Необычные броненосцы и курьёзные случаи с ними. Корабль «Agamemnon» - Корабли Эскадренные броненосцы типа «Triumph»

«Agamemnon»

HMS Agamemnon (1781) — 64-пушечный линейный корабль третьего ранга. Второй корабль Королевского флота, названный HMS Agamemnon, в честь гомеровского героя. Отличался хорошим ходом. Участник большинства крупных сражений в Век паруса. Любимый корабль Нельсона.
Заказан 8 апреля 1777 года. Спущен на воду 10 апреля 1781 на частной верфи Bucklers Hard, графство Хемпшир.
Служба

Американская революционная война
Был при острове Уэссан (1781) и при Островах Всех Святых.
1782 — капитан Бенджамин Колдуэлл (англ. Benjamin Caldwell), Вест-Индия. 12 апреля 1782 года принимал участие в битве сэра Джорджа Родни с французским флотом, вышедшим с Мартиники. Agamemnon потерял 14 человек убитыми и 24 ранеными, в том числе лейтенанты Инклдон (англ. Incledon) и Брайс (англ. Brice).
[править]Французские революционные войны
1793 — 26 января, капитан Горацио Нельсон, Чатем. Командовал кораблем в течение трех лет и трех месяцев.
25 февраля Agamemnon с HMS Robust перешел к Блэкстэкс; приняв на борт порох и пушки, они вышли чтобы присоединиться к флоту в Спитхеде. Пасынок Нельсона, 13-летний Иосия Нисбет (англ. Josiah Nisbet) был на Agamemnon мичманом.
Затем корабль перешел в Средиземное море с лордом Худом, для блокады Тулона и Марселя.
Тулон

27 августа Тулон объявил верность Бурбонам; британские корабли вошли в порт и овладели верфями. В их руки попали 30 французских линейных кораблей.
Agamemnon был отправлен в Неаполь, за десятью тысячами солдат для оккупации Тулона. Он привез 6000, но войск было недостаточно, чтобы оборонять позиции вокруг города против больших сил, собранных республиканцами, которые начали атаку в ночь на 17 декабря. На следующий день неаполитанские войска вместе с роялистами вновь грузились на любые корабли, какие могли найти. Около 14 000 таким образом ушли, но многие тысячи были перебиты.
Лорд Худ приказал сжечь французский флот, арсенал и весь порох. Вместе с ними огонь уничтожил половину города.
В конце месяца Agamemnon, теперь с эскадрой возле Корсики, отправился в Ливорно, для снабжения.
Корсика

В январе 1794 осуществлял блокаду Кальви, затем, 14 февраля, посетив Ливорно ради питьевой воды, капитан Нельсон провел разведку Бастии, в качестве возможной базы для британского флота. Он заключил, что 500 человек могли бы ее взять, при поддержке огня с кораблей, если те смогут заставить замолчать форты.
Лорд Дандас (англ. Dundas), командующий войсками, отказался атаковать силами менее чем 2000 человек, и после обмена сердитыми письмами лорд Худ решил действовать в одиночку. Лорда Дандаса сменил генерал д’Обан (фр. D"Aubant), но он также отказался участвовать, и 4 апреля 1200 морских пехотинцев и 250 моряков высадились и обложили Бастию. Шлюпки эскадры препятствовали кому-либо выходить или входить с моря, а батареи больших пушек, снятых с кораблей, возведенные вокруг города, поддерживали непрерывный огонь.
Agamemnon стоял на якоре напротив лагеря, Нельсон был на берегу со своими людьми, и получил ранение в спину. 20 мая французы послали к лорду Худу белый флаг, и сдали город и гарнизон около 4000 человек.
Следующим пунктом атаки был Кальви в северо-западной точке острова. Войска под командованием генерала Стюарта (англ. Stuart) высадились 19 июня примерно в 4 милях к западу от Кальви и в течение четырех недель захватили все французские форпосты и установили батареи корабельных пушек в 650 ярдах от центра цитадели.
10 июля в батарею Нельсона июля ударило ядро, осколки и камни попали ему в грудь и лицо, лишив зрения правый глаз.
Предложение сдаться было отклонено 19 июля, так что 26 июля, имея 21 пушку, 5 мортир и 4 гаубицы в 560 ярдах от крепостной стены, генерал послал сказать, что не будет стрелять по госпиталям.
В результате начались переговоры, в которых французы попросили перемирия на 25 дней, намереваясь выждать, не прибудет ли помощь. Им было дано шесть, но они нарушили перемирие 30-го, после того как в порт пробрались четыре мелких судна.
Немедленно был открыт огонь по врагу, и 1 августа тот вывесил белые флаги. Британские войска овладели городом 10 августа; 15-го Agamemnon ушел в Ливорно, минус несколько пушек, потерянных во время осады. В то же время парламент Корсики объявил жителей острова англичанами, а Георга III королем Корсики. Сэр Гилберт Эллиот был назначен вице-королем Корсики.
Agamemnon затем пошел в Геную, чтобы встретить лорда Худа и вице-адмирала Хотэма (который его сменил), прибыв туда 23 сентября.
Вместе они вышли 27 сентября на поиск французов в залив Гуржан (фр. Gourjean), а затем к Тулону. Лорд Худ отбыл домой 11 октября. К концу месяца Agamemnon пошел в Ливорно, чтобы дать отдых людям, из которых семьдесят были еще очень больны.
Со времени ухода из Кальви Нельсон потерял 50 своих лучших людей. Она снова вышел 26 октября, но шторм заставил его вернуться обратно 30-го. Он, наконец, присоединился к адмиралу Хотэму утром 3 ноября и обнаружил, что французы ускользнули. Agamemnon был отряжен их искать, и нашел что Йерский залив пуст, но 5-го обнаружил 22 корабля во внутренней гавани Тулона. Два дня спустя он был в Сан-Фьоренцо, где 15 ноября Нельсон отметил, что корабль выглядит жалко без бизань-мачты, а вскоре потерял и грот-мачту.
Генуэзский залив

