Загадки про птиц для детей: про перелетных птиц, про домашних птиц. Загадки про птиц: домашних и диких, перелетных и зимующих Картотека загадок о перелетных птицах

3

Счастливый ребенок 28.03.2018

Дорогие читатели, пришла весна, совсем скоро растает снег и природа начнёт оживать, а из дальних тёплых стран прилетят птицы. Но вот много ли птиц, кроме привычных голубей и воробьев, знают наши дети?

Познакомиться с другими видами пернатых помогут загадки про птиц. Загадки дают краткое характерное описание птицы, по которому ее легко узнать, но при этом в игровой форме информация детьми запоминается проще и лучше. Из загадок дети узнают о различных домашних и диких птицах, о местах их обитания и других особенностях.

Простые загадки про домашних птиц

Простые короткие загадки про домашних птиц для детей с ответами подойдут малышам 3-4 лет. В них нужно договорить отгадку в рифму, и дети их легко отгадают, а верная отгадка доставит удовольствие и развеселит ребят. Обязательно похвалите ребенка, даже если загадка будет разгадана с вашей помощью.

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его? …
(Индюк)

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно, это – …
(Гусь)

Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой.
Это кто? …
(Цыплята)

– Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький …
(Петух)

Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы – ребёнок,
А зовут меня … .
(Цыплёнок)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
«Кря» кричит, всё это шутка,
Ну конечно, это – … .
(Утка)

Идет на рыбалку
Не торопясь, вразвалку:
Сама и лодочка,
Сама и удочка,
Кто это? … .
(Уточка)

Вышли с мамою к реке
Малые ребятки.
И поплыли налегке
Жёлтые … .
(Утятки)

Не в лесу поет на ветке,
А слова кричит из клетки.
Ты его скорей узнай.
Эта птица – … .
(Попугай)

Он живёт в просторной клетке,
Говорить с ним любят детки.
Зря его ты не ругай –
Повторюшка … .
(Попугай)

Загадки про зимующих птиц

В этом разделе собраны загадки про зимующих птиц для детей 5, 6, 7 лет. Дети этого возраста о птицах знают больше: цвет оперения, повадки, какие звуки они издают и чем питаются. Поэтому и загадки для них сложнее.

Хоть я не молоток,
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)

На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют.
(Снегири)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует –
Коноплю ворует.
(Воробей)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.
(Воробей)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт?
(Клёст)

Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
(Поползень)

Птица эта совсем непроста:
Мало ей головы и хвоста,
Мало ей клюва и мало когтей,
Мало пёрышек пёстрых на ней,
Мало ей жёлтых пугающих глаз
(Птица в лесу вам встречалась не раз!)
Мудрость и ум – достоинство птицы.
Качество это и вам пригодится.
Мудрости символ – не просто слова.
Кто же она? Догадались? … .
(Сова)

Очень красивый лесной петушок:
Красные брови, как гребешок.
Хвостик косицами, чёрные перья.
Любит весною танцы, веселье.
Песни поёт. Говорят, что токует.
Знаешь ли ты птицу такую?
(Тетерев)

А эта таежная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит, плутовка, молчит.
Кедровые шишки лущит.
(Кедровка)

Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат, и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(Голубь)

Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели,
С хохолками прилетели
И запели, как свирели.
(Свиристели)

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрекот-крик.
(Сорока)

Птица серая живёт.
Никогда гнезда не вьет.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает.
«Ку, ку, ку, – кричит на ветке, –
Где вы, где вы, мои детки!»
Ей не верьте, птица – врушка!
И её зовут …
(Кукушка)

Умная птица
Над полем кружится,
Клювом своим
Она может гордиться:
Чёрный, как смоль,
И крепкий, как сталь,
Клюв очень нужная
В жизни деталь.
(Ворона)

Загадки о перелётных птицах

1 апреля – Международный день птиц, и это хороший повод больше узнать о пернатых. А когда в скором времени вернутся в наши края на лето перелетные птицы, можно вместе с детьми сделать домики для них – приготовиться их встречать. В этом разделе вы найдёте загадки про перелётных птиц с ответами.

Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков.
(Ласточка)

Эта птица (когда страшно)
Издаёт такой вот звук,
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг.
(Иволга)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.
(Скворец)

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
(Грач)

Cпит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)

Воздух режут без усилья,
Как серпы, кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только … .
(Стриж)

Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта-зеленый … .
(Чиж)

На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая … .
(Щегол)

Брюшко в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее … .
(Дрозд)

В ее имени присутствует «малина».
Белое брюшко, оранжевая головка,
А голосок тоненький-тоненький.
Называется она … .
(Малиновка)

Улетает с сентября
На далекие моря.
Птица белая, как греночка,
Называют ее … .
(Пеночка)

Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик,
Называют его … .
(Зяблик)

Мчится по небу стрелой,
Быстро, резво, словно рой.
Ей никогда бывает узко,
Ее имя – … .
(Трясогузка)

Хохолок на голове,
Видит всё, всегда, везде.
Эта птичка, словно ирис,
Но зовут ее все … .
(Чибис)

Клюв у этой птицы –
Как длинненькие спицы.
Она по болоту гуляет,
Лягушек поджидает.
(Цапля)

С юга птица возвращается,
Полпути пешком шагает.
Как эта птица называется,
Кто скорее отгадает?
(Коростель)

Посмотрите интересное видео с загадками про диких птиц. С задержкой по времени дети увидят подсказки-ответы в виде картинок птиц, звуков и текста.

Есть не простые загадки, а на логику или с подвохом. Некоторые вызывают такое веселье и смех, что хочется снова и снова проводить время за отгадыванием увлекательных загадок. Хотя интересные загадки могут быть и серьёзными, и довольно сложными, и они станут отличной тренировкой внимательности и сообразительности. В этом разделе интересные загадки о птицах для детей с ответами.

Сколько раз кукарекает курица, когда снесла яйцо?
(Ни разу – кукарекает только петух)

Может ли петух назвать себя птицей?
(Нет, потому что петухи не разговаривают)

Они такие разные. Маленькие и огромные, грозные и шустрые. Так отличающиеся друг от друга, и в то же время невероятно схожие. Птицы: воробьи и орлы, дятлы и совы, пингвины и страусы. Они бегают, плавают, летают, ныряют. Загадки про птиц непременно придутся по нраву детям, а также взрослым. В них вспоминаются главные признаки каждого отдельного вида.

Четверостишия о домашних птицах

С ними в первую очередь знакомятся малыши. Поэтому для детей лучше начать с решения тех, в которых главными персонажами являются цыпленок с курицей и петух.

1. В белом домике он жил.

Жил без лестниц и перил.

Но время пришло и домик разбился,

Из него желтый комочек появился.

2. У этой мамы много деток,

Птенцов — однолеток.

Она громко квохчет,

Укрыть их крылышком хочет.

3. Хотя не царь и не король,

Но он в короне и костюме цветном.

Ему доверена важная роль -

Разбудить на заре двор и дом.

Продолжить поиск ответов на загадки про птиц можно теми, ответами в которых являются уточка с гусем или индюк.

1. Она по воде, как по дороге,

Плывет и ныряет, не зная тревоги.

А следом за ней ее детки с рождения

Цепочкой плывут всем на удивление.

2. У этой белой птицы довольно грозный вид.

Он сторожа заменит, прогонит без обид.

Все, кто ему по нраву, спокойно вдаль идут,

А те, кому шипит он, быстренько бегут.

3. Ходит-бродит господин,

Хвостом он точно, как павлин.

Но только он не так красив,

Хотя и очень говорлив.

Четверостишия о диких птицах

О них стоит вспомнить вслед за домашними. Потому что загадки про птиц, которые обитают во дворе или лесу, а также на озере или болоте, значительно расширяют кругозор ребенка. Начать можно с наиболее знакомых, например, воробья, кукушки и совы.

1. В серой шубке, небольшой

Скачет он по мостовой.

Не боится грозной кошки.

Бойко собирает крошки.

