатель: Скажите пожалуйста, как жужжат жуки?
Дети: ж-ж-ж, ж-ж-ж… .
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «ж».
Воспитатель: В стране жужжандия жил- был звук «ж».
Жужжал, жужжал звук «ж», скучно ему стало. С кем бы подружится? Мы сможем ему помочь?
Ответы детей: (сможем, поможем).
Воспитатель: Сначала познакомим его с гласными звуками. Они написаны на доске, назовите их.
Дети: жа, жо, жу, жи, же.
Воспитатель: Правильно.
3. Задание дополни слог.
Воспитатель: А сейчас познакомим звук «ж» с будущими друзьями. Если к слогу «жу» пригласим звук «к». Какое слово получится?
Дети: слово (жук).
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А теперь будем сочинять слова со звуком «ж». Я буду называть слог, а вы следующие.
Дети: Называют следующий слог: жа (ба, у (жи, жи (раф, же (ня, же (на, е (жи) и т. д.
Воспитатель: Молодцы!.
4. Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Дети, я вам читаю предложение, а вы мне говорите недостающее слово:
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын …. (жираф,
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по ….(животикам,
Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать босиком по (лужам).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот).
Дети: Отгадывают слова.
Воспитатель: Все справились, молодцы. А теперь скажите мне пожалуйста, на какой звук начинались все эти слова?.
Дети: на звук «ж».
Воспитатель: Всё правильно!
5. Воспитатель: Отгадайте загадки.
а) Он высокий и пятнистый
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьям, листьями деревьев.
Дети: слово жираф.
б) Шесть ног без копыт
Летит жужжит
Упадет - землю роет.
Дети: жук.
Воспитатель: Молодцы. Какой звук в начале этих слов?
Дети: звук «ж».
Воспитатель: Ребята, звук «ж», согласный, твердый, звонкий.
Воспитатель: Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Дети: Повторяют вместе с воспитателем.
6. Игра «Кто внимательный?» Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, жамок, лиса, карандаш.
Дети: отвечают по -одному.
7. Воспитатель: Ребята, вставайте все в круг, немного с вами отдохнём, разомнёмся. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться, два-согнутся, разогнуться,
Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре- руки шире, пять0 руками помахать
Шесть- на стульчик сесть опять (соответствующие движения).
Воспитатель: Садитесь на стульчики, сейчас мы с вами поработаем с аквариумом. Ко мне выйдут два человека. На листочке зашифрованы слова, а вы должны по этим числам найти слово. Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Остальные ребята в это время достают счётные палочки, которые лежат на столах и выкладывают букву «Ж», затем пытаются выложит слово «жук».
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.
8. Знакомство с буквой «ж».
Воспитатель: На что похожа буква «Ж»? Скажите, как вы думаете?
Ответы детей…
Воспитатель: 1) Это-Ж,
Целый жук и пол жука.
2) Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж….
9. Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат медиаторы. Обведите пожалуйста медиатор, дорисуйте ему лапки, и голову, а внутри заштрихуйте прямыми линиями.
Дети: работают в тетрадях.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?
Что вы интересного для себя узнали сегодня?
Дети: Ответы детей…
Ирина Мазалова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 комбинированного вида»
Конспект занятия
обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
на тему :
«Звук ж . Буква Ж »
Учитель-логопед : Мазалова И. В.
г. Богородицк
Цель : познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж .
Коррекционно-образовательные задачи :
1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков , слогов , слов;
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова) ;
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог» ;
5)упражнять детей в делении слов на слоги;
6) учить детей преобразовывать слова;
7) совершенствовать звуковой анализ ;
8) совершенствовать навык чтения слогов , слов;
Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.
Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование :
предметные картинки (банан, утка, коса, валенки) ; конверт с письмом; сюжетные картинки; мяч; листы для индивидуальной работы; предметная картинка (жук) ; пособие для звукового анализа ; игрушка «Жук» ; тетради, ручки; загадка; пособие «Слоговые домики » , счетные палочки; карточки с изображением букв (Ж, К, У, О, А, И, картинка «Солнышко» .
Дети встали в круг.
Логопед : Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Будем передавать друг другу солнышко и, улыбаясь, называть ласково по имени. Доброе утро, Димочка (дети передают «солнышко» друг другу).
Логопед : Тихо проходите и садитесь на свои места.
Логопед : Произнесем все вместе :
«Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять
И друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
I. Организационный момент :
Логопед : Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию , где живут…
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
Ваша новая буква »
Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии ?