8 марта 1795 Agamemnon стоял на рейде в Ливорно с остальными кораблями эскадры Хотэма, когда перед входом появился Moselle с известиями о французском флоте.
10 марта 15 кораблей противника были обнаружены британскими фрегатами по пути обратно в Тулон. Поскольку они не проявили никакого желания повернуть и дать бой, утром 13-го адмирал Хотэм скомандовал общую погоню.
Французский Ça Ira столкнулся с Victoire, следующим впереди, и снес себе фор- и грот- стеньги, что позволило капитану Фримантлу (англ. Freemantle) на HMS Inconstant встать с ним борт к борту и начать бой. К нему присоединились HMS Captain и Agamemnon, нападавший на Ça Ira более двух часов, пока не появились несколько французских кораблей в поддержку, и адмирал Хотэм не поднял сигнал отзыва.
На следующий день Ça Ira был обнаружен с подветра от остального флота, на буксире у Le Censeur. Оба, наконец, сдались после отчаянного боя с Captain и HMS Bedford, в котором французы потеряли 400 человек.
Йерские острова

В начале июля Agamemnon был отправлен с небольшой эскадрой фрегатов поддерживать генерала де Вена (фр. de Vins), который атаковал французов в Генуе. 6 и 7 июля он преследовал французский флот из 17 линейных и 6 фрегатов от мыса дель Мелле почти до Сан-Фьоренцо, но британский флот не мог выйти ему на помощь.
Однако на следующий день адмиралу Хотэму удалось выйти с 23 линейными; они увидели противника возле Йерских островов на рассвете 13-го. Был поднят сигнал «общая погоня», и к полудню HMS Victory, Captain, Agamemnon, HMS Cumberland, HMS Defence и HMS Culloden пришли на дальность огня.
Во время боя, который проходил почти в полный штиль, французский Alcide спустил флаг, но затем загорелся и затонул. С него спаслось всего 200 человек. Многие другие корабли противника были почти в таком же состоянии, и Agamemnon и Cumberland собирались атаковать 80-пушечный флагман, когда адмирал Хотэма прекратил бой, и французы смогли бежать в залив Фрея.
В конце июля Agamemnon и восемь фрегатов вернулись в бухту Вадо, на помощь австрийцам, атакующим Геную. 20 сентября, в бою, длившемся 10 часов, войска захватили центральный пункт на гребне, продвинувшись на 33 мили. Agamemnon вернулся в Ливорно 24 сентября и через четыре дня вышел снова. В конце октября он был под Тулоном и Марселем.
Между тем дела у австрийцев шли не очень хорошо. Лишенный достаточной поддержки флота, адмирал Хотэм выделил в эскадру Нельсона слишком мало кораблей для поставленной задачи, а когда его преемник сэр Хайд Паркер сократил ее на один фрегат и бриг, центр и правое крыло подались и бежали перед атакой канонерских лодок противника.
Справа, генерал де Вен и его 8-10 тысяч человек отошли в полном порядке по дороге под защитой Agamemnon, который также не позволял французам высадиться в тыл.
Agamemnon вернулся к флоту в бухту Фьоренцо 19 января 1796, где новым главнокомандующим стал адмирал сэр Джон Джервис. В апреле адмирал сообщил Нельсону, что он может поднять свой брейд-вымпел, с капитаном в подчинении, и командовать дивизионом. Нельсон перенес свой вымпел на Captain 11 июня 1796, когда было решено что Agamemnon, давно уже в плохом состоянии, вынужден вернуться в Англию.
1797 — капитан Роберт Девре Фанкур (англ. Robert Devereux Fancourt), Северное море.
Мятеж

Побег HMS Clyde из Нора, 30 мая 1797

В мае-июне 1797 корабли в Норе и в Ширнессе охватил мятеж, поднятый против тяжелых условий на борту. Утром 29 мая флоту в Ярмуте был сделан сигнал выбрать якоря и идти на Тексел. HMS Adamant, HMS Glatton и Agamemnon единственные подчинились приказу, но после полудня команда Agamemnon отказалась исполнять долг и отступила в нос на гон-дек, за баррикаду из коек. Позже некоторые из них вышли на палубу, привели корабль обратно на рейд и подняли красный флаг.
На заседании мятежников было решено вести Agamemnon, HMS Ardent, HMS Leopard и HMS Isis на соединение к тем, кто поднял мятеж в Норе, куда они прибыли 6 июня, а на следующее утро на борт прибыл главарь, Ричард Паркер.
Дух мятежников был омрачен бегством HMS Clyde, HMS St. Fiorenzo, HMS Serapis, HMS Leopard и HMS Repulse, и в скором времени корабли дезертировали один за другим. 13 июня Agamemnon подошел к Тильбюри-форт.
Английский канал и авария

1799 — тот же капитан, Торбей.
В феврале 1800 был в крейсерстве у Пенмарк вместе с Repulse, HMS Nereide и Suwarrow? которые были выделены от Флота Канала перехватывать суда снабжения, идущие в Брест.
17 марта Agamemnon отослал в Плимут Sophie, груженую коньяком и вином для французского флота.
18 марта сел на скалы Пенмарк, рядом с местом, где 9 марта был потерян Repulse. 25 марта в сопровождении Clyde пришел в Фалмут. У берега его встретил HMS Childers и оказал помощь. Экипажи двух шлюпов и брандвахты HMS Chatham вместе с солдатами из гарнизона замка Пенденнис откачивали воду всю ночь, но утром обнаружилось, что вода прибыла на три фута.
Однако к полудню вода уже не обгоняла помпы, так что корабль пошел в Плимут для ремонта, но возле Пенли-пойнт дал такую течь, что вынужден был звать на помощь, стреляя из пушек. Едва держась на воде, он был приведен в порт и ошвартован к блокшиву. Отремонтировался и вышел на соединение с флотом 28 июня.
1801 — капитан Фанкур, Балтика. Присутствовал при Копенгагене. Шел вторым в эскадре Нельсона, но проходя внешним каналом, сел на банку Мидельгрунд и в бою не участвовал. Снят с банки в ночь на 3 апреля.
Наполеоновские войны

