Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры. Музыкальная Австрия

Иногда сюда же относят М. Гайдна и К.Д. фон Диттерсдорфа.

Особенности музыки

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко . Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента , наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии , сонаты , концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей - фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепьянная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена , столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века , то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштайн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Венская классика" в других словарях:

    - (венская классика, венский классицизм) направление европейской музыки второй половины XVIII первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Особенности музыки Трёх великих… … Википедия

    - (нем. Wiener Klassik) творческое направление, сложившееся в Австрии во 2 й пол. 18 в. 1 й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью … Музыкальная энциклопедия

    - (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса … Музыкальная энциклопедия

    Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки Жанр струнный квартет Годы 1994 н.в. Страна … Википедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гёбель. Рейнхард Гёбель (Re … Википедия

    Венская Вотивкирхе характерный памятник неоготической архитектуры XIX века. Готическое (также псевдоготическое) направление в искусстве Нового времени направление в европейском и американском искусстве XVIII XX веков. Готическая эстетика… … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

    - (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на… … Большая советская энциклопедия

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

  1. Австрия - крупнейший музыкальный центр Европы.
  2. Композиторы - венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.
  3. Расцвет ряда жанров в их творчестве.
  4. Знакомство с жанром квартета.
  5. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).

Музыкальный материал:

  1. Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание);
  2. В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (слушание);
  3. Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (слушание, по желанию педагога);
  4. Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
  2. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов - венских классиков)

В контексте истории

Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.

Гайдн. Краткие биографические сведения

Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.

Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.

В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.

Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.

В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.

В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.

Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.

За свою долгую жизнь Гайдн подарил миру огромное количество гениальных творений. И хотя многое из его наследия было утеряно и того, что сегодня известно потомкам, было достаточно чтобы Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его - не было бы ни Моцарта ни Бетховена».

Звуки музыки

Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты ­либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина...

Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.

Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.

Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.

Моцарт. Краткие биографические сведения

Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.

Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.

Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.

В 1770 году Моцарт вместе с отцом отправился в Италию, где с триумфальным успехом прошли премьеры его опер, в том числе и новой - «Митридат, царь Понта». В Сикстинской капелле Моцарт прослушал хоровое сочинение Аллегри «Мизерере», которое было запрещено публиковать и исполнять вне капеллы. Молодой композитор поразил всех, по памяти записав произведение после единственного прослушивания.

Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Моцарту настоящий экзамен - предложили сочинить фугу. Обычно на это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним всего за полчаса. После этого юный композитор был избран членом Болонской музыкальной академии.

После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.

В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.

Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.

Правда, в последние годы жизни Моцарт создал ещё одну оперу - светлую и радостную сказку «Волшебная флейта». В музыке этой оперы преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомрачённая лирика. Вместе с тем в ней немало сцен, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

Последнее произведение Моцарта гениальный «Реквием» - осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 г. в Вене. Похоронили Моцарта на кладбище для бедняков, и его могила затерялась.

Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.

Звуки музыки

Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».

Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.

Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно-виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я беспощадна!» - восклицает Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».

Бетховен. Краткие биографические сведения

Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.

Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Людвиг прошёл хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Её столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.

Звуки музыки

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

Для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом - ввёл в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.

Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (фрагмент).

Вопросы и задания:

  1. Какого из великих композиторов называют венскими музыкальными классиками?
  2. Чем объясняется такое определение?
  3. Расцвет каких музыкальных жанров связан с творчеством венских классиков?
  4. Назовите состав классического (струнного) квартета.
  5. Что отличает звучание квартета Й. Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие?
  6. Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна?
  7. Ария Царицы ночи – это ария мести. Послушайте арию. Только ли драматический характер присущ ей? Подумайте, почему?
  8. Какое произведение венчало собой творчество Л. Бетховена?
  9. Кто автор стихов, положенных в основу финала Девятой симфонии?
  10. Каков характер финала Девятой симфонии?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Ода к радости. Симфония № 9 (финал), mp3;
Гайдн. Струнный квартет ор. 76 № 2, IV часть, mp3;
Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы Волшебная флейта, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Clarinet Concerto in A major, KV 622: II. Adagio

4. 4.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Piano Concerto № 21 in C major, KV 467: II. Andante

5. 5.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Piano Concerto № 13 in C major, KV 415: II. Andante

6. 6.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Piano Concerto № 4 in G major, KV 41: II. Andante

7. 7.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Symphony № 40 in G minor, KV 550: I. Allegro molto

8. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) From Sonata-Quasi una Fantasia № 14 in C sharp minor, op. 27 № 2 «Moonlight» (Adagio sostenuto) - Скачать

Немецкий композитор, дирижёр и пианист. Ключевая фигура западной классической музыки, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире: | | .

