Внеклассное мероприятие по технологии «Наши руки не для скуки. Внеклассное мероприятие по технологии «Наши руки не для скуки Игры со зрителями

Викторина «Умелая портняжка»

Ответы

1. «Путаница».

1

Расшифруйте названия двух швов, двигаясь от буквы к букве по веревочкам. Начальная буква слова обозначена стрелочкой, указывающей направление движения.


(вподгибку) (вразутюжку)

2. Разгадай ребус

1. 2.

3. 4.

(1. ножницы, 2. наперсток, 3. строчка, 4. булавка)

3. «Лесенка».

Вставьте недостающие согласные, чтобы получились термины из темы «Элементы материаловедения».

(лен, уток, ткань, пряжа, основа, хлопок, волокно, ткачество )

4. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

Рпжяа

Укиланиря

Туко

Соонав

Тоедкла

Ктчасевто

Етнхлргояи

Ктнаь

Оволнко

Лхпоачнтки

Лхпоко

Ёлн

(технология, ткань, волокно, хлопчатник, хлопок, лен, пряжа, кулинария, уток, основа, отделка, ткачество)

5. Загадки.

1. В переводе с латинского это слово обозначает «шип», «колючка»; этот предмет используется для скрепления деталей и украшения одежды. (

2. Швейная принадлежность, таящаяся смерть Кощея.

3. Что появилось раньше иголка или одежда?

4. Сначала пользовались тяжелым камнем, затем рубелем с валиком, жаровней с углями, его делали чугунным с углями внутри, позднее сделали электрическим. О каком приспособлении идет речь?

5. Пальчик спрячется в ведерко –

Не страшна ему иголка.

6. Ткани я цветной кусок,

Называюсь …………

7. Как называется след от ниток на ткани, равный расстоянию между проколами иголки?

8. Стежок за стежком

Встали рядком.

(1. булавка, 2. игла, 3. одежда, 4. утюг, 5. наперсток, 6. лоскуток, 7. стежок, 8. строчки)

6. Простые ручные швы.

К рисункам простых ручных швов подбери названия.



(а) (б)



(в) (г)

Вперед иголку ( б ); Тамбурный (в ); Козлик (г ); Петельный (а )

Технология обработки ткани.

1. Тонка, одноуха, остра.

2. Из этого ведерка нельзя воды напиться.

3. По реке Простыне
Идет пароход.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки ни видать.

4. Остра, как игла, а шить не годится.

5. Стежок за стежком
Встали рядком

6. Два конца, два кольца.
Посередине гвоздь, да и тот насквозь.

Ответы: 1 – игла; 2 – наперстник; 3 – утюг; 4 – булавка; 5 – строчка; 6 – ножницы.

Элементы материаловедения.

Заполните в таблице графу, проставив соответствующие буквы(А, Б…)правильных ответов.

Ответы: А – химические волокна; Б – натуральные волокна; В – основные нити; Г – уточные нити; Д – с печатным рисунком; Е – гладкокрашенная ткань; Ж – пестротканая ткань; З – кромка.

Материаловедение.

Отметьте знаком “+” все правильные ответы.


а) крапивы; б) льна; в) шерсти; г) хлопка; д) шелка.


а) изменяет свою длину; б) не изменяет своей длины.


а) прядением; б) ткачеством; в) отделкой.


а) прочность; б) намокаемость; в) драпируемость; г) воздухопроницаемость; д) пылеемкостью.


а) окрашенная; б) однотонная; в) гладкокрашенная; г)отбеленная; д) цветная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестовые задания по технологии для 5 класса

Технология обработки ткани.

Загадки

  1. Тонка, одноуха, остра.
  2. Из этого ведерка нельзя воды напиться.
  3. По реке Простыне
    Идет пароход.
    А за ним такая гладь –
    Ни морщинки ни видать.
  4. Остра, как игла, а шить не годится.
  5. Стежок за стежком
    Встали рядком
  6. Два конца, два кольца.
    Посередине гвоздь, да и тот насквозь.

Ответы: 1 – игла; 2 – наперстник; 3 – утюг; 4 – булавка; 5 – строчка; 6 – ножницы.

Элементы материаловедения.

Заполните в таблице графу, проставив соответствующие буквы(А, Б…)правильных ответов.

Вопросы

1. Какие волокна идут на производство ситца?

2. Для каких волокон сырьем является шерсть животных?

3. Как называются нити, идущие вдоль ткани?

4. Что образуется по краям ткани при ее изготовлении?

5. У какой ткани лицевую сторону определяют по чистоте отделки:

6. У каких тканей рисунок на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой?

Ответы: А – химические волокна; Б – натуральные волокна; В – основные нити; Г – уточные нити; Д – с печатным рисунком; Е – гладкокрашенная ткань; Ж – пестротканая ткань; З – кромка.

Материаловедение.

Отметьте знаком “+” все правильные ответы.

1. Волокна растительного происхождения получают из;
а) крапивы; б) льна; в) шерсти; г) хлопка; д) шелка.

2. Долевая нить при растяжении:
а) изменяет свою длину; б) не изменяет своей длины.

3. Процесс получения ткани из ниток путем переплетения называется:
а) прядением; б) ткачеством; в) отделкой.

4. К гигиеническим свойствам тканей относится:
а) прочность; б) намокаемость; в) драпируемость; г) воздухопроницаемость; д) пылеемкостью.

5) Ткань, окрашенная в один цвет,называется:
а) окрашенная; б) однотонная; в) гладкокрашенная; г)отбеленная; д) цветная.

Ответы: 1 – а; б; г; 2 – б; 3 – б; 4 – б; г; д; 5 – б; в.

Технология изготовления швейного изделия.

1. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
а) Ди б) Ст в) Сб г) Ог д) Сш.

2. Мерки снимают с …………стороны фигуры.

3. Снятие мерки “полуобхват талии” выполняется:
а) горизонтально сзади на уровне талии между наиболее вдавленными точками на боковой поверхности туловища;
б) горизонтально вокруг туловища на уровне талии;
в) горизонтально вокруг туловища на уровне талии на полном выходе.

4. Мерку Сб снимают:

а) для определения длины пояса; б) для определения длины изделия; в) для определения ширины изделия.

5. Моделирование – это:
а) выполнение расчета и построение чертежей деталей швейного изделия;
б) создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки;
в) различные фасоны (формы) какого-либо изделия;
г) построение чертежей деталей швейных изделий;
д) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити.