1803 — в резерве в Чатеме.
1804 — август, капитан Джон Харви (англ. John Harvey), Чатем.
[править]Блокада Кадиса
1 ноября Agamemnon вышел из Сент-Хеленс с эскадрой контр-адмирала сэра Джона Орда (англ. John Orde). 18 ноября был у Кадиса. Капитан Харви задержал испанский фрегат, но сэр Джон приказал его освободить.
(Сэр Ричард Страчан не имел подобных колебаний, и привел его напарника, Amphitrite, в Гибралтар) 27 ноября к ним присоединился HMS Niger с приказом задерживать все испанские корабли, таким образом 30-го капитан Харви захватил бриг Pomone из Гаваны с сахаром и двадцатью сундуками серебра.
С 9 декабря Agamemnon крейсировал у мыса Сент-Винсент и захватил четыре «купца», с грузом сахара, кофе, кошенили и индиго, и почти миллион испанских талеров из Гаваны и Санта-Крус.
Один из них, Cleopatra, был взят 29 декабря и доставлен в Гибралтар, где был выброшен на берег сильнейшим штормом, накрывшим Гибралтар 31 января. Agamemnon оборвал один якорный и дрейфовал опасно близко к скалам, но задержался, отдав по два якоря с носа и кормы. После шторма не было больше случаев желтой лихорадки, от которой Гибралтар страдал в течение нескольких месяцев.
3 февраля Agamemnon вернулся к сэру Джону. Его эскадра — HMS Glory, HMS Renown, HMS Defence, HMS Ruby и HMS Polyphemus — 9 апреля принимала припасы в Сан-Лукар, когда появилась французская эскадра из Тулона, от 20 до 40 вымпелов, и присоединилась к испанцам в Кадисе.
Бой Кальдера

22 июля 1805 вице-адмирал Роберт Кальдер (англ. Robert Calder) был у мыса Финистерре с флотом из 15 линейных, включая Agamemnon, когда с наветра был обнаружен объединенный франко-испанский флот из Вест-Индии.
Британские корабли выстроили линию (Agamemnon шел пятым) и завязали бой в густом тумане. В ходе боя Agamemnon, на котором было трое раненых, и HMS Windsor Castle потеряли мачты. С наступлением темноты, когда эскадра была разбросана по океану, сэр Роберт сделал сигнал прервать бой.
21 августа французский брестский флот вышел из пролива Гуле и встал на якорь под защитой своих береговых батарей. На следующее утро их атаковал Корнуоллис с 17 линейными кораблями, включая Agamemnon.
Капитан Харви перешел на HMS Canada в ноябре.
Трафальгар

1805 — сентябрь, капитан сэр Эдвард Берри (англ. Edward Berry, капитан HMS Vanguard под командованием Нельсона при Абукире). Agamemnon покинул Спитхед 2 октября с лордом Робертом Фицджеральдом (англ. Robert Fitzgerald), британским послом в Португалии, на борту. Примерно в 2 часа ночи на 10 октября они увидели, что окружены рядом крупных кораблей. На рассвете обнаружилось, что это французская эскадра из пяти линейных кораблей из Рошфора, бывший британский Calcutta, два фрегата и бриг, и при них несколько торговых судов на буксире.
За Agamemnon погнались один трехдечный корабль и два других. Капитан Берри поднимал сигналы и стрелял из пушек, пытатясь внушить противникам, что ведет их в ловушку. Он ушел, когда преследователям было приказано повернуть в Порту за конвоем, часть которого они и захватили.
12 октября у мыса Сент-Винсент посол перебрался на HMS Nautilus, и на следующий день они присоединились к лорду Нельсону в 90 милях к западу от Кадиса.
На полпути к Кадису Agamemnon был направлен к эскадре капитана Джорджа Даффа (англ. George Duff). 20 октября у Кадиса он почти попался, когда капитан Берри, преследуемый адмиралом Магоном (фр. Magon) не захотел упустить американский приз, торговое судно. В тот же вечер, находясь между враждебными флотами, он попал во внезапный шквал и потерял грот-стеньгу.
На следующий день, в наветренной колонне Нельсона, он участвовал в битве при Трафальгаре. Лишив мачт французский 74-пушечный, он занял позицию под кормой Santisima Trinidad, где подвергся атаке сразу четырех двухдечных. Пушки противника целились так высоко, что повреждения корпуса были небольшие. Если бы они стреляли ниже, то наверное, его потопили бы. Потери Agamemnon составили всего 2 убитых и 7 раненых.
Сан-Доминго

Позже в том же году он был с эскадрой сэра Джона Дакворта в Вест-Индии.
3 марта 1806 года эскадра прошла пролив Мона (между Эспаньолой и Пуэрто-Рико) и 5 марта HMS Magicienne сообщила о противнике — десяти линейных в сопровождении фрегатов и корветов — в водах у города Сан-Доминго. На рассвете следующего утра Acasta подняла сигнал: «вижу 2 фрегата противника», а через час: «9 кораблей на якоре». В 8 часов противник был обнаружен в компактной линии, на пути к мысу Низао, между Сан-Доминго и бухтой Окоа. Так как были видны только пять линейных и два фрегата, сэр Томас счел, что они идут на соединение с остальными французами, и скомандовал ближний бой.
Наветренный дивизион составили: HMS Superb, HMS Northumberland, HMS Spencer, Agamemnon.
Подветренный дивизион: HMS Canopus, HMS Donegal, HMS Atlas.
Фрегаты: HMS Acasta, HMS Magicienne, HMS Kingfisher, HMS Epervier.
Менее чем за два часа два линейных корабля французов, Imperial и Diomede, были загнаны на берег и полностью уничтожены; Alexandre, Jupiter и Brave были взяты в плен. Agamemnon потерял одного матроса, Джеймса Кавано (англ. James Cavanagh) убитым, 5 матросов и 8 морских пехотинцев получили ранения.
После боя Agamemnon сопровождал контр-адмирала Кокрейна (англ. Alexander Cochrane) на Northumberland, который шел с временной мачтой, обратно на вест-индскую станцию.
Утром 24 марта 170 милях к северо-востоку от Мартиники, Agamemnon присоединился к HMS Carysfort, который уже тридцать часов преследовал некий бриг. В половине восьмого бриг сдался и оказался французским Lutine, 33 дней как из Лориана, капитан Дешантёр Кроке́ (фр. Dechauteurs Crocquet). Две из его 18 пушек были сброшены за борт. Он был взят в Королевский флот, под названием HMS Hawk.
В полдень 29 марта, примерно в 56 милях к северо-востоку от Барбадоса, был замечен HMS Heureux в погоне за шхуной противника. Будучи с подветра, капитан Берри не позволил жертве бежать под ветер, и в половине восьмого оба корабля были с ней борт к борту. Это была La Dame Ernouf, 14 дней назад вышедшая с Гваделупы. Ее шестнадцать длинноствольных 6-фунтовых пушек были сброшены за борт во время погони.
Другим призом стала испанская шхуна Sevillana, назначением в Вера-Крус из Коруньи.
1806 — капитан Джонас Роуз (англ. Jonas Rose), вернулся домой в сентябре с конвоем из 275 ценных «купцов».

