Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик ту 160. Самолет "Белый лебедь": технические характеристики и фото

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Данный самолет является самым большим в военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».

Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А. Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета. Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.

Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси – в Горьком. Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.

Сборка опытного образца на ММЗ «Опыт»


Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б. И. Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.

Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском. В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».


Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км. со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км., имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высота полета в 11 250 м.

В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.

В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.


На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог – многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Особенности конструкции

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.

Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.


Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине. В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.

Шасси самолета трехопорное с 2-мя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н. Д. Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 – один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности. Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.

Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ.


Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа. В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн. Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб. В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.

Тактико-технические характеристики Ту-160:
Размеры: размах крыла максимальный – 55,7 м., минимальный – 35,6 м., длина – 54,1 м., высота – 13,2 м.
Площадь крыла – 360,0 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 110 000
- нормальная взлетная – 267 600
- максимальная взлетная – 275 000
Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32, бесфорсажна тяга –4х137,2 кН, на форсаже – 4х247,5 кН.
Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч, крейсерская – 917 км/ч.
Практическая дальность полета без дозаправки: 12 300 км.
Боевой радиус: 6 000 км.
Практический потолок – 15 000 м.
Экипаж – 4 человека
Вооружение: в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная – до 40 000 кг. В состав вооружения входят тактические и стратегические крылатые ракеты X-55 и X-55M, а также аэробаллистические гиперзвуковые УР малой дальности X-15 (M=5) с ядерными и неядерными БЧ, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов до КАБ-1500, обычные виды бомб, а также мины.

Использованы источники:
www.arms-expo.ru/049049056050124055049050.html
www.worldweapon.ru/sam/tu160.php
www.militaryrussia.ru/blog/topic-262.html

Более трех десятилетий назад на подмосковном аэродроме Раменское состоялся первый полет самого большого в истории военной авиации сверхзвукового самолета Ту-160.

Американцы новый русский бомбардировщик назвали Blakjack или «Черный Джек».
Среди наших же пилотов он получил лирическое прозвище «Белый лебедь».


Считается, что разработка нового советского бомбардировщика стала ответом на американский стратегический бомбардировщик B-1.

Практически по всем характеристикам Ту-160 существенно опередил своего основного конкурента.
Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета, а двигатели мощнее почти вдвое.

Задание на разработку будущего стратегического бомбардировщика Совет министров СССР сформулировал в 1967 году. Первоначально к работе привлекли ОКБ Сухого и Мясищева.

Уже в 1972 году конструкторские бюро представили свои проекты - «изделие 200» и М-18.
Госкомиссия приняла к рассмотрению также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Проект М-18 от ОКБ Мясищева понравился членам конкурсной комиссии больше всего. Он отвечал заявленным требованиям ВВС.

Самолет по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полета. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолетов как Ту-22М и Ту-144, разработку стратегического самолета-носителя поручили «туполевцам».

Разработчики ОКБ Туполева отказались от документации по имеющимся проектам и стали самостоятельно продолжать работу по формированию облика нового ударного самолета.

Всего работами по Ту-160 в СССР занималось около 800 предприятий и организаций различного профиля.
Серийное производство самолета было организовано на казанском КАПО имени Горбунова, где они производятся и поныне. И, несмотря на то, что в 1992 году было объявлено о свертывании производства бомбардировщиков, в начале 2000-х работы возобновились.

Ту-160 стал первым отечественным серийным тяжелым самолетом, на котором применена электродистанционная система управления. В результате возросла дальность полета, улучшилась управляемость, снизились нагрузки на экипаж в сложных ситуациях.

Прицельно-навигационный комплекс бомбардировщика включает в себя РЛС переднего обзора и оптико-телевизионный прицел ОПБ-15Т.
Бортовой комплекс обороны «Байкал» имеет средства радиотехнического и инфракрасного обнаружения угрозы, системы радиопротиводействия и отстреливаемые патроны-ловушки.

При разработке самолета была улучшена эргономика рабочих мест, сокращено количество приборов и индикаторов, в сравнении с Ту-22М3. Для управления самолета установлены не штурвалы, как принято на тяжелых машинах, а ручки.

Изначально самолет планировался исключительно как ракетоносец - носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями.
В дальнейшем предусматривалась модернизация и расширение номенклатуры возимых боеприпасов.

Сегодня самолет может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 тонн) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей.