2. Эта серая лесная птичка

Совсем не хочет строить дом.

Поэтому, снеся яичко,

Подкинет и махнет крылом.

3. Днем в дупле своем сидит,

А ночью повезет лишь другу.

Чутко свою добычу сторожит,

Вращая головой по кругу.

Следующими могут быть загадки про птиц с ответами: чайка, синица, сорока, дятел, цапля.

1. Над морем, рекой или озером

Кружит птичек белых стайка.

Рыболовы из них очень ловкие -

Легко ловит рыбку...

2. Эта птичка носит пестренький наряд:

Желтенький жилетик виден на груди,

А на спинке перья черненькие в ряд.

В синенькой косынке к нам зимой летит.

3. Ее костюм как дирижера:

Черный фрак на белой рубашке.

Но только роль у нее репортера:

Новости всем разнести по опушке.

4. Эта птичка лечит деревья,

Долбит их клювом и червяков вынимает.

На спинке черные перья,

А так она вполне прекрасна:

В рыжих пятнах голова и брюшко.

2. Весной всех раньше прилетает,

По черной пашне ковыляет.

Его перо земли черней,

Он ловко выроет червей.

3. Свой дом она построит из глины и травы.

Чтоб отдохнуть присядет потом на провода.

Ей спинку черным цветом к хвосту от головы

Раскрасил словно кто-то и хвостик раздвоил.

Стишки об экзотических птицах

Он такие красивые, яркие и необычные. Зато по свойственным только им признакам легко узнать: фламинго, попугая, пингвина и павлина.

1. По неглубокому заливу

Шагает гордо птичья стая.

И держат голову красиво,

И окраска розовая.

2. Если они небольшие, то очень красиво поют.

А те, что родились большими, легко слова узнают.

Они говорить научились, живя на шесте у людей.

И нет этой умнее, ярче, добрей.

3. Гуляет между грозных льдин

Отважный гордый господин.

Он в черный фрак одет всегда,

Ему не страшны холода.

4. Вышагивает важно и раскрывает хвост,

Который словно веер, узор его не прост.

И кажется красиво он должен был бы петь,

Да только он умеет противно так хрипеть.

И напоследок, несколько загадок о яйце, скворечнике и гнезде.

1. Домик маленький и круглый, в нем нет совсем углов.

И в нем никогда не будет множества жильцов.

2. На дереве на ветке построен новый дом,

И плотник сделал в доме всего одно окно.

Зато не влезут кошки и ветра нет с дождем,

С весны и до морозов жильцам надежно в нем.

3. Этот дом был свит из веток,

Нет в нем дверцы, крыши нет.

Но выводят птицы деток.

Так устроен белый свет.

Загадки о птицах

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днём он – забияка

Поутру – часы.

(петух)

Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (петушок)

(петух)

Натужится, напружится,

Начнёт болтать,

По – чудному лопотать.

(индюк)

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов.

(курица)

Ну-ка, марш назад, цыплята!

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется

Ваша мама … (курица)

Жёлтый одуванчик

По двору идёт,

Жёлтый одуванчик

Зёрнышки клюёт.

(цыплёнок)

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончил лов, забрал улов.

Поднялся ввысь и был таков.

(пеликан)

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.

(утка с утятами)

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждёт вас около пруда

Ваша мама … (утка)

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

(утёнок)

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик,

На ножках коротеньких

Красные ботики.

(утёнок)

Очень я го-го-горжусь,

Что не утка я, а … (гусь)

Шею вытянул гусёнок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … (гусыня)

Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд.

Кто идёт цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину?

(гусята)

Он хвост раскинул –

Вот те раз!

Средь перьев сразу

Столько глаз.

(павлин)

Распрямила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс … (павлин )

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица птица-дикарка,

Как белое диво, плывёт.

(лебедь)

Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Ушастая голова. Это … (сова)

Днём слепая, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот.

(сова)

Днём в дупле сидит, скучает.

Ночью лес он облетает.

В темноте из чащи вдруг,

Раздаётся грозно: «Ух!»