Копенгаген
После ремонта в Чатеме, в июле 1807 года корабль присоединился к экспедиции на Копенгаген. Датский флот сдался 7 сентября, а 21 октября Agamemnon доставил домой 665 человек 95-го полка. Его первый лейтенант с призовой партией привел в Англию Princess Caroline (74), приз, груженый корабельным лесом, тросами, якорями и рангоутом. Она была взята в британскую службу.
В декабре Agamemnon присоединился к эскадре, блокирующей Тахо.
[править]Южная Америка
1808 — ремонт в Чатеме для перехода в Бразилию, где он входил в эскадру, охранявшую португальское королевское семейство.
Выполнил один поход, в котором определил точное место острова Тринидад в Южной Атлантике. На острове были найдены семь человек с американского китобойного судна. Они оказались там 18 месяцев назад, когда их китобой унесло штормом и, так как у них было много козлятины, рыбы и яиц, они были не против ждать, пока он вернется за ними.
Гибель

Agamemnon потерпел крушение возле острова Гориция в устье Рио-де-Плата, 20 июня 1809 года. Никто не погиб, и все грузы были сняты с помощью Bedford и Mistletoe. После этого шхуна ошвартовалась к борту и сварила для людей ужин.

За 50-летнюю историю броненосцев (в классическом понимании этого типа боевых кораблей) инженеры и корабелы в разных странах выдали на свет Божий немалое их количество. Бывали среди них поистине уникальные проекты.

Начнём с Италии. Корабелы этой страны после катастрофы у Лиссы были весьма ограничены в средствах. Кораблестроительный бюджет был урезан. Вероятно, именно это обстоятельство, а также специфика предполагаемого театра боевых действий флота натолкнуло их на мысль создания не очень хорошо защищённых, но зато быстроходных и хорошо вооружённых кораблей. Эта тенденция сохранилась вплоть до постройки линкоров типа Italia перед Второй Мировой. Но вернёмся в XIX век. Главный конструктор итальянского флота, Бендетто Брин из-за сокращения бюджета флота предложил конструкцию корабля, поистине революционного для своего времени – броненосцев типа Caio Duilio. Это были первые крупные безрангоутные броненосцы, построенные в Европе. Мощный броневой пояс прикрывал лишь центральную часть корпуса (менее половины длины корабля), в которой были смонтированы паровые машины, артиллерийские погреба и основания орудийных башен. В следующей серии Брин вообще решил обойтись без поясной брони, – новые броненосцы типа Italia защищала лишь мощная броневая 406-мм палуба. Бортовую защиту обеспечивало множество отсеков, заполненных целлюлозой. Создатели считали, что морская вода, попавшая в бортовые пробоины, приведёт к разбуханию целлюлозы, которая затянет эти пробоины.

Да и в остальном броненосцы типа Italia были удивительными кораблями: высокая для своего времени скорость – около 18 узлов и очень мощная артиллерия – главный калибр составляли четыре 17-дюймовые пушки, считавшиеся самыми мощными артсистемами XIX века.

Следующий тип броненосцев, о которых хотелось бы рассказать, - это наши «поповки». Эти корабли можно назвать скорее разновидностью мониторов, у них для этого были все признаки: низкий борт и плохая мореходность. Но удивительно не это, а сама геометрия корпуса, - корабли были круглыми. Россия после неудачной Крымской войны не имела права держать на Чёрном море крупные боевые корабли. Вице-адмирал Попов предложил построить круглые самоходные батареи, вооружённые 11-дюймовыми пушками (на втором корабле – Киеве – орудия были 12-дюймовыми).

Паровые машины этих кораблей приводили в движение шесть гребных винтов, что позволяло броненосцам хоть как-то держаться на курсе. Низкий борт мог позволить оперировать этим кораблям только в прибрежной зоне, скорость хода была крайне мала, но в целом корабли со своими боевыми задачами справлялись.

Броненосец Oldenburg

Этот боевой корабль был создан в единственном экземпляре. Броненосец первоначально планировался как пятый корабль типа «Sachsen», но из-за нехватки бюджетных средств решили перепроектировать его в сторону уменьшения размеров и калибра артиллерии.

В результате получился весьма своеобразный небольшой броненосец береговой обороны. Тихоходный, недостаточно мореходный, с безнадежно устаревшим казематным расположением артиллерии главного калибра, он вполне оправдывал прозвище «утюг», прочно закрепившееся за ним среди моряков германского флота, но это не помешало ему оставаться в строю 28 лет, а мотом ещё 7 лет служить в качестве корабля-мишени.

Броненосец Capitán Prat

Этот броненосец примечателен, во-первых, своим названием.