Система управления двигателем и расходом топлива, центровкой, а также сервисная система, от которой в кризисных ситуациях экипаж может получить подсказку о наиболее оптимальных действиях для Ту-160 были разработаны ОАО «Авиационная электроника и коммуникационные системы».

На самолете установлены четыре двигателя НК-32, разработанные на ОАО «Кузнецов», входящем сегодня в холдинг Ростеха - Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). Конструктивно НК-32 — трехвальный двухконтурный двигатель, со смешением потоков на выходе и общей форсажной камерой с регулируемым соплом.

В следующем году «Кузнецов» планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный уже на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий.

Но все же главная особенность конструкции бомбардировщика - изменяемая стреловидность крыла.
Это конструктивное решение применено и в американском аналоге - В-1.
Крылья «Белого лебедя» могут менять стреловидность от 20 до 65 градусов.

Такое решение имеет ряд преимуществ.
Во время выполнения взлета и посадки крылья самолета разведены в стороны, их стреловидность минимальна.
Это позволяет добиться минимальных значений взлетной и посадочной скорости.
При всей своей массе, самолет не требует чересчур протяженных взлетно-посадочных полос, ему достаточно всего 2,2 км на взлет и 1,8 км на посадку.

С другой же стороны, увеличение стреловидности, когда крылья прижаты к фюзеляжу во время полета, снижает аэродинамическое сопротивление и позволяет достичь максимальной сверхзвуковой скорости.
К примеру, если расстояние в 8000 км гражданский авиалайнер преодолевает в среднем за 11 часов, то Ту-160 способен долететь за 4 часа и без дозаправки.
Таким образом, Ту-160 можно считать «многорежимным» бомбардировщиком, то есть, способным к до- и сверхзвуковому полету.

Высокие летные характеристики самолета подтверждены рядом мировых рекордов.
Всего на Ту-160 установлено 44 мировых рекорда скорости и высоты полета.
В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 тонн был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч.
Один из последних установленных - рекорд полета на максимальную дальность. Продолжительность полета составила 24 часа 24 минуты, при этом его дальность составила 18 тысяч км.

В настоящее время на вооружении ВВС России состоят 16 Ту-160.

Каждый из самолетов имеет свое имя: «Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников», «Михаил Громов» и другие.

Технические характеристики :
Экипаж: 4 человека
Длина самолета: 54,1 м
Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
Высота: 13,1 м
Площадь крыла: 232 м²
Масса пустого самолета: 110 000 кг
Нормальная взлётная масса: 267 600 кг
Максимальная взлетная масса: 275 000 кг
Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32
Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс
Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс
Масса топлива, кг 148000

Лётные характеристики:
Максимальная скорость на высоте: 2230 км/ч (1,87М)
Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М)
Максимальная дальность полета без дозаправки: 13950 км
Практическая дальность полета без дозаправки: 12300 км
Боевой радиус: 6000 км
Продолжительность полёта: 25 ч
Практический потолок: 15 000
Скороподъёмность: 4400 м/мин
Длина разбега 900 м
Длинна пробега 2000 м
Нагрузка на крыло:
при максимальной взлётной массе: 1185 кг/м²
при нормальной взлётной массе: 1150 кг/м²
Тяговооружённость:
при максимальной взлётной массе: 0,37
при нормальной взлётной массе: 0,36

Согласно планам ВВС, стратегические бомбардировщики будут модернизированы.
Сейчас идут окончательные фазы испытаний, завершаются опытно-конструкторские работы. По прогнозам модернизация должна завершиться в 2019 году.

По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова, модернизированные самолеты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня. Полной модернизации также подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование.

На планете Земля только две страны — Россия и США — имеют в составе вооружённых сил так называемую «ядерную триаду» — стратегическую авиацию, межконтинентальные ракеты и атомные подводные лодки. Такое распределение ядерных боезапасов по различным носителям необходимо для того, чтобы в случае внезапного нападения и уничтожения каких-то видов вооружения, ответный удар был гарантированно совершён другими способами.

Во времена правления Никиты Хрущёва основная ставка делалась на развитие ракетной техники, и поэтому к началу 1970-х годов СССР располагала только бомбардировщиками Ту-95 «Медведь» и М-4 «Бизон», которые не могли гарантированно преодолеть зону ПВО НАТО из-за своей тихоходности. В то же время США начали разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1, который должен был заменить устаревающий B-52. После того как отставание СССР в этой сфере стало очевидно, был объявлен конкурс на создание такого самолёта и у нас.