Ответы: 1 – а; г; 2 – правой; 3 – б; 4 – в; 5 – б.

Раскрой.

1. Раскрой – это:
а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом;
б) процесс получения тканевых деталей изделия путем их вырезания из куска ткани;
в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.

2. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка ткани; б) направление нитей основы;
в) ширину ткани; г) направление нитей утка;
д) величину припусков на швы.

3. Лицевую сторону ткани можно определить:
а)________________________________ б)____________________________________ в)____________________________________ г)_____________________________________ д)____________________________________

4. Укажите цифрами в скобках правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
() а) разложить на ткани мелкие детали;
() б) разложить на ткани крупные детали;
() в) сколоть сложенную пополам ткань булавками по долевой нити;
() г) приколоть мелкие детали;
() д) приколоть крупные детали;
() е) определить лицевую сторону ткани;
() ж) нанести на тканевые детали контрольные линии и точки;
() з) разметить припуски на обработку;
() и) обвести детали по контуру;
() к) определить долевую нить.

Ответы: 1 – в; 2 – а; б; в; д.
3 – а) по яркости и четкости рисунка;
б) по наличию блеска;
в) по наличию ворса;
г) по небольшому количеству технических узелков;
д) по кромке.

4. 1 – к; 2 – е; 3 – в; 4 – б; 5 а; 6 – д; 7 – г; 8 – и; 9 – з; 10 – ж.

Машиноведение.

1. В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы; б) рядом с острием; в) там же, где у швейной машины.

2. Укажите цифрами правильную последовательность заправки нижней нитки швейной машины:
а) провести нитку через косую прорезь шпульного колпачка;
б) вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
в) вытянуть нижнюю нитку наверх через отверстие в игольной пластине;
г) намотать нитку на шпульку;
д) вставить шпульку в шпульный колпачок.

3. Игла и прижимная лапка по окончании работы швейной машины должны быть оставлены в следующем положении:
а) игла и лапка – в верхнем положении;
б) игла и лапка – в нижнем положении;
в) игла – в нижнем, лапка – в верхнем положении;
д) не имеет значение.

4. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка; б) ширины стежка; в) ширины зигзага; г) натяжения верхней нити.

5. Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большого натяжения верхней нити;
в) неправильной нити;
г) неправильной установки иглы;
д) вставленного не до упора челночного шпульного колпачка.

Ответы: 1 – б; 2. – (1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – б; 5 – в;). 3 – б; 4 – а; в;г; 5 – б; в; г; д.

Машинные швы.

1. Установите соответствие между термином и его определением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого.

2. Стачивание – это:
а) соединение приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам ткани машинной строчкой;
б) соединение разных по величине деталей машинной строчкой;
в) прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали.

3. К соединительным швам относятся:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с открытым срезом.

4. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с закрытым срезом;
д) в подгибку с открытым срезом.

Ответы: 1 – (1 – в; 2 – б; 3 – а;); 2 – а; 3 – а; б; в; 4 – г; д.

Технология обработки пищевых продуктов.

Аннаграммы.

1. Азрпваак, утешине, ераженьн, епазинаке, авкра, омечине.

2. Есврривоак, сэетитак, паепитт, укиланиря.

3. Ретсзилияица, лбнаишоравине, рпписуакине.

Ответы:
1 – заправка, тушение, жаренье, запекание, варка, мочение.
2 – сервировка, эстетика, аппетит, кулинария.
3 – стерилизация, бланширование, припускание.

Метаграммы.

1. С буквой О – в нем живут,
С буквой Ы – он из трубы печной валит.

2.На букву М – она господствует в Париже,
На букву С – тесто поднимает выше.

3.С буквой О – сидит за ним,
С буквой У – на нем сидим.

4. Единство художественных приемов – с буквой И.
А с буквой А – металл из руды.

5. Посуду моем в М…
А отдыхаем в К…

6. С буквой К – агрегат для нагрева воды,
С буквой С – сосуд для столовой соли.

Ответы: 1. Дом-дым. 2. Мода-сода. 3. Стол-стул. 4. Стиль-сталь. 5. Мойка-койка. 6. Колонка – солонка.

Задание “Винегрет”.

Из данных букв сложите слова, обозначающие продукты, используемые в приготовлении винегрета.

Ответы: Свекла, морковь, картошка, огурцы, лук, соль, масло.

Художественная обработка материалов.

Загадки.

1. Пальчик спрячется в ведерко –
Не страшна ему иголка.

2. Ткани я цветной кусок,
Называюсь…

3. Маленькая, острая, с хвостиком.

Ответ: 1 – наперсток; 2 – лоскуток; 3 – иголка с ниткой.

Анаграммы.

1. Шывавиеин,кедаровитеон, нталмеьннаоеор, ногмаморам.

Ответ: Вышивание, декоративное, орнаментальное,монограмма.

Метаграмммы.

  1. Пять братьев на одной руке.
    Зовут их всех на букву П,
    А если А и Я исправишь,
    То вышивать на них ты станешь.
  2. С буквой Л – зашивает,
    С буквой – забавляет.

Ответ: 1. Пальцы – пяльцы. 2. Игла – игра.

Викторина. Вышивание.

2. Лист бумаги, используемый для перевода изображения.

3. Лучшие нитки для вышивания.

4. Плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц.

5. Перевод изображения на бумагу.

6. Украшение изделия начальными буквами имени и фамилии.

7. Геометрическое чередование элементов и групп элементов.

8. Мулине в 6 сложений.

9. Приспособление, предохраняющее ткань при вышивании от деформации.

10. Повторение группы элементов геометрических или растительных.

11. Могут быть круглые или прямоугольные, деревянные и железные.

Ответы: 1 – запяливание; 2 – калька; 3 – мулине; 4 – декоративное изображение; 5 – копирование; 6 – монограмма; 7 – орнаментальное изображение; 8 – пасма; 9 – пяльцы; 10 – орнамент; 11 – пяльцы.

Инструкция для учащихся .