Корабль назван в честь капитана корвета «Esmeralda» Артура Прата, совершившего подвиг, граничащий с безрассудством. В момент, когда таран монитора вонзился в борт корвета, он с криком: «За мной, ребята!», размахивая обнажённой саблей, перепрыгнул на борт противника. «Ребята» за ним не последовали (по официальной версии - не расслышали команды за шумом битвы), и попытка абордажа броненосца окончилась гибелью храбреца. Впрочем, броненосец, построенный на французской верфи «Форже э Шантье Медитеране» в 1890-м году, получился вполне неплохим: он подвергался реконструкции и оставался в строю до 1935 года.

Эскадренные броненосцы типа «Triumph»

Броненосцев этого типа было два Triumph и Swiftsure. Это были с виду ничем не примечательные броненосцы 2-го класса, и они бы никогда не появились в составе британского ВМФ, если бы Чили в силу разных причин не отказались от покупки этих кораблей. Так британский флот пополнился двумя абсолютно ненужными по технико-тактическим данным кораблями.

В ходе «адаптации» кораблей для нужд флота Британии надписи в жизненно важных местах, нанесённые на испанском, заменили на английские, но, например, на дверях гальюнов команды остались «Ваканте» (свободно) и «Оккупадо» (Занято). Именно под этими кличками броненосцы и несли службу в британском флоте.

Эскадренный броненосец «Agamemnon»

Броненосцы этого типа были последними «классическими» броненосцами, построенными для ВМФ Великобритании. Было построено два боевых корабля этого типа – вышеназванный Agamemnon и его систершип - Lord Nelson. Последние до-дредноуты флота его величества были типичными представителями своего класса со всеми их достоинствами и недостатками. Постройка линкора нового типа – знаменитого «Дредноута» – по мнению флотоводцев того времени сделала все броненосцы того времени «линкорами второго сорта». Но это обстоятельство не помешало «Агамемнону» оставаться в строю без малого 20 лет. Корабль строился долго – больше трёх лет, и вызвано это было тем, что орудия ГК, предназначенные для «Агамемнона» и «Лорда Нельсона», установили на «Дредноут».

Боевая карьера этих броненосцев была богатой на события, оба корабля поучаствовали в Дарданельской операции. Именно с этим моментом связан самый курьёзный случай, произошедший когда-либо с броненосцами. Весной 1915 года во время обстрела турецких батарей эскадренный броненосец «Агамемнон» получил ответное попадание. В корабль попало каменное (!!!) ядро, пущенное из старой дульнозарядной 17-дюймой пушки.

Эскадренные броненосцы типов «Kearsarge» и «Virginia»

Американская школа конца XIX века ещё делала свои первые самостоятельные шаги, однако и у американских кораблестроителей было желание сделать как можно более мощные, хорошо вооружённые корабли, сэкономив при этом в линейных размерах. Именно этим объясняется появление кораблей с уникальным расположением артиллерии главного и вспомогательного калибра – в двухэтажных башнях.

Однако такое расположение артиллерии было скорее недостатком, чем достоинством. У орудий в двухэтажных башнях и процесс наводки, и заряжания были существенно затруднены, поэтому такая конструкция при всей своей кажущейся изящности никогда больше не повторялась. Служба броненосцев типа Virginia (это была серия из пяти кораблей, спущенных на воду в 1902-1907 г.г.) была недолгой, - это объясняется «дредноутной» лихорадкой, охватившей все военно-морские державы того времени, хотя корабли получились весьма неплохими особенно в части мореходных качеств. А вот «Kearsarge», вошедший в строй в 1900-м году, прослужил долго: до 1919-го – в своём основном качестве, а затем, после переоборудования, до 1955-го служил плавучим краном.

"Дюпюи де Лом"
(французский броненосный крейсер 1895 года)

Корпус крейсера, с его характерно французским глубоким завалом надводного борта и далеко выдающимся вперед таранным носом имел сигарообразную форму. Длина его составляла 114 метров, при ширине 15,7 метров. Осадка при нормальной загрузке составляла 7,07 метра.

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь, так как создатели «Дюпюи-де-Лома» предполагали, что их корабль будет в основном вести бой либо уходя от противника, либо догоняя жертву.

Весь борт корабля был полностью защищен 100-миллиметровой стальной броней. Пояс уходил на 1,38 метра ниже ватерлинии и поднимался до главной палубы. Толщина брони гарантировала защиту от 120-миллиметровых снарядов скорострельных орудий британских крейсеров практически на любых дистанциях.

Броненосец погибший от бутылки

12 декабря 1862 года, в ходе войны между Соединенными и Конфедеративными Штатами Америки, на минном заграждении, выставленном конфедератами на реке Язу, подорвался и затонул броненосец юнионистов "Кэйро" - первый в истории корабль, погибший от этого нового и, как оказалось, весьма эффективного оружия.

Мины Нобеля, впервые примененные русскими против английского флота восемью годами ранее, в Крымской войне, оказались слишком слабыми (всего четыре килограмма черного пороха), чтобы привести к уничтожению судна. Ни один из напоровшихся на них английских пароходо-фрегатов не пошел ко дну, отделавшись относительно небольшими повреждениями.

А мина конфедератов содержала пять галлонов (около 19 литров) пороха в большой стеклянной бутыли, и этого оказалось достаточно для потопления речного колесного броненосца водоизмещением 512 тонн. Ранее "Кэйро" успел отличиться в Мемфисской битве, выдержав попадания артиллерийских снарядов в стальные борта, но против взрыва под деревянным днищем он оказался беззащитным.

Вооружение

Орудий на гондеке

  • 34 × 204.5 мм./ 2.7 м./ 3.25 т.

Орудий на мидельдеке

  • 34 × 162.81 мм./ 2.97 м./ 2.8 т.

Орудий на опердеке

  • 22 × 161.29 мм./ 2.59 м./ 2.25 т.
  • 1 × 206.2 мм./ 3.048 м./ 4.75 т.

HMS Agamemnon (рус. Корабль Её Величества «Агамемнон» ) - 91-пушечный винтовой линейный корабль 2 ранга. Назван в честь микенского царя Агамемнона - одного из главных героев «Илиады» Гомера. Первый британский парусный линейный корабль, в котором паровая машина предусмотрена проектом. Прокладывал телеграфный кабель, соединивший США и Европу.