Подковёрные игры с самолётами

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.

Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

Мнений, почему было принято именно такое решение, бытует несколько. По одной из версий, правительство сочло, что в ОКБ Мясищева нет достаточных мощностей, чтобы осуществить такой сложный проект. По другой — что самолёт не понравился командованию ВВС. Есть мнение, что Андрей Туполев при личной встрече с Леонидом Брежневым уговорил его передать проект и документацию в его ОКБ. Стоит отметить, что Ту-160 действительно в чём-то похож на М-18, но о прямом «передирании» речи, конечно, не идёт.

Фото: РИА Новости / Скрынников

Лебединая песня СССР

По сути, Ту-160 является последним масштабным проектом в СССР, который был осуществлён до его распада. Между началом проектирования самолёта в 1972 году и первым полётом машины прошло 9 лет: 18 декабря 1981 года машину поднял в воздух с аэродрома «Раменское» лётчик-испытатель Борис Веремей . На вооружение бомбардировщик поступил в 1987 году.

Стоит отметить, что этот срок для создания такого проекта был минимален и показывает, какой мощной была авиационная промышленность на закате СССР: сегодня создание подобного самолёта в России если и возможно, то при консолидации всех сохранившихся предприятий.

Быстро разработать машину туполевцам позволил опыт создания Ту-22 и Ту-144: многие элементы этих самолётов переходили в Ту-160 без изменений. Однако многое приходилось создавать и с нуля. Главной проблемой было обеспечение дальности полёта, которая должна была составлять более 12 000 км без дозаправки в воздухе (для примера — протяжённость экватора Земли составляет 40 000 км), и максимальной скорости полёта более 2000 километров в час. Эта проблема была решена путём применения крыла изменяемой стреловидности: большую часть полёта, до зоны ПВО противника, Ту-160 проходит на дозвуковой скорости (около 900 км/ч) с почти прямыми крыльями, а преодолевает её на сверхзвуке, «сложив» их.

Интересно, что Ту-160 — один из самых комфортных боевых самолётов. На протяжении 14-часового полёта пилоты могут встать и размяться. На борту есть кухня со шкафом для разогревания пищи и туалет, которого до этого не было на стратегических бомбардировщиках. Именно вокруг санузла при передаче самолёта военным разыгралась настоящая война: они не хотели принимать машину из-за несовершенства его конструкции.

Вооружение Ту-160 составляют 12 крылатых ракет X-55, которые имеют радиус действия до 2500 км. Координаты целей программируются в ракеты до вылета бомбардировщика, а после пуска она идёт к ней, огибая ландшафт местности, и сбить её практически невозможно. Таким образом, Ту-160 может совершить пуск ракет и не заходя в зону ПВО противника. Однако в случае необходимости он способен и прорвать её: высокая скорость делает его очень сложной мишенью как для зенитных ракет, так и для истребителей. Мощность каждой из ядерных боеголовок составляет 200 килотонн (в 15 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

Трагедия на Украине

К моменту распада СССР было произведено 34 самолёта, причём большая часть из них (19 бомбардировщиков) находилась на базе в Прилупках на Украине. Вскоре выяснилось, что эти машины слишком дороги в эксплуатации и для небольшой украинской армии не нужны. В. Захарченко, который тогда занимал пост военного атташе Украины в России, заявил: «Перед вооружёнными силами Украины не стоят задачи, для выполнения которых требуются такие самолёты». В 1995 году начались переговоры между Россией и Украиной по продаже Ту-160, однако с украинской стороны последовали странные требования.

Украина предлагала передать России 19 Ту-160 за списание долга за газ (от чего категорически отказался «Газпром») или взамен транспортных самолётов Ил-76 из расчёта 1 к 2. Выполнить второй пункт было невозможно по той причине, что, обменяв Ту-160 на свои Ил-76, Россия фактически лишалась бы транспортной авиации, а их производство в СССР велось на заводе в Узбекистане, который после распада СССР практически перестал функционировать.