  1. Тестовые задания обеспечивают возможность объективной оценки Ваших знаний и умений в баллах по единым критериям.
  2. До начала выполнения тестового задания внимательно прочитайте полностью задание.
  3. Выполняйте задания в предложенной последовательности.
  4. Не задерживайтесь слишком долго, если не сможете выполнить определенное задание, переходите к следующему, лучше вернуться к нему в конце, если останется время.
  5. В тестовом задании с выбором, правильных ответов может быть один или несколько. Знак “+” или “V” поставьте напротив правильного ответа.
  6. Тестовое задание считается выполненным, если в нем отмечены или записаны все правильные ответы и не отмечено ни одного неправильного ответа.
  7. За каждое правильно выполненное тестовое задание участник конкурса получает – 1 балл, если неправильно выполнено – 0 баллов.


ЗАГАДКИ

1. Тонка, одноуха, остра.

2. Из этого ведерка нельзя воды напиться.

3.По реке Простыне
Идет пароход.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.

4. Остра, как игла, а шить не годится.

5. Стежок за стежком
Встали рядком.

6. Два конца, два кольца,
Посередине гвоздь, да и тот насквозь.

АНАГРАММЫ

1. Перснаток, цынинож, нолокво, окстеж, лышекок.

2. Мстетаь, боатачьт, рптичатаь, антсоричьт, азтсоричьт, тсчатаь.

3. Окснртиуоравине, омедилоравине, бородувонаеи, нитсуремтны.

4. Опкдалкда, омазкиа, афткруа, акелдйсоокп, лфзилени.

МЕТАГРАММЫ

1. С буквой Е - пальто сошьете,
С буквой А - письмо пошлете.

2. С буквой К - цветной шнурок во шве,
С буквой Р - все то же в башмаке,
С буквой Б - у девочки в косе.

3. С буквой В - пальто теплее,
А на платье и бельё.
Ткань на букву С пойдет.

4. Если с В начнете слово -
Выйдет материал суровый.
Ну а с В начнете -
Буквы все переплетете.

ГОЛОВОЛОМКИ

Задание 1.
Используя данные буквы, заполните клетки понятиями, которые встречаются при ручной обработке ткани.

Задание 2. «Полбуквы»
Допишите буквы, и вы сможете прочитать термины, применяемые при выполнении машинных работ.

Задание 3. «Книжная полка»
Переставьте книги, меняя их положение так, чтобы прочитать термины, используемые при выполнении машинных работ.

Задание 4. «Шифровка»
В задании зашифровано определение термина, применяемого при выполнении машинных работ. С помощью ключа и подсказки прочитайте это определение и назовите этот термин.

Задание 5. «Развалилось»
Помогите мышатам расставить выпавшие кусочки так, чтобы в сетке можно было отыскать 5 терминов, применяемых при выполнении машинных работ.

Задание 6. «Назови термин!»
Наложите сетку на таблицу с набором букв и прочитайте определение термина по теме «Изготовление фартука». Назовите этот термин.

Задание 7. «Путаница».
Расшифруйте названия двух швов, двигаясь от буквы к букве по веревочкам. Начальная буква слова обозначена стрелочкой, указывающей направление движения.

Задание 8. «Свиток».
Прочтите зашифрованные в этом свитке названия двух швов, которые применяются при изготовлении фартука.

Задание 9. «Улитка».
Начиная от края, прочитайте слова из терминологии, применяемой при выполнении машинных работ. Из букв, спрятанных за штриховкой, отгадав их, составьте ключевое слово.

Задание 10. «Воздушные шарики».
Помогите зайчику из отдельных букв и слогов, нарисованных на шариках, составить термины машинных швов.

Задание 11. «Шесть «Е»».
Во всех шести предложенных словах присутствует буква "Е". Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки.

Задание 12. «Словечки-коротышки».
Помогите мышке вставить выпавшие буквы в словечки-коротышки.

ТЕСТЫ

К терминам подберите содержание работы.
Тема. «Выполнение ручных работ».
1. Сметать. 2. Наметать. 3. Заметать. 4. Пришить.

Тема. «Влажно-тепловые работы».
1. Приутюжить. 2. Заутюжить. 3. Разутюжить. 4. Декатировать. 5. Отутюжить.

Тема. «Виды ручных стежков и строчек».

К графическим изображениям стежков подберите их название.
1. Прямые стежки. 2. Петельные стежки. 3. Петлеобразные стежки.

Тема. «Простые ручные швы».
К рисункам простых ручных швов подберите названия.

КРОССВОРДЫ

Кроссворд № 1
По горизонтали: 3. Законченный процесс переплетения ниток на ткани. 6. Колпачок, предохраняющий от укола иглы.
По вертикали: 1. Металлический диск с острыми зубцами, с рукояткой. 2. Инструмент для раскроя и отрезания ниток. 4. Ряд повторяющихся стежков. 5. Прибор для влажно-тепловой обработки ткани и швейных изделий.

Кроссворд № 2
По горизонтали: 2. Острый металлический стержень с ушком. 4. Детали из картона или плотной бумаги. 5. Приспособление для проверки правильности изготовления одежды.
По вертикали: 1. Стержень с заостренным концом для выправления различных фигурных швов. 3. Приспособление для скалывания, сметывания деталей швейных изделий.

Кроссворд № 3
По горизонтали: 1. Господство в данное время тех или иных внешних форм. 2. Построение чертежа выкройки изделия. 3. Образец, создаваемый художником, конструктором. 4. Затраты на изготовление и реализацию изделия. 5. Информация о товарах и услугах для потребителей. 6. Устройство, применяемое для изготовления изделий. 7. Вопрос, требующий изучения и разрешения. 8. Самостоятельно разработанная итоговая работа. 9. Деятельность, порождающая качественно новое в изделиях и услугах. 10. Инструменты и приспособления для изготовления швейных или иных изделий. 11. Необходимость в удовлетворении человека чем-либо (товарами и услугами). 12. Наука об умении, мастерстве и искусстве. 13. Основные размеры фигуры человека.
В вертикальном столбце: процесс изготовления образца какого-нибудь изделия.

Кроссворд № 4

По горизонтали: 1. Внутренняя часть пиджака. 2. Цветной шнурок во шве. 3. Суровая тонкая хлопчатобумажная ткань. 4. Ткань, трикотаж и другие изделия, выработанные из снятой массы волосяного покрова животных. 5. Узор из различных деталей. 6. Разноцветная дуга на небосводе. 7. Образец для массового изготовления предметов. 8. Легкая хлопчатобумажная ткань. 9. Способ обработки горловины. 10. Кусочек ткани. 11. Утеплитель в пальто.
В вертикальном столбце: смена цветовой гаммы материалов.