История создания

Предпосылки к созданию

Корабль Agamemnon назван так в честь боевой славы одноименного линейного корабля HMS Agamemnon 1781 года, участвовавшего в сражении при Трафальгаре в 1805 г.

Описание конструкции

Корпус

Паровые машины были простого типа с однократным расширением пара в двух цилиндрах, с тронковыми поршнями. Пар охлаждался во внешних поверхностных конденсаторах. Котлы работали при давлении пара 2,1 атм. Паровая машина Пенна развивала мощность 600 лошадиных сил.

Корабль с такой машиной мог развивать под парами скорость до одиннадцати узлов . 485 тонн угля должно было хватать на шесть с половиной суток хода под парами. Подобные машины изначально конструировались для нужд ВМС и считались наиболее защищенными от попадания снарядов, так как в корабле располагались ниже ватерлинии .

Вооружение

Артиллерия

Последствия попадания ядра в борт корабля.

Эдмунд Лайонс родился 21 ноября 1790 года. Выучившись в школе Гайдского аббатства, он уже в возрасте десяти с половиной лет поступил на флот волонтером 1 класса. Начинал службу на Средиземном море на яхте Royal Charlotte , был переведен на фрегат Madestone , затем на фрегат Active . В 1807 году семнадцатилетнего юношу назначили на 68 пушечный корабль Monmute , который отправлялся в Ост-Индию. Эдмунд прослужил там 7 лет на различных кораблях, исполняя должность лейтенанта, и получил этот чин в 1809 году.

За время, проведенное в Ост-Индии, Лайонс приобрел репутацию хорошего, храброго морского офицера, обратил на себя внимание командования отвагой и распорядительностью. Контр-адмирал Друри взял его к себе флаг-офицером. В ходе подготовки к захвату Явы, Лайонса назначили на станцию в Зондском проливе, чтобы в крейсерстве выяснить силы и расположение неприятеля. Во время крейсерства он однажды с отрядом в 35 человек напал на форт Маррак, вооруженный 54 орудиями, с гарнизоном 180 человек, и взял его без потерь. После этого он заболел и решил вернутся на родину.

По прибытии в родную Англию, Эдмунда произвели в коммендоры и в 1813 году назначили командиром 10 пушечной шхуны Rinaldo в эскадре, сопровождавшей Людовика XVIII во Францию и союзных монархов - в Англию. В 1814 году Лайонса произвели в корабельные капитаны. Прекращение войн привело к тому, что 14 лет он провел на берегу, используя свободное время для самообразования.

В 1828 году Эдмунд командовал 46 пушечным фрегатом Blond , направленным в Морейскую экспедицию. Летом 1829 года он отвез британского посланника сэра Роберта Бриджа в Константинополь. Его фрегат стал первым английским военным судном, вошедшим в Черное море и получил возможность посетить Севастополь.

Для других кораблей того же имени, см. HMS Агамемнона.

Карьера (Великобритания) Общие особенности
HMS Агамемнон
Имя: HMS Агамемнон
Строитель: Уильям Beardmore и компании Dalmuir
Стоимость: ?1652347
Заложена: 15 мая 1905
Запущенный: 23 июня 1906
При поддержке: Графиня Абердин
Выполнил: Июнь 1908
Ввод в эксплуатацию: 25 июня 1908
Выведенные из эксплуатации: 20 марта 1919
Реклассифицировано: Цель корабль в 1921 году; радиоуправляемая мишень корабль 1923-1926
Судьба: Продан на металлолом 24 января 1927
Примечания: Последний оставшийся в живых британский predreadnought когда слом
Класс и тип: Лорд Нельсон-Класс предварительного дредноут линкор
Водоизмещение: 16500 длинных тонн (16,800 т)17683 длинных тонн (17 967 т) глубоко нагрузки
Длина: 443 футов 6 в (135,2 м)
Ширина: 79 футов 6 дюймов (24,2 м)
Осадка: 26 футов 9 в (8.2 м)
Установленная мощность: 16750 МГП (12490 кВт)
Силовая установка: 2 вала, два 4-цилиндровый, вертикальный тройной расширение паровые двигатели15 угля и котлы водотрубные мазуте
Скорость: 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч)
Диапазон: 9180 морских миль (17000 км; 10560 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение: 800-817
Вооружение:

2? 2 - BL 12-дюймовые (305 мм) Mk X пушки4? 2, 2? 1 - BL 9.2-дюймовый (234-мм) Mk XI пушки24? 1-QF 12-фунтовых (76-мм) 18 CWT пушки

5 х погружен 18-дюймовые (450-мм) торпедных аппаратов

Броня: Пояс: 12 в (305 мм)Палуба: 1-4 в (25-102 мм)Барбетов: 3-12 в (76-305 мм)Основные орудийные башни: 12-13.5 в (305-343 мм)Вторичные орудийные башни: 3-7 в (76-178 мм)Рубка: 12 в (305 мм)Перегородки: 8 в (203 мм)

HMS Агамемнон был одним из двух Лорд Нельсон-класса до дредноут линкоры запущен в 1906 году и завершено в 1908 году. Она была второй за последним предварительно дредноут линкор Королевского флота будет построен, а затем ее сестра судна, Лорд Нельсон. Она была возложена на флоте Channel, когда началась Первая мировая война в 1914 году. Корабль был переведен в Средиземное море с Лорд Нельсон в начале 1915 для участия в кампании Дарданеллы. Она сделала ряд бомбардировок против турецких укреплений и в поддержку британских войск. Агамемнон остался в Средиземном море после заключения этой кампании, чтобы предотвратить немецкую крейсер SMSГебен и легкий крейсер Бреслау от вспыхивают в Средиземное море. Агамемнон сбит немецкий Цеппелин LZ85 во время боевого вылета над Салониках в 1916 году. 30 октября 1918 года Османская империя подписали перемирие Мудросского о борт корабля, а она стояла на якоре в Лемнос в северной Эгейского моря. Она была преобразована в радиоуправляемой мишени корабля после ее возвращения в Соединенное Королевство марта 1919 и начал службу в 1921 году. Агамемнон был заменен Центурион в конце 1926 года и продан на металлолом в январе 1927, последний предварительной дредноут на вооружении Королевского флота.