Пожалуй, очень трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал бы чарующих звуков знаменитой «Лунной сонаты» Людвига Ван Бетховена. Это поистине уникальное произведение, которое будет популярно спустя многие годы и после нас. И даже тот, кто скажет, что не знает, что это за произведение, услышав только ее первую часть, сразу же определит, что эта удивительная музыка ему хорошо знакома.

9. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) Romance № 2 for Violin and Orchestra in FD major, op. 50 - Скачать

10. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) Bagatelle in A minor, op. 59 For Elise - Скачать

11. Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - Скачать

Symphony № 45 «Farewell» in F sharp minor - Allegro assai

Symphony № 45 «Farewell» in F sharp minor - Adagio.

Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 - 1791) - великий австрийский композитор: | | | .

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Недолгий жизненный путь Моцарта был полон контрастов. Вундеркинд, в четыре года сочинивший свой первый концерт для клавесина; владевший, кроме того, скрипкой и органом, он еще в раннем детстве завоевал всеевропейскую славу, выступая с гастролями по всей Европе. В зрелые же годы Моцарт жестоко страдал от непризнанности. Он испытал недоброжелательство и зависть, сгибался под гнетом отчаянной нужды и, несмотря на это, сочинял музыку яркую, жизнеутверждающую, полную оптимистической силы.
Гениальный оперный композитор, оставивший в своем наследии такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», Моцарт создал особую эпоху и в жанре симфонии. За двадцать лет он написал около пятидесяти симфонических циклов. Первые симфонии, созданные им в шестилетнем возрасте, были подражанием стилю Иоганна Христиана Баха, последние же оказали воздействие на поздние симфонии Гайдна и предвосхитили появление симфоний Бетховена и Шуберта. К глубочайшим по мысли и выражению чувств творениям относится и его церковная музыка, в первую очередь непревзойденный шедевр - Реквием.

Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 - 1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков».
Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.
Людвиг ван Бетховен родился в Бонне. Отец Людвига служил тенором при дворе в Бонне, так что его жизнь начиналась в музыкальном окружении.
О музыкальном таланте Бетховена позднее узнал целый мир, но о его детстве мало что известно. Поначалу о нём заговорили как о вундеркинде, называя маленьким Вольфгангом Амадеем Моцартом. В юности обнаружилось его необычайное музыкальное дарование. В 1778 году Бетховен отправляется в Кёльн, а через три года - на гастроли в Голландию, где демонстрирует свои великолепные исполнительские способности.
«Музыка есть высшее проявление мудрости и философии» - Людвиг ван Бетховен.
В 1787г. Бетховен впервые отправляется в Вену к Вольфгангу Амадею Моцарту. Моцарт высоко оценил талант юного музыканта, призывая музыкальную общественность обратить внимание на этого юношу, «он ещё заставит мир заговорить о себе».
С 1795г. у Бетховена появились проблемы со слухом. Болезнь прогрессировала и к 1819г. перешла в полную глухоту. Композитор всё больше замыкался в себе. В последние годы его жизни общение с ним возможно было только через специальную тетрадь.
29 марта 1827г. оборвалась жизнь Людвига ван Бетховена. Музыкальное наследие композитора, оставленное им современникам и потомкам, бесценно.

Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии: | | | | .

Гайдн был вторым из 12-ти детей в небогатой семье, где ежедневно занимались домашним музицированием. После того, как превосходный музыкальный талант пятилетнего Гайдна был замечен дальним родственником, музыкальные занятия с мальчиком по игре на скрипке и фортепиано стали более интенсивными.

Так как Гайдн имел также чудный вокальный голос, в 1740г. он был принят императорским придворным композитором Иоганном Георгом Ройттером как сольный дискант в хор собора Штефана в Вену. Ройттер хотел сделать его кастратом, чтобы сохранить его голос, все же, операция была предотвращена, и голосовая ломка наступила. Это было концом его певческой карьеры, но он продолжал свои занятия на фортепиано и скрипке.

В 1766 Гайдн приступил к должности первого капельмейстера у князя Пауля Антона Эстергази. В великолепном барочном замке Эстергази, расположенном на берегу красивого озера, кроме всего прочего, был также оперный театр. Здесь Гайдн написал наибольшее число своих опер, примерно 80 из своих 104-х симфоний, более 50-ти произведений для фортепиано, а также сочинил более 70 струнных квартетов и несколько месс. В 1790г. Гайдн, который стал известен тем временем во всей Европе, отправляется в Англию, чтобы представлять там свои композиции лично. Оксфордским университетом ему присваивается звание почётного доктора, и даже несколько раз он играл перед королевской семьей. Когда в 1792г. Гайдн возвращается в Вену, он занимается с юным Людвигом ван Бетховеном по классу фортепиано. Поистине бесценен вклад Йозефа Гайдна в мировую музыкальную культуру. Заложенные им основы классической формы музыкального произведения служили отправной точкой в творчестве многих известных композиторов.