СКАНВОРДЫ

ВИКТОРИНЫ

Викторина 1
1. Что служит для утепления пальто и курток?
2. Трикотажное полотно с начесом.
3. Что используется для проклеивания деталей?
4. Как называется легкая хлопчатобумажная ткань?
5. Какая ткань используется для растра?
6. Из чего вяжут варежки?
7. Как называется тонкая суровая хлопчатобумажная ткань?

Викторина 2
1. Ткань с глянцевой лицевой поверхностью.
2. Мягкая ворсовая ткань из шерстяного или хлопчатобумажного волокна.
3. Ворсовая ткань с мягкой, пушистой лицевой поверхностью.
4. Полупрозрачная хлопчатобумажная, льняная или шелковая ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей.
5. Грубосуконная шерстяная ткань с густым стоячим ворсом.
6. Легкая капроновая прорезиненная ткань.
7. Полотняная хлопчатобумажная ткань.
8. Синтетическая, шелковистая, эластичная прочная ткань.
9. Ткань из шелка или плотно скрученного хлопка, легкая и полупрозрачная.
10. Вытканный вручную ковер-картина.
11. Грубая редкая ткань.

ОТВЕТЫ

Загадки
1. Игла. 2. Наперсток. 3. Утюг. 4. Булавка. 5. Строчка. 6. Ножницы.
Анаграммы
1. Наперсток, ножницы, волокно, стежок, колышек.
2. Сметать, обтачать, притачать, настрочить, застрочить, стачать.
3. Конструирование, моделирование, оборудование, инструменты.
4. Подкладка, мозаика, фактура, калейдоскоп, флизелин.

Метаграммы
1. Мерки - марки. 2. Кант - рант - бант. 3. Ватин -сатин. 4. Бязь - вязь.

Головоломки
Задание 1.1. Игла, лекало, манекен, стежок, булавка. 2. Резец, строчка, наперсток, колышек, ножницы.
Задание 2. «Полбуквы». Сметать, обтачать, притачать, настрочить.
Задание 3. «Книжная полка». Застрочить, стачать.

Задание 4. «Шифровка». Определение: место соединения двух или нескольких деталей строчкой. Термин: шов.
Задание 5. «Развалилось». Застрочить, настрочить, стачать, обтачать, притачать.
Задание 6. «Назови термин!». Определение: это расстояние от строчки до среза детали. Термин: ширина шва.
Задание 7. «Путаница». 1. Вподгибку. 2. Взаутюжку.
Задание 8. «Свиток». 1. Вразутюжку. 2. Накладной.
Задание 9. «Улитка». Стачать - - сметать - - настрочить -- обтачать - застрочить -- притачать. Ключевое слово: технология.
Задание 10. «Воздушные шарики». Шов, вразутюжку, взаутюжку, накладной, вподгибку.
Задание 11. «Шесть «Е». 1. Мерки. 2. Инструмент. 3. Проект. 4. Моделирование. 5. Творчество. 6. Оборудование.
Задание 12. «Словечки-коротышки». По вертикали: эскиз, миткаль, картон, шаблон, синтепон, ситец. По горизонтали: кант, лоскут, шерсть, сатин, флизелин.

Тесты
Тема. «Выполнение ручных работ». 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б. Тема. «Влажно-тепловые работы». 1-Г, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-В. Тема. «Виды ручных стежков и строчек». 1-Б, 2-В, 3-А. Тема. «Простые ручные швы». 1-Д, 2-Е, 3-Й, 4-3, 5-Ж, 6-К, 7-А, 8-Б, 9-В, 10-Г.

Ребусы
1. Игла. 2. Наперсток. 3. Ножницы. 4. Стежок. 5. Строчка. 6. Лекало. 7. Утюг. 8. Булавка. 9. Колышек. 10. Манекен. 11. Модель. 12. Мерки. 13. Реклама.

Кроссворды
Кроссворд № 1. По горизонтали: 3. Стежок. 6. Наперсток. По вертикали: 1. Резец. 2. Ножницы. 4. Строчка. 5. Утюг.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 2. Игла. 4. Лекала. 5. Манекен. По вертикали: 1. Колышек. 3. Булавка.
Кроссворд № 3. По горизонтали: 1. Мода. 2. Конструирование. 3. Модель. 4. Себестоимость. 5. Реклама. 6. Инструмент. 7. Проблема. 8. Проект. 9. Творчество. 10. Оборудование. 11. Потребность. 12. Технология. 13. Мерки. В вертикальном столбце: моделирование.
Кроссворд № 4. По горизонтали: 1. Подкладка. 2. Кант. 3. Миткаль. 4. Шерсть. 5. Мозаика. 6. Радуга. 7. Шаблон. 8. Ситец. 9. Обтачка. 10. Лоскут. 11. Синтепон. В вертикальном столбце: калейдоскоп.

Сканворды
Сканворд № 1. По горизонтали: обтачка, картон, ватин, тесьма, уток, шерсть. По вертикали: лоскут, растр, кант, канва, утюг, игла, сатин.
Ключевое слово: ткань.
Сканворд № 2. По горизонтали: рукав, шов, гипюр, нить, гайка, труд. По вертикали: рейка, крючки, кант, окат. Слово: картон.

Викторины
Викторина 1. 1. Синтепон. 2. Ватин. 3. Флизелин.
4. Ситец. 5. Бязь. 6. Из шерсти. 7. Миткаль.
Викторина 2. 1. Атлас. 2. Байка. 3. Бархат. 4. Батист.
5. Бобрик. 6. Болонья. 7. Бязь. 8. Вискоза. 9. Газ. 10. Гобелен. 11. Дерюга.

Конкурс “АНАГРАММЫ”.

1) АЗОГОТКВА (заготовка)

2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)

3) ОНБЛША (шаблон)

4) ИПЛА (пила)

5) УРАБОНК (рубанок)

6) ОМОЛОТК (молоток)

7) ПЕРСНАТОК (наперсток)

8) ЦЫНИНОЖ (ножницы)

9) НОЛОКВО (волокно)

10) УФНРТИРУА (фурнитура)

11) ЫВАТКЧА (вытачка)

12) КСАЛКДА (складка)

Кручу – верчу, кручу – верчу!

Любой шуруп я закручу! (Отвертка)

Я скрепляю и скрепляю

Без шурупов и винтов (Клей)

Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!