    1 Строительство и описание 2 Сервис
      2.1 Дарданеллы кампания, 1915-1916 2.2 средиземноморских операций, 1916-1918

    3 после Второй мировой служба войны 4 Примечания 5 Сноски 6 Справки 7 Внешние ссылки

Строительство и описание

Профиль рисунок HMS Агамемнон как она была в 1908 году.

HMS Агамемнон был заказан в 1904 году и был первым военным кораблем построен Уильямом Beardmore и Общества Dalmuir военно-морской строительных работ. Она была заложена 15 мая 1905 года и спущен на воду 23 июня 1906 до верфях сами готовой. Ее завершение сильно задерживается на забастовками и отвлечением из 12-дюймовый (305 мм) орудий, предназначенных для нее, чтобы ускорить завершение HMS Дредноут, и она никогда не был окончательно завершен до июня 1908 года, за шесть месяцев до ее сестра Лорд Нельсон.

Агамемнон перемещенных 17683 длинных тонн (17 967 т) при глубоком нагрузки, построенный, с длиной 443 футов 6 дюймов (135,2 м), пучка из 79 футов 6 дюймов (24,2 м) и проект 26 футов 9 дюймов (8,2 м) . Она питается от двух перевернутых вертикальных тройной расширения с четырьмя цилиндрами паровых двигателей, которые развивались в общей сложности 16 750, указанному лошадиных сил (12490 кВт) и дал максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).

Корабль был вооружен четырьмя BL 12-дюймовых Мк X пушек, расположенных в две односпальные орудийных башен, по одному носу и на корме. Ее среднее вооружение состояло из десяти BL 9.2-дюймовых Mk XI орудий, в двумя орудийных башен на каждом углу надстройки, и одной башне пушки между ними, а также 24 QF 12-фунтовых 18 CWT орудий. Она также установлен пять погруженный 17,7-дюймовый (457 мм) торпедных аппаратов, для которых 23 торпеды был уложен на борту.

Агамемнон имел броневой пояс на ее ватерлинии, которая была 12 дюймов (305 мм) толщиной, как были лица и стороны ее орудийных башен.

Служба

HMS Агамемнон эксплуатацию 25 июня 1908 года Chatham Dockyard на службу в Норе отдела флота метрополии. 11 февраля 1911 года она задела неизведанные рок в гавани на Феррол, Испания и повредил ее дно. Она была временно прикреплен в сентябре 1913 на 4-й боевой эскадрильи.

После того, как началась Первая мировая война в августе 1914 года, Агамемнон был назначен на 5-й боевой эскадрильи в Флота канала и был основан в Портленде. С других кораблей, она покрыта безопасной перевозки британскими экспедиционными силами под командованием сэра Джона французском языке, во Францию. На 14 ноября 1914 она перевелась в Шеернесс охранять английского побережья против возможности немецкой вторжения. Она вернулась в Портленде на 30 декабря 1914 и не был использован в обороне южных портах Англии и патрулей Ла-Манша до февраля 1915 года.

Дарданеллы кампания, 1915-1916

Агамемнон увольняет ее 9,2 дюйма (234 мм) орудий в Османской Турции фортов на Sedd Эль Бахр 4 марта 1915 года. Карта Дарданеллы и его защиты

В феврале 1915 года, Агамемнон было приказано участвовать в кампании Дарданеллы. Она отбыла Портленд 9 февраля 1915 года и вступил в британскую Дарданеллы эскадрильи на Мудросского 19 февраля 1915 года. Это был второй день открытия бомбардировки османских турецких крепостей, охранявших вход в Дарданеллы и корабль сразу подключился к атаке. Она также приняла участие в последующей бомбардировки внутренних фортов позже в феврале. Агамемнон был сбит семи 240-мм (9,4 дюйма) оболочек в десять минут 25 февраля 1915 года и получил пробоину выше ватерлинии, страдающих три мертвых.

Она поддерживает небольшие морских десантов от 4 марта 1915 года и участвовал в другом бомбардировки 6 марта 1915 года. Она попала под сильный огонь из Форт Hamidieh 7 марта 1915 года с восемь хитов от крупнокалиберных снарядов, один из них, предположительно 14-дюймовый (356 мм) круглые, взорвали большое отверстие в ее корме и разрушил кают и комната, где хранятся охотничьи ружья. Она также взяла несколько хитов легкими оболочек в тот день, и, хотя она нанесен ущерб ее надстройки, ее борьба и дымящиеся возможности не были серьезно нарушена.

Корабль также приняли участие в главном нападения на фортах Дарданеллы 18 марта 1915 года. На этот раз 6-дюймовый (152 мм) батареей гаубиц открыли огонь по Агамемнон и ударил ее 12 раз в 25 минут, пять из них ударил ее броню и не сделал никаких повреждений, но семь, что ударил вне ее броневой защиты сделал значительный структурные повреждения и временно поставить одну из своих 12-дюймовых (305-мм) пушек из действия.

25 апреля 1915 года Агамемнон поддерживает основные посадки в рамках 5-й эскадрильи, и после этого она патрулировали для защиты союзников траления и netlaying судов, работающих в Дарданеллы. В акции против Османской батарей полевых, она взяла два хита между 28 апреля 1915 и 30 апреля 1915 года, и она предоставила огневую поддержку войск союзников во время турецкого контрнаступления 1 мая 1915 года. Агамемнон обстреляли османские артиллерийские батареи на 6 мая 1915 до второй битвы при Krithia.

Агамемнон был снят на Мальту в мае пройти в ремонте и вернулся в Дарданеллы в июне. 2 декабря 1915 года корабль вступил в защищенный крейсер Эндимион и монитор M33 в бомбардировке мост Kavak, уничтожив несколько пролетов него и пресечение османские связи до полуострова Галлиполи.