Впрочем, очень скоро стало понятно, почему Киев не идёт на уступки в отношении Ту-160. В 1998 году министерства обороны Украины и США подписали соглашение об уничтожении 44 бомбардировщиков, в том числе 19 Ту-160, а также тысячи ракет X-55. 16 ноября два «Белых лебедя» в присутствии представителей минобороны США были уничтожены при помощи экскаватора и специальной гильотины. Стоимость работ по уничтожению машин была оплачена американскими деньгами: по 1 млн долл. за самолёт (при стоимости одного Ту-160 порядка 250 млн долл.). Всего было приведено в нелётное состояние 11 Ту-160, а оставшиеся 8 переданы в Россию в счёт долга за газ. В данный момент на Украине нет стратегической авиации.

Фото: РИА Новости / Скрынников

Ту-160 как средство влияния

На вооружении России состоит 16 Ту-160, каждый из которых имеет своё собственное имя. Самолёты носят имена главного маршала авиации СССР Александра Новикова , авиаконструктора Игоря Сикорского , русского богатыря Илья Муромца и других исторических деятелей России.

Самолёты нередко совершают полёты вдоль линии ПВО разных стран, что вызывает шумиху в прессе и раздражение политиков. Но на самом деле это не столько способ показать мощь российской авиации, сколько возможность понять, насколько быстро реагируют на такие полёты перехватчики: они всегда «сопровождают» Ту-160.

Ракетоносец, разработанный ещё в СССР, по-прежнему остаётся одним из самых современных в мире, и с появлением у США бомбардировщиков B-2 ситуация изменилась не сильно. Боевые столкновения в Югославии показали, что технология «Стелс» далеко не всегда спасает при прорыве линии ПВО: малозаметный истребитель F-117 всё же был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева».

Слабым местом Ту-160 сегодня является его устаревшее бортовое оборудование, однако в следующем году планируется провести его модернизацию на всех 19 машинах. Кроме того, в 2009 году начались работы по Перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) — самолёту, который должен прийти на смену Ту-95. Первый полёт намечен на 2019 год, а начало эксплуатации — на 2025.



В современную основу ядерной мощи и авиации Российской Федерации входит легендарный и уникальный стратегический бомбардировщик ТУ-160, который называется «Белый лебедь». Это превосходная машина обладает отличными летными качествами и способна применять самые современные крылаты ракеты.

Разработка бомбардировщика началась еще в 1970 году, после десяти лет работы ученых и инженеров, самолет стратегического назначения ТУ-160 «Белый лебедь» приобрел уникальную особенность — крыло, которое способно во время полета изменять стреловидность. Благодаря этому нововведению, Ту-160 может идти на сверхзвуковых скоростях, что позволило значительно увеличить дальность полета.

Имея высокие летные характеристики, бомбардировщик ТУ-160 не имел на тот момент аналогов в мире.

Количество и стоимость бомбардировщиков ТУ-160

На вооружение в РФ бомбардировщик Ту-160 был принят в 1987 году, всего было создано 35 боевых единиц. Это являлось и является грозным оружием, которое и сейчас отлично справляется с поставленными задачами.

Это единственный самолет, которому были присвоены имена знаменитых летчиков — Великий Чкалов, конструкторов — Виталий Копылов, и богатырей – Илья Муромец и других.

После развала Советского Союза количество ТУ-160 на вооружении в России сократилось до 15 боевых единиц, другие остались в Украине.

ТУ-160 «Белый лебедь» является дорогим самолетом.

Так как стратегический бомбардировщик ТУ-160 «Белый лебедь» является дорогим самолетом, эксплуатация и ремонт имели соответственно высокую стоимость, что не устраивало Министерство Обороны Украины.

В ходе переговоров с Россией, украинская сторона передала 8 боевых единиц за списание определенной суммы с газового долга. Остальные боевые единицы были уничтожены.

В 2013 году на вооружении Военно-воздушных сил РФ находились 16 боеспособных ТУ-160, из которых 10 самолетов отправились на полную модернизацию.

В 2015 году был принят проект на продолжение строительства «Белого Лебедя», стоимость одного бомбардировщика ТУ-160М составляет 250 млн. долларов. Стоимость полета ТУ-160 за один час составляет 580 тыс. рублей без боевого применения (по данным за 2008 год).

стоимость одного бомбардировщика ТУ-160М

Количество ТУ-160 в России по состоянию на 2018 год составляет 16 боевых единиц.