А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)

По реке Простыне идет пароход.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)

Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток)

Стежок за стежком встали рядком. (Строчка)

Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка)

Он похож на телевизор, только во 100 крат умней,

Папе пишет он программы, набирает тексты маме.

И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер)

Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.

Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)

Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток)

Маленькая, остренькая, с хвостиком (Иголка с ниткой)

Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)

Конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”

К названию профессий подберите ее описание:

1) Кондитер

2) Закройщик

3) Вышивальщица

4) Чертежник

5) Плотник

6) Слесарь

Усл. обозн. Описание

А Специалист по подготовке тканей для пошива

Б Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки

В Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов

Г Выполняет графические работы

Д Работает топором, строит дома

Е Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты

Ответы: 2-А; 1-В; 3-Б; 4-Г; 5 -Д; 6-Е.

7 конкурс “КРОССВОРД” (Приложение2)

Командам предлагается один кроссворд. Каждая команда выбирает слово, слушает вопрос и угадывает слово. Жюри начисляет баллы по количеству букв в слове.

По горизонтали:

Катушка с нитками, вставляемая в челнок (шпулька)

Инструмент для работы по дереву (стамеска)

Парикмахерская, где наводят красоту (салон)

Инструмент для ручного шитья (иголка)

Переплетение нитей в ткани (стежок)

Приспособление для зажима заготовки (тиски)

Чем забивают гвозди (молоток)

По вертикали:

Куда вставляется шпулька (челнок)

Инструмент для строгания (рубанок)

Машина для обработки древесины (станок)

Ваш любимый предмет (технология)

Что тянется с катушки (нитка)

Режущий инструмент (ножницы)



Куда наматываем нитки (катушка)

Заготовка из древесины (брусок)

Подведение итогов, награждение команд.

Презентация

Занятие по теме: "Прядение и ткачество. Плетение поясов"

Севостьянова Наталья Ивановна, учитель технологии

Цели: эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства.

Привить ребятам интерес и любовь к искусству народов нашей страны.

Воспитать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе.

Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.

Межпредметные СВЯЗИ: “Традиции народов России”, материаловедение.

Оборудование:

плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы;

альбомы с фотографиями, иллюстрациями русских народных костюмов;

инструкционные карты по изготовлению поясов;

прялка, веретено, гребни для чесания волокон (или их рисунки);

готовые пояса, выполненные в технике плетения и шитые для показа; пряжа разных цветов для практической работы.

Подготовка К УРОКУ: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.

План занятия:

I. Введение.

П. Раскрытие темы.

III. Практическая работа.

Оформление кабинета: манекен с надетым на него женским нарядным костюмом с поясом, отдельные пояса (шитые, вязаные, плетёные), лакомник, плакаты с цитатами:

“...Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений совершенности.”

М. А. Некрасова.

“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, - это прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды.”

Д. Лихачёв.

На доске: названия старинных тканей, названия цветов: старинных и соответствующих им современных.

Ход занятия

I. Введение.

Приветствие.

Инициализация урока:

объявление темы;

определение цели.

Вопросы учащимся и предлагаемые ответы:

а) О каких видах старинной одежды вы слышали?

а) Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.

б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?

б) Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.

в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).

в) Головные уборы, пояса.

г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?

г) Из ткани, кожи, ниток.

д) Кто занимался изготовлением одежды?

д) Женщины, девушки.

II. Раскрытие темы.

1. Рассказ учителя в форме беседы “Обряды и традиции в прядении и ткачестве”.

Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.

1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.

Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.

2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?

Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязаные из пряжи.

К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.

Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.

Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.

“Непряха”, “неткаха” - это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.

Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.

2. Сообщения, подготовленные учащимися.

а) натуральные волокна и ткани из них, изготавливаемые древними славянами;

б) прядение;

в) ткачество;

г) беление и крашение.

3. Русские традиционные пояса. Объяснение учителя.

Слово “пояс” означает - полоса.

Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины - под грудью, по талии, под животом. Мужчины - под животом.

Техника исполнения: витые:

кручёные (жгуты), на дощечках;

плетёные: косичка, на вилке,

на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке,

на бердо (кросно),

на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах,

крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.

Дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.

Отделка. Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.

Цвета: Разные, преобладал красный.

Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.

III. Практическая работа.

1). Инструктаж по изготовлению поясов.

2). Инструктаж по правилам ТБ. Инструкционная карта № 1.

Кручёный пояс. Длина в готовом виде 2,5 метра.

Отмерить два жгута ниток примерно по 3 метра контрастных цветов.

Каждый цвет - в несколько сложений.

Связать узлом.

Скручивать с двух сторон при помощи палочки (карандаша) по часовой стрелке очень туго.

Затем отпустить, пояс свернётся, немного подправить.

Концы оформить кистями, по одной или по две с каждой стороны.

Косичка. Длина в готовом виде 2,5 метра.

Отмерить 3 жгута ниток разных цветов и сплести тугую косичку. Длина жгута - 4 метра.

Плетёный (квадратный).

Отмерить 4 жгута в 8 нитей разных цветов длиной по 4 метра. Каждый жгут намотать на бигуди с резинкой.

Концы связать одним узлом и перекладывать попарно, крест на крест (правая рука сверху). Инструкционная карта №2.

Пояс на игле. Нитки нужны очень прочные, одной толщины, 5-6-7 разных цветов; вязальная спица средней толщины (“2,5 см);

7 нитей цветных + 1 нить основы (прочная, льняная); бутылка (светлая).

Длина пояса 2,5 метра.

Длина каждой нити в два сложения - 13-14 метров, для начинающих - 17-18 метров, длина основы - 20 метров (накрутить на бигуди).

Основа должна быть в 9 раз длиннее пояса, нити - в семь раз длиннее пояса.

Ход работы.

7 нитей связать в один узел на иглу;

нить основы привязать сверху;

концы нитей опустить в бутылку;

концы клубков должны быть “ 20 см;

распределить по цвету;

нить основы берётся в левую руку, а цветные нити по очереди завязываются на ней узлом, как бы скользя по ней, чтобы основы не было видно. При этом или перекладывая основу, или поворачивая бутылку.

Готовый пояс ложится в бутылку по спирали 3).

Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить пояса.

“Пояс на игле” требует достаточно большой затраты времени, поэтому моет быть закончен на следующем занятии.

По окончании работы учащиеся демонстрируют изготовленные изделия с пояснением, к какому виду одежды они предназначены и для кого (мужчин, женщин, детей).