Венская классическая школа

Венская классическая школа (венская классика, венский классицизм) - направление европейской музыки второй половины XVIII - первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн , Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен .

Особенности музыки

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко . Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента , наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии , сонаты , концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей - фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена , столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века , то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштейн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Венская академия изобразительных искусств
  • Венская академия изящных искусств

Смотреть что такое "Венская классическая школа" в других словарях:

    ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2 й пол. 18 нач. 19 вв. Представители Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля,… … Большой Энциклопедический словарь

    Венская классическая школа - ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2 й половине 18 начале 19 вв. Представители Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, большая часть жизни которых связана с Веной. Обобщив предшествующий опыт немецко… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    венская классическая школа - направление в музыкальном искусстве, сложившееся во второй половине XVIII начале XIX вв. Представители Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного… … Энциклопедический словарь

    Венская классическая школа - направление в музыке, сложившееся в Вене во 2 й половине 18 1 й четверти 19 вв. Основоположники В. к. ш. И. Гайдн и В. А. Моцарт; высшие её достижения связаны с творчеством Л. Бетховена. См. Австрия, раздел Музыка … Большая советская энциклопедия

    Венская классическая школа - (нем. Wiener Klassik) творческое направление, сложившееся в Австрии во 2 й пол. 18 в. 1 й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью … Музыкальная энциклопедия

    Венская классика - Венская классика, венская классическая школа (около 1780 1827) направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Иногда… … Википедия

    новая венская школа - творческое содружество, объединявшее главным образом австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга и А. Веберна. Сложилась в 1900 х гг. В произведениях радикальное обновление музыкального стиля и языка, связанное с переходом от атональности к… … Энциклопедический словарь

    ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА (музыкальное направление) - ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА, направление в немецкой музыке сер. 19 в., связанное с Лейпцигской консерваторией (основана в 1843). Опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма,… … Энциклопедический словарь

    Австрийская школа - Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия

    Культура Австрии - Культуру на территории сегодняшней Австрии можно проследить начиная с около 1050 г до н. э. с Гальштатской и Латенской культур. Однако, культура Австр … Википедия

Венская классика является направлением европейской музыки второй половины XVIII и первой четверти XIX веков. Это направление характеризуется наличием аккомпанемента, сквозных тем, а также работой над формой и темой. Венский классицизм от остальных направлений классической музыки отличается логичностью, универсальностью и ясностью художественного мышления и формы. Сочинения гармонично сочетают в себе комические и трагические нотки, естественность звучания расчет, интеллектуальную и эмоциональную тематику.

В музыке венских классиков ярко выражена динамика, которая в полной мере отражается в сонатной форме, что и объясняет симфонизм многих сочинений этого жанра. Именно с этим направлением - с симфонизмом и связано развитие основных инструментальных жанров эпохи венской классики: камерного ансамбля, концерта, симфонии и сонаты. В это же окончательное формирование четырех-частного сонатно-симфонического цикла. Разработанная венской школой классики система форм, жанров и правил гармонии действует до сих пор.

Расцвет венского классицизма выпал на эпоху развития симфонического оркестра, его определением с функциональностью оркестровых групп и стабильного состава. Образовались основные типы классических камерных ансамблей: струнный квартет, фортепианное трио и так далее. Из сольного инструментала наиболее сильно выделилась фортепианная музыка.

Венские классики

Впервые термин «венские классики» был упомянут в 1834 году австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером по отношению к Гайдну и Моцарту, чуть позже другими авторами в этот был и Бетховен. Венские классики считаются представителями Первой Венской школы.

Каждый из трех мастеров венской классики внес свою лепту в развитие музыки этого направления. Бетховен, как и Гайдн, предпочел музыку, но если Бетховен тяготел к героике, то Гайдн – к народно-жанровым образам.

Более универсальный Моцарт в равной степени проявил себя как в инструментальных, так и в оперных жанрах, но отдавал предпочтение лирике. Оперные сочинения Моцарта помогли в развитии различных направлений этого жанра: лирической, музыкальной драмы, социально-обличительной комедии и философской оперы-сказки.

Трех разных композиторов объединяет превосходное владение приемами композиции и умением создавать разнообразную музыку: от полифонии эпохи барокко до народных песен. Вена же в то время была столицей музыкальной культуры, центральной площадкой ее развития.