История создания стратегического самолета

В 1970 году ОКБ Мясищева и Сухого предоставили на рассмотрения два варианта стратегического бомбардировщика, который имели большую схожесть. В проектах имелись общие черты сверхзвуковой боевой машины с новым типом крыла и четырьмя мощными двигателями.

Требования, которые выдвигались новому бомбардировщику:

  • Дальность полета — 13 тыс. км. Крейсерская скорость ТУ-160 в пределах 2200 — 2500 км/ч, при высоте 18 км.
  • Дальность полета при дозвуковом режиме — 13 тыс. км. у земли, 18 тыс. км. на средней высоте.
  • Максимальная боевая нагрузка — 45 тонн, что обеспечивало бомбардировку на максимально доступном расстоянии.

Незадолго до этого в работу над проектами были подключены специалисты с ОКБ Туполева. После рассмотрения всех вариантов и инструкций было принято решение о передаче работы над проектом ОКБ Туполев. Это было связано с тем, что данное предприятие уже имело опыт работы со сверхзвуковыми самолетами.


Проект ТУ-160

К началу 1972 года над проектом работали более 800 различных организаций.

В конце 1981 года были проведены первые летные испытания прототипа и первый рейс прошел под контролем опытного летчика испытателя. В этом же году, второй прототип принял участие в испытаниях, в ходе которых были изучены характеристики стратегического бомбардировщика ТУ-160 и выявлены все положительные летные качества.

Первые образцы ТУ-160 были изготовлены на заводе «Опыт», после чего производство было перенесено на Казанский завод, где осуществлялась достройка моделей.

В 1984 году было налажено серийное производство данной модели.

В 1989 году , дальний бомбардировщик ТУ-160 прошел последние испытания.

Технические характеристики «Белого лебедя» (ТТХ)

Длина корпуса 54,1 м
Высота корпуса 13,1 м
Размах стреловидного крыла 55,7-50,7-35,6 м
Площадь стреловидного крыла 232 м²
Удельная масса 110 000 кг
Нормальная взлетная масса 267 600 кг
Предельная взлетная масса 275 000 кг
Двигатели

Максимальная тяга — 4 × 18 000 кгс

Тяга в режиме форсаж — 4 × 25 000 кгс

Топливная масса 148 000 кг
Экипаж 4 человека

Летные характеристики бомбардировщика Ту-160

Характеристики Крейсерская скорость на высоте 12 000 м. — 2200 км/ч

Номинальная скорость — 900 км/ч

Максимальная скорость у земли — 1030 км/ч

Скороподъёмность при взлете — 70 м/сек

Дальность полета без дополнительной дозаправки — 14 000 км

Максимальная высота — 15 600 м

Боевой обзорный радиус — 7300 км

Время полёта — 14,5 часов

Размеры корпуса Длина — 54,10 м

Высота — 13,10 м

Размах крыла 1 режим — 200 — 55,7 м

Размах крыла 2 режим — 350 — 50,7 м

Размах крыла 3 режим — 650 — 35,6 м

Силовой агрегат Четыре двигателя ТРДДФ НК
  • в обычном режиме — 137,2 кН
  • в режиме форсаж — 245,7 кН
Вес Пустой, с легким снаряжением — 117 т
Вооружение На барабане устанавливаются:
  • по 6 шт. — КРВБ Х-55СМ -101-102 средней и большой дальности;
  • по 12 шт. — Х-15 малой дальности

Конструкция

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 был создан со многими конструкционными решениями, взятыми у ранних моделей. Часть агрегатов и узлов перешла с ТУ-144. В конструкции «Белого лебедя» применяются различные виды композиционной и нержавеющей стали, титановые и алюминиевые сплавы.

Самолет «Белый лебедь» ТУ-160, ТТХ которого признаны уникальными в мире, получил малую габаритную высоту и крылья с технологией изменения стреловидности.

Также в конструкции присутствует трехопорное шасси и поворотный киль. 4 двигателя имеет ТУ-160 которые попарно смонтированы в нижней части корпуса.

Возле обтекаемой кабины располагаются два грузоотсека.

В кабине помимо мест для экипажа располагается электронное оборудование стратегического назначения.


Конструкция ТУ-160

Минимальный размах стреловидного крыла составляет 57,7 метров. Система поворота крыла имеет схожесть с моделью ТУ-22М. В ТУ-160 крылья выполнены с применением алюминиевых сплавов. Поворотные характеристики крыла начинаются от 20° до 65°.