Средиземноморские операции, 1916-1918

С окончанием кампании Дарданеллы в январе 1916 года, британские военно-морские силы в этом районе были реорганизованы, и Агамемнон стала частью Восточного Средиземноморья эскадрильи, который был вновь назначенного на Эгейское эскадрильи в августе 1917 года. В обоих имен, эскадра была рассеяна по всей области, чтобы защитить союзников-удерживаемых острова, поддерживает британскую армию в Салониках, и остерегаться любых попыток прорыва из Дарданелл немецким Гебен и Бреслау. Агамемнон провел остаток войны, основанной в Салониках и Мудросского, чередуя между двумя оснований с сестрой Лорд Нельсон; Агамемнон была основана в основном на Мудросского, Лорд Нельсон в основном в Салониках. При проведении этих обязанностей, Агамемнон повреждены немецкое Zeppelin LZ85 5 мая 1917 г., Салониках с оболочкой из 12-фунтовых и заставили его аварийную посадку.

Из всех обязанностей, учитывая два корабля, самое главное в том, чтобы охранять Восточное Средиземноморье против прорыва по Гебен. Когда Гебен и Бреслау наконец, сделали свой прорыв попытку 20 января 1918 года, Лорд Нельсон был в отъезде в Салониках и Агамемнон не мог получить пар до отправляются Мудросского вовремя, чтобы участвовать в результате битвы за Имброс; после того как обе немецкие корабли ударил мин, Бреслау затонул и Гебен вернулся в Дарданеллы до Агамемнон может прибыть на место происшествия.

Агамемнон прошли в ремонте на Мальте в 1918 году. 30 октября 1918 года Османская империя подписали перемирие Мудросского на борту Агамемнон в то время как она была поставлена на якорь на Лемнос в северной Эгейского моря.

Сообщение мировой служба война

Агамемнон входила в состав английской эскадры, которая пошла в Константинополь в ноябре 1918 года после перемирия. Она вернулась в Великобритании в марте 1919 года, где она окупилась в Chatham Dockyard и пошел в резерв 20 марта 1919 года.

В сентябре 1918 года командующий главный, Гранд флотом адмирал Дэвид Битти, призвал к большой цели, которая будет представлена, которая позволила бы реалистичную практику Артиллерийский для линкоров Гранд Флита, который видел мало действия, так как в битве при Ютландии в 1916 году. Испытания против броневого листа в 1919 году показали, что стрельбы 15-дюймовые (381 мм) оружие на какой-либо предварительной дредноут утонет ее быстро, но использование ранее дредноут в качестве мишени и испытаниям пушек 6-дюймовым калибра или меньше, казалось практично. На первый предварительной дредноут Хиберния Было предложено для целевых обязанностей, но в конечном счете Агамемнон стал доступен и был выбран вместо.

Она была изменена на Chatham Dockyard для использования в качестве корабля-цели между 6 декабря 1920 и 8 апреля 1921 [Примечание 1] Корабль был перемонтирован для радиоуправления и лишен;. Что 12-дюймовые башни остались на борту, но все ее орудий и их оборудование были удалены, а были ее торпеда оборудование, полет палубе, морские каюты, основной вышки и оборудование для катеров, ниже рубка, мачты и дворы, большинство ее удобства экипажа и другие ненужные оборудование. Ненужные люки, комингсы, иллюминаторы, и лифты были удалены и покрытие поверх, и она была балластом иначе, чем она была в качестве линкора. Она не предназначена тонуть ее, так она была назначена экипаж из 153 в обслуживании и эксплуатации ее, когда она не была под огнем.

Агамемнон в 1924-1925 во время ее работы в качестве корабля-цели.

Агамемнон"Первый целевая служба состоялась перед его модификаций были завершены. 19 марта 1921 года она экспонировалась в облаке ядовитого газа, чтобы определить влияние газа на броненосце. Было установлено, что газ может проникать корабль через ее различных отверстий, но корабль не был изолирован от газа до суда и никакие точные результаты, применимые к заказу линейный корабль не может быть получена. 21 сентября, она подвергалась пулеметным огнем на обстрел самолетов. Эти испытания показали, что такие стрейф может преследовать линкор, но не мог нарушить ее боевые или варки возможности, и помог определить защиту для мостовых персонала.

Агамемнон также был использован для тестирования уязвимости линкоров к 6-дюймовый (152-мм), 5,5-дюймовый (140-мм) и 4,7-дюймовым (120-мм) патронов выстрелил в нее на судах, таких как линейных крейсеров Слава и Отпор в то время как она маневрировал под контролем радио. Эти испытания показали, что корабли защищены, а также Агамемнон, такие как более поздних дредноутов, будет нанесен серьезный урон их верхних работ при столкновении таких оболочек, но не было бы их паром или боеспособность серьезного ухудшения даже многочисленными хитами меньшего калибра.

Агамемнон был освобожден в качестве целевого корабля дредноут Центурион в декабре 1926 года. К тому времени последнего британского предварительно дредноут линкора в существовании, она была продана J Кэшмором Ньюпорт, Южный Уэльс на 24 января 1927 на металлолом, и отправились Портсмут Dockyard 1 марта 1927 года будет нарушена в Ньюпорте.

Примечания

Большинство источников говорят, что Агамемнон служил в качестве целевого корабля с 1923 по 1926 год, и Берт, с. 298, говорит, что она претерпела преобразования в радиоуправляемой мишени корабля с сентября 1922 года по апрель 1923. Тем не менее, Берт, с. 295, обеспечивает специфические особенности о ее обращении к радиоуправляемым корабля-цели в 1920-1921 годах, а также особенности касающиеся ее использования в качестве цели в 1921 году. Вполне возможно, что преобразование состоялась в 1920-1921 и часто путают с 1922-1923 ремонта.

Примечания

a б с Берт, с. 282 Макбрайд, с. 72 Берт, с. 288 a б с г е е грамм час я J к л Берт, с. 298 Гардинер и Серый, с. 10 a б с г е Берт, с. 295

Статья была переведена автоматически.