IV. Итог занятия.

Проводится рефлексия в виде теста неоконченных предложений: Сегодня на занятии я узнала...

научилась...

мне понравилось...

не понравилось...

хотелось бы...

"Добрым людям на загляденье".

(Изучение народных промыслов в курсе "Технологии")

Шумилова Светлана Геннадьевна, учитель

При изучении географических районов по географии в 9 классе упоминаются народные промыслы, получившие развитие в той или иной местности.

На уроках технологии я продолжаю знакомство с ними и в 9 классе провожу урок “Добрым людям на загляденье”.

Оформление: плакаты, картины, показывающие предметы народных промыслов (хохлама, палех, финифть и др.), выставка работ учащихся, выставка работ местных народных умельцев.

Структура урока

Этапы работы

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовность к уроку.

Активизация учащихся.

Постановка учебной задачи. Экспозиции выставки изделий народного творчества, работы учащихся, иллюстрации, аудиозаписи.

Формирование новых знаний Выступления учащихся.

Теоретические сведения: история возникновения, виды народных промыслов.

Применение знаний, формирование умений Самостоятельная, индивидуальная работа учащихся.

Подведение итогов Выставление оценок.

Информация о дом.задании.

Цели урока:

Развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

Образовательный аспект: продолжить знакомство с географией народных промыслов центральной России и своей местности, историей их создания и художественной ценностью для современных моделей.

Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Интеграция: география, история, изобразительное искусство.

Заранее распределяются среди учащихся темы сообщений о народных промыслах, они готовят изделия, по возможности, выставку, ищут материал, стихи, иллюстрации.

Урок начинается со Второго концерта С.Рахманинова (тема: Россия. Любовь к России. Раздолье русское) и вступительное слово учителя:

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.

Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы – важный элемент культуры и быта населения.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них.

К таким районам можно отнести прежде всего Центральную Россию, где народные промыслы наиболее развиты, тесно связаны с историей района и его географическими условиями. Много центров народных художественных промыслов расположено в Поволжье, в Северной России, на Урале, в Сибири, Центральной России и Северном Кавказе (и некоторые из них мы рассмотрим сегодня на уроке на все виды у нас просто не хватит времени).

Многие народные промыслы возникли как разновидности крестьянского труда, удовлетворяющие бытовые нужды семьи. Крестьяне украшали различными узорами свою одежду, предметы быта. Разнообразная национальная одежда была создана именно домашним ручным ткачеством. В прошлом ручное ткачество было распространено повсеместно, сейчас же оно сохранилось лишь в немногих районах. Наиболее крупный из них Рязанская область, где ткут скатерти, занавеси, тканные ковры и другие изделия.

Ученица: так же как и ручное ткачество, возникла народная вышивка. Ею украшали одежду и предметы домашнего обихода. Особенно это относится к праздничной одежде. В конце XIX века вышивка в Центральной России получила промышленное значение – вышивальщицы стали работать по заказам оптовиков – скупщиков, продававших кустарные изделия в городах. Наибольшее развитие получила вышивка в Ивановской области, где вышивают главным образом белые полотняные изделия из фабричной ткани. Другой центр – в Центральной России – Торжок (Тверская область) который славится вышивкой золотом (по бархату, замше и др. материалах) и расположена единственная в стране художественная школа, готовящая специалистов по вышивке.

Многовековую историю имеет кружевоплетение. Это очень трудоемкий процесс. Главный центр кружевоплетения сейчас – Елецкий район (Липецкая область). Здесь основное производство кружев, значительная часть которых идет на экспорт и открыта художественная школа, готовящая специалистов по кружевоплетению.

Показываются изделия.

Ученица: “Палех”

Плещутся звезды в мерцающих далях,

Светится снег, хоть в ладони бери.

Сказочный Палех, загадочный Палех

Скачет на тройке в отцветах зари.

Ожили краски и в душу запали,

Русским напевом заслушался мир.

Сколько кудесников вырастил Палех

Сколько диковин красою затмил.

Вешнее солнце в шкатулке хранится,

Не увядает старинный секрет.

Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.

Палех рисует России портрет.

П. Синявский.

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью (демонстрируются). В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось около 80 лет назад (в 1924 г.) на основе древних традиций народного иконописания.

Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII в. село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное сияние.

А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорочки, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?!

Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту бестрепетными мазками.

А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и дорогое сердцу Отечество. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры – росписи шкатулок, брошек. Блестящие коробочки, покрытые лаком, играют и переливаются всеми цветами радуги, а черный фон придает краскам еще больше яркости.

Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называется папье – маше). Затем их пропитывают льняным маслом и “прокаливают” в специальной печи – заготовки становятся легкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой, а лакировщики покрывают их несколькими слоями черного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Живописец работает тонкой кистью, проводя линии не толще волоска – иногда подробности росписи можно рассмотреть только в увеличительное стекло. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся – это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растертым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка – настоящая драгоценность.

Главные сюжеты палехских росписей сейчас – русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами-палешанами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка.

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

(Демонстрируются изделия)

Ученица: Финифть – разновидность гжели, дивная по красоте роспись по эмали, зародившаяся в конце XVIII в. в Ростове. В переводе с греческого финифть означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.

В экспозиции ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, как называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

В Ростове создана фабрика “Ростовская финифть”. Одно время появились у ростовских мастеров опасение, что мода на финифть пройдет, что наскучат цветочные росписи. Но это не произошло. Ценится они в нашей стране и за рубежом. И открываются центры в других городах.

А очарования они своего оттого не теряют, что живописные традиции веками накоплены. В этом вы можете убедится сами.

(Демонстрируются украшения)

А сейчас мы послушаем ростовские колокольные звоны, подобный звонницы нигде нет.

(Звучит пластинка “Колокольные звоны”)

Ученица: особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней. Троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах

Сияйте охра с суриком.

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

Ученица: богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово – это прославленный центр художественных промыслов, славу которому создали расписные лаковые подносы.

Первая мастерская по изготовлению лаковых изделий в Подмосковье возникла в 1795 г. в селах Федоскине, Жостове и принадлежала купцу П.И.Коробову. Работавший у него возчиком крестьянин Ф.И.Вишняков, получив вольную в 1825 г., открыл свою мастерскую в селе Осташково по изготовлению изделий из папье-маше (шкатулки, подносы, пудреницы, табакерки и мн. др.). Изделия украшались декоративной росписью, сам же материал скрывался под многочисленными слоями грунта и лака.