На крыльях установлены четырех механических секционных предкрылка, которые обеспечивают более устойчивое поведение самолета на высокой скорости. Топливные баки, вмонтированные во внутреннюю часть крыльев, что обеспечивает отличную обтекаемость.

Управление самолетом осуществляется с применением сдвоенных ручек.

Также установлена современная навигация, обеспечиваемая автоматическое управление бортовой системой.

Кабина пилотов имеет большие размеры, что предоставляет пилотам свободное перемещение к кухне, которая так же установлена в кабине пилотов. ТУ-160 имеет туалет, который отсутствовал на других стратегических бомбардировщиках.


Кабина ТУ-160 (фото)

Вооружение

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 предназначается как носитель управляемых крылатых ракет с ядерными боевыми частями, средней и большой дальности.

Данные ракеты предназначаются для нанесения точных массивных ударов. Самолет имеет множество вариантов подвески, предназначаемой для других видов вооружения.

Стратегический бомбардировщик «Белый Лебедь» вооружен крылатыми ракетами Х-55СМ, которые работают по заданным координатам, вводимых непосредственно в ракету перед пуском.

На вооружении одного самолета установлено 12 ракет, по 6 на один пусковой барабан. Также при оснащении ракетами малой дальности Х-15С, устанавливается по 12 ракет на каждый барабан.


Бомбовая нагрузка ТУ-160 составляется 40 тонн, и включает в себя ядерные, кассетные бомбы и мины. После модернизации, самолет получил возможность вооружения с применением современных управляемых ракет типа Х-555 и Х-101, которые имеет высокую точность и дальность полета.

Модификации

ТУ-160 — НК-74 Имеет более экономичный двигатель, который обеспечивает высокую полета
ТУ-160В — ТУ-161 Установлена силовая установка, работающая на жидком водороде. Конструкция самолета имеет отличия, связанные с размещение топливных баков
ТУ-160К На самолет установлена ракетная система «Кречет». Система имеет два двухступенчатые ракете средней дальности
ТУ-160М Установлено новое вооружение 90 ОФАБ-500У и электрооборудование
ТУ-160М2 На самолет установлено более современное оборудование, отвечающие за контроль, бортовые и вычислительные системы. Так же установлена новая навигационная и топливная система. Обновлена система вооружения, позволяющая установку управляемых крылатых ракет
ТУ-160П Тяжелый истребитель для сопровождения, оснащенный новым ракетным комплексом «воздух-воздух»
ТУ-160ПП Самолет создан для радиоэлектронной борьбы
ТУ-160СК Самолет, созданный для транспортировки воздушно-космической жидкости ракетной системы нового поколения «Бурлак», применяемой системой «Воздушный старт»

Видео

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец , обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160 .

Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».

Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А.Н.Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета.

Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.

Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси – в Горьком.

Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.

Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б.И.Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.

Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском.

В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».

Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов . В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км, имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высоты полета в 11250 м.

В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.

В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие , также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.

На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог – многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Особенности конструкции

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.

Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.

Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине . В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.

Шасси самолета трёхопорное, с 2-мя управляемыми колесами передней опоры . Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н.Д.Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 – один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности.

Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.

Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ .

Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа.

В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн . Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб.

В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.

Тактико-технические характеристики Ту-160:

Размеры:
— размах крыла максимальный – 55,7 м, минимальный – 35,6 м;
— длина – 54,1 м;
— высота – 13,2 м;
Площадь крыла – 360,0 кв. м.
Масса самолета:
— пустого – 110.000 кг
— нормальная взлетная – 267.600 кг
— максимальная взлетная – 275.000 кг
Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32;
— бесфорсажная тяга –4х137,2 кН;
— тяга на форсаже – 4х247,5 кН.
Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч;
Крейсерская скорость – 917 км/ч;
Практическая дальность полета без дозаправки: 12.300 км;
Боевой радиус: 6.000 км;
Практический потолок – 15.000 м;
Экипаж – 4 человека

Вооружение : в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная – до 40 000 кг. В состав вооружения входят тактические и стратегические крылатые ракеты X-55 и X-55M, а также аэробаллистические гиперзвуковые УР малой дальности X-15 (M=5) с ядерными и неядерными БЧ, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов до КАБ-1500, обычные виды бомб, а также мины.