Дети : Да.
Показываю детям картинку с изображением банана.
Логопед : Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети : На этой картинке изображен банан.
Логопед : Какой первый звук в слове банан ?
Дети : В слове банан первый звук б .
Логопед : Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б ).
Аналогичная работа с картинками : утка, коса, валенки, буква Ы .
Логопед : Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии ?
Дети : Буквы .
Логопед : Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой .
Отгадайте загадку :
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети : Жук.
Логопед : С какого звука начинается слово жук?
Дети : Слово жук начинается со звука [ж] .
Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж .
Для того, чтобы правильно произносить звук , надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,
Сядем на качели, чтобы покачаться.
Давайте дадим характеристику звуку [ж] . Произнесите звук [ж] .
Дети : Ж-ж-ж.
Логопед : Звук [ж] можно пропеть ?
Дети : Звук [ж] нельзя пропеть . Он согласный.
Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж] . Наше горлышко спит или работает?
Дети : Горлышко работает.
Логопед : Если горлышко работает, значит звук [ж] какой ?
Дети : Звук [ж] звонкий .
Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый .
Вика, дай полную характеристику звука [ж] .
Вика : Звук [ж] согласный , звонкий, всегда твердый.
Логопед : Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.
2. Логопед : Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж] , слог со звуком [ж] , слово со звуком [ж] .
Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж
ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ
ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ
Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.
3. Логопед : Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.
Будь внимательным, смотри :
Слова со звуком [ж] назови
И место звука в слове укажи .
Дети : На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова.
(аналогично со словами : ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок).
Логопед :тРебята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова . Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].
Логопед : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
3. Логопед : Ребята, что такое слог?
Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук . Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов .
Логопед :
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед : ЖИ, ЛЫ
Дети : ЛЫЖИ
(ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)
Логопед : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» (Карточка с заданием : дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах ).
Логопед : Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем :
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел : «ж-ж-ж» .
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук нас приземлился,
Жужжа, закружился :
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем вместе :
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог.
Логопед : Сядет на место тот, кто назовет ласково :
Флаг – флажок
(снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг) .
Логопед : У меня для вас есть еще одна игра. Называется «Новое слово» . Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж] .
(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня) .
Логопед : Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж] , а сейчас познакомимся с буквой Ж .
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук .
Логопед : Ребята, что это : буква или звук ?
Дети : Это буква .
Логопед : Правильно. А чем буква отличается от звука ?
Дети : Буквы мы видим , читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.
Логопед : Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж . Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.
Логопед : Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.
Наш звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками .
(выходят дети. Вешаю на шею таблички с буквами Ж , О, У, А, И. Дети читают слоги)
Слушает ЖУК внимательно,
Как вы слоги читаете старательно.
Дети : ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ
Логопед : Хорошо, молодцы.
А сейчас посмотрите на буквы . Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У , Ж, К)
Дети : Жук.
Логопед : Правильно. Возьмите «светофорчики» . Выкладывает схему слова ЖУК.
(дети выполняют задание)
Логопед : Саша, выйди к доске и составь схему слова ЖУК. А вы, ребята, проверяйте.
Ребенок выкладывает схему слова на доске.
Логопед : Саша, почему ты поставил первым синий кружок?
Саша : Звук [ж] твердый согласный звук , поэтому обозначаем его синим кружком.
Аналогичная работа со звуками : [у], [к].
Логопед : Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием.
Скороговорку повторите,
На звук [ж] сильней нажмите :
Жутко жуку жить на суку.
Логопед : Давайте напишем букву Ж в воздухе пальцем . Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях .
(дети выполняют задание в тетрадях)
Логопед : Ребята, жуку очень понравилось у вас в гостях и он хочет узнать, что вам понравилось сегодня на занятии?
(ответы детей)
Давайте еще раз вспомним характеристику звука [ж] . Какой звук [ж] ?
Дети : Звук [ж] – согласный , глухой и всегда твердый.
Логопед : Правильно, ребята, молодцы!
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил .
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
За то, что вы сегодня были такие внимательные, так хорошо занимались, жук на память хочет подарить вам свой портрет.
Можете отдохнуть.
Литература :
С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.
Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов » - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.
Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М.: Баласс, 2002. – 128 с.
Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия » , Волгоград, 2013. – 239 с.
МДОУ «Детский сад №9 КВ»
Тульская область, г. Богородицк, Россия