В России первые лакированные подносы из металла изготовили на Урале в начале XVIIIв.. В 1830г. в Жостове было основано производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос.

Главная особенность традиционного народного прикладного искусства – культура ручного труда. Изделия народных промыслов – ручное производство, ибо только ручное изделие хранит секрет уникальности.

Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком.

“Жостовские кисти”

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

П.Синявский.

(Демонстрируются изделия)

Учитель: и завершим знакомство с народными промыслами мы с “золотой хохломы”.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

(Выходят в русских народных костюмах несколько учеников, в руках у них хохломские изделия)

– Встречайте мастеровой торговый люд! Мы попросим их рассказать о творениях хохломских умельцев.

– Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

Ученик: разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

– Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?

Ученица рассказывает историю Хохломы:

Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали ее в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семеново, Хрящи. И зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот катят свои подводы мужики вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – громыхает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома новопокровские и кулигинские мастера. Оттуда разлеталась жар-птицами чашки да ложки по земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

– Кому посуда для кашки-окрошки?

– Чудо блюдо да чашки-ложки?

– Откуда посуда?

– К вам, приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово Хохлома. В ней и смех, и восхищенное Ах!, и восторженное Ох! Слышится!

– Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Ученик рассказывает и показывает:

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие – братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.

Разработка содержит комплект заданий для текущего и итогового контроля базовых знаний и умений учащихся по технологии. Данный материал помогает систематизировать и обобщать теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу. В настоящее время повсеместно в стране проводится эксперимент по внедрению в образовательный процесс ЕГЭ как одного из основных способов итоговой аттестации учащихся. В связи с этим использование тестовой формы проверки знаний учащихся становится очень актуальным в преподавании всех школьных предметов. Применение тестов при обучении технологии позволяет, с одной стороны, сэкономить время учащихся при выполнении заданий и время учителя при их проверке; с другой стороны такая работа позволяет психологически подготовить детей к сдаче государственных экзаменов в форме ЕГЭ по другим предметам. Предлагаю материалы для проведения тестирования по технологии в 5 классе. Отдельные фрагменты могут быть использованы при проверке знаний учащихся, начиная с пятого класса, а так же для проведения олимпиады по предмету. Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.

В качестве метода контроля знаний учащихся достаточно эффективно применяются тесты. По их результатам можно судить о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках ученика, полученных в результате обучения.

Главное преимущество заданий в тестовой форме по сравнению с задачами и вопросами проявляется в четкости логической структуры контроля материала, а также в оперативности получения результата контроля.

Цель урока – проверить знания учащихся по снятию мерок, материаловедению, конструированию, моделированию, машиноведению, рукоделию, изготовлению рабочей одежды; научить оценивать качество обработки изделия; воспитывать художественный вкус при использовании отделки изделия.

Технология обработки ткани.

Загадки

  1. Тонка, одноуха, остра.
  2. Из этого ведерка нельзя воды напиться.
  3. По реке Простыне
    Идет пароход.
    А за ним такая гладь –
    Ни морщинки ни видать.
  4. Остра, как игла, а шить не годится.
  5. Стежок за стежком
    Встали рядком
  6. Два конца, два кольца.
    Посередине гвоздь, да и тот насквозь.

Ответы: 1 – игла; 2 – наперстник; 3 – утюг; 4 – булавка; 5 – строчка; 6 – ножницы.

Элементы материаловедения.

Заполните в таблице графу, проставив соответствующие буквы(А, Б…)правильных ответов.

Ответы: А – химические волокна; Б – натуральные волокна; В – основные нити; Г – уточные нити; Д – с печатным рисунком; Е – гладкокрашенная ткань; Ж – пестротканая ткань; З – кромка.

Материаловедение.

Отметьте знаком “+” все правильные ответы.

1. Волокна растительного происхождения получают из;
а) крапивы; б) льна; в) шерсти; г) хлопка; д) шелка.

2. Долевая нить при растяжении:
а) изменяет свою длину; б) не изменяет своей длины.

3. Процесс получения ткани из ниток путем переплетения называется:
а) прядением; б) ткачеством; в) отделкой.

4. К гигиеническим свойствам тканей относится:
а) прочность; б) намокаемость; в) драпируемость; г) воздухопроницаемость; д) пылеемкостью.

5) Ткань, окрашенная в один цвет,называется:
а) окрашенная; б) однотонная; в) гладкокрашенная; г)отбеленная; д) цветная.

Ответы: 1 – а; б; г; 2 – б; 3 – б; 4 – б; г; д; 5 – б; в.

Технология изготовления швейного изделия.

1. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
а) Ди б) Ст в) Сб г) Ог д) Сш.

2. Мерки снимают с …………стороны фигуры.

3. Снятие мерки “полуобхват талии” выполняется:
а) горизонтально сзади на уровне талии между наиболее вдавленными точками на боковой поверхности туловища;
б) горизонтально вокруг туловища на уровне талии;
в) горизонтально вокруг туловища на уровне талии на полном выходе.

4. Мерку Сб снимают:

а) для определения длины пояса; б) для определения длины изделия; в) для определения ширины изделия.

5. Моделирование – это:
а) выполнение расчета и построение чертежей деталей швейного изделия;
б) создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки;
в) различные фасоны (формы) какого-либо изделия;
г) построение чертежей деталей швейных изделий;
д) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити.

Ответы: 1 – а; г; 2 – правой; 3 – б; 4 – в; 5 – б.

Раскрой.

1. Раскрой – это:
а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом;
б) процесс получения тканевых деталей изделия путем их вырезания из куска ткани;
в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.

2. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка ткани; б) направление нитей основы;
в) ширину ткани; г) направление нитей утка;
д) величину припусков на швы.

3. Лицевую сторону ткани можно определить:
а)________________________________ б)____________________________________ в)____________________________________ г)_____________________________________ д)____________________________________

4. Укажите цифрами в скобках правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
() а) разложить на ткани мелкие детали;
() б) разложить на ткани крупные детали;
() в) сколоть сложенную пополам ткань булавками по долевой нити;
() г) приколоть мелкие детали;
() д) приколоть крупные детали;
() е) определить лицевую сторону ткани;
() ж) нанести на тканевые детали контрольные линии и точки;
() з) разметить припуски на обработку;
() и) обвести детали по контуру;
() к) определить долевую нить.

Ответы: 1 – в; 2 – а; б; в; д.
3 – а) по яркости и четкости рисунка;
б) по наличию блеска;
в) по наличию ворса;
г) по небольшому количеству технических узелков;
д) по кромке.

4. 1 – к; 2 – е; 3 – в; 4 – б; 5 а; 6 – д; 7 – г; 8 – и; 9 – з; 10 – ж.

Машиноведение.

1. В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы; б) рядом с острием; в) там же, где у швейной машины.

2. Укажите цифрами правильную последовательность заправки нижней нитки швейной машины:
а) провести нитку через косую прорезь шпульного колпачка;
б) вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
в) вытянуть нижнюю нитку наверх через отверстие в игольной пластине;
г) намотать нитку на шпульку;
д) вставить шпульку в шпульный колпачок.

3. Игла и прижимная лапка по окончании работы швейной машины должны быть оставлены в следующем положении:
а) игла и лапка – в верхнем положении;
б) игла и лапка – в нижнем положении;
в) игла – в нижнем, лапка – в верхнем положении;
д) не имеет значение.

4. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка; б) ширины стежка; в) ширины зигзага; г) натяжения верхней нити.

5. Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большого натяжения верхней нити;
в) неправильной нити;
г) неправильной установки иглы;
д) вставленного не до упора челночного шпульного колпачка.

Ответы: 1 – б; 2. – (1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – б; 5 – в;). 3 – б; 4 – а; в;г; 5 – б; в; г; д.

Машинные швы.

1. Установите соответствие между термином и его определением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого.

2. Стачивание – это:
а) соединение приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам ткани машинной строчкой;
б) соединение разных по величине деталей машинной строчкой;
в) прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали.

3. К соединительным швам относятся:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с открытым срезом.

4. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с закрытым срезом;
д) в подгибку с открытым срезом.

Ответы: 1 – (1 – в; 2 – б; 3 – а;); 2 – а; 3 – а; б; в; 4 – г; д.

Технология обработки пищевых продуктов.

Аннаграммы.

1. Азрпваак, утешине, ераженьн, епазинаке, авкра, омечине.

2. Есврривоак, сэетитак, паепитт, укиланиря.

3. Ретсзилияица, лбнаишоравине, рпписуакине.

Ответы:
1 – заправка, тушение, жаренье, запекание, варка, мочение.
2 – сервировка, эстетика, аппетит, кулинария.
3 – стерилизация, бланширование, припускание.

Метаграммы.

1. С буквой О – в нем живут,
С буквой Ы – он из трубы печной валит.

2.На букву М – она господствует в Париже,
На букву С – тесто поднимает выше.

3.С буквой О – сидит за ним,
С буквой У – на нем сидим.

4. Единство художественных приемов – с буквой И.
А с буквой А – металл из руды.

5. Посуду моем в М…
А отдыхаем в К…

6. С буквой К – агрегат для нагрева воды,
С буквой С – сосуд для столовой соли.

Ответы: 1. Дом-дым. 2. Мода-сода. 3. Стол-стул. 4. Стиль-сталь. 5. Мойка-койка. 6. Колонка – солонка.

Задание “Винегрет”.

Из данных букв сложите слова, обозначающие продукты, используемые в приготовлении винегрета.

С О Ь Г В
Р Л С У Р
К В Ц О А
М У Ш С А
К Т К О Л
М Р А Ы Е
О Л О К Л
К О А Ь .

Ответы: Свекла, морковь, картошка, огурцы, лук, соль, масло.

Художественная обработка материалов.

1. Пальчик спрячется в ведерко –
Не страшна ему иголка.

2. Ткани я цветной кусок,
Называюсь…

3. Маленькая, острая, с хвостиком.

Ответ: 1 – наперсток; 2 – лоскуток; 3 – иголка с ниткой.

Анаграммы.

1. Шывавиеин,кедаровитеон, нталмеьннаоеор, ногмаморам.

Ответ: Вышивание, декоративное, орнаментальное,монограмма.

Метаграмммы.

  1. Пять братьев на одной руке.
    Зовут их всех на букву П,
    А если А и Я исправишь,
    То вышивать на них ты станешь.
  2. С буквой Л – зашивает,
    С буквой – забавляет.

Ответ: 1. Пальцы – пяльцы. 2. Игла – игра.

Викторина. Вышивание.

2. Лист бумаги, используемый для перевода изображения.

3. Лучшие нитки для вышивания.

4. Плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц.

5. Перевод изображения на бумагу.

6. Украшение изделия начальными буквами имени и фамилии.

7. Геометрическое чередование элементов и групп элементов.

8. Мулине в 6 сложений.

9. Приспособление, предохраняющее ткань при вышивании от деформации.

10. Повторение группы элементов геометрических или растительных.

11. Могут быть круглые или прямоугольные, деревянные и железные.

Ответы: 1 – запяливание; 2 – калька; 3 – мулине; 4 – декоративное изображение; 5 – копирование; 6 – монограмма; 7 – орнаментальное изображение; 8 – пасма; 9 – пяльцы; 10 – орнамент; 11 – пяльцы.

Инструкция для учащихся.

  1. Тестовые задания обеспечивают возможность объективной оценки Ваших знаний и умений в баллах по единым критериям.
  2. До начала выполнения тестового задания внимательно прочитайте полностью задание.
  3. Выполняйте задания в предложенной последовательности.
  4. Не задерживайтесь слишком долго, если не сможете выполнить определенное задание, переходите к следующему, лучше вернуться к нему в конце, если останется время.
  5. В тестовом задании с выбором, правильных ответов может быть один или несколько. Знак “+” или “V” поставьте напротив правильного ответа.
  6. Тестовое задание считается выполненным, если в нем отмечены или записаны все правильные ответы и не отмечено ни одного неправильного ответа.
  7. За каждое правильно выполненное тестовое задание участник конкурса получает – 1 балл, если неправильно выполнено – 0 баллов.

Литература:

  1. Артомонова Е.К. Технология – М.:ЭКСМО – Пресс, 2000.
  2. В.Д.Симоненко Технология,5 класс – Издательский центр “Вентана-Граф”,2006.
  3. И.В.Червякова Технология 5 класс (вариант для девочек), Волгоград, 2004.
  4. Журнал “Школа и производство”, 2011.