Как зовут его, забыли?

Имя этой птицы … (филин)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(цапля)

У меня ходули –

Не страшит болото:

Лягушат найду ли -

Вот моя забота.

(цапля)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(журавли)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(журавли)

Зимующие птицы.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!»

(воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её … (ворона)

Кто присел на толстый сук

(дятел)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Как хорош весенний день!»

(синица)

Кто летает, кто стрекочет –

(сорока)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У неё птенцы в гнезде?

(клёст)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (у снегиря)

Северные гости

Клюют рябины гроздья

Так нарядны и ярки,

На головках - хохолки!

(свиристели)

Перелётные птицы.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной!

(соловей)

Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами!

(трясогузка)

Мы в скворечнике живём,

Песни звонкие поём.

(скворцы)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

(скворец)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

(кукушка)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт «ку-ку, ку-ку?»

(кукушка)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(ласточка)

Загадки о птицах

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днём он – забияка

Поутру – часы.

(петух)

Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (петушок)

Сидел на заборе, пел да кричал.

Когда все собрались, он замолчал.

(петух)

Натужится, напружится,

Начнёт болтать,

По – чудному лопотать.

(индюк)

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов.

(курица)

Ну-ка, марш назад, цыплята!

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется

Ваша мама … (курица)

Жёлтый одуванчик

По двору идёт,

Жёлтый одуванчик

Зёрнышки клюёт.

(цыплёнок)

Весь день рыбак в воде стоял.

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончил лов, забрал улов.

Поднялся ввысь и был таков.

(пеликан)

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.

(утка с утятами)

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждёт вас около пруда

Ваша мама … (утка)

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

(утёнок)

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик,

На ножках коротеньких

Красные ботики.

(утёнок)

Очень я го-го-горжусь,

Что не утка я, а … (гусь)

Шею вытянул гусёнок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … (гусыня)

Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд.

Кто идёт цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину?

(гусята)

Он хвост раскинул –

Вот те раз!

Средь перьев сразу

Столько глаз.

(павлин)

Распрямила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс … (павлин )

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица птица-дикарка,

Как белое диво, плывёт.

(лебедь)

Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это … (сова)

Днём слепая, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот.

(сова)

Днём в дупле сидит, скучает.

Ночью лес он облетает.

В темноте из чащи вдруг,

Раздаётся грозно: «Ух!»

Как зовут его, забыли?

Имя этой птицы … (филин)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(цапля)

У меня ходули –

Не страшит болото:

Лягушат найду ли -

Вот моя забота.

(цапля)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(журавли)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(журавли)

Зимующие птицы.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!»

(воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её … (ворона)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?

(дятел)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!»

(синица)

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?

(сорока)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У неё птенцы в гнезде?

(клёст)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (у снегиря)

Северные гости

Клюют рябины гроздья

Так нарядны и ярки,

На головках - хохолки!

(свиристели)

Перелётные птицы.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной!

(соловей)

Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами!

(трясогузка)

Мы в скворечнике живём,

Песни звонкие поём.

(скворцы)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

(скворец)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

(кукушка)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт «ку-ку, ку-ку?»

(кукушка)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(ласточка)

Викторина «Птицы» с ответами для детей среднего и старшего дошкольного возраста в загадках.

Веденеева Вера Петровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 77»,город Миасс Челябинская область
Описание: Данная викторина предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Можно использовать на занятиях по теме недели «Животный мир». Загадки помогут расширить знания о мире птиц, позволят развить мышление, любознательность.

Цель: закрепление и расширение знаний детей о мире птиц.
Задачи:
- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;
- воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому.
Оборудование: картинки с изображением птиц.
1. Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.


(воробей)
2. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая.
Крикунья хрипловатая
- Известная персона.
Кто она?


(ворона)
3. Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.


(дятел)
4. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
- Кле! кле! кле! - поет со свистом.


(клест)
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.


(синица)
6. Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка
- Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.


(снегирь)
7.Летом за пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит.


(грач)
8.Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.


(жаворонок)
9.Не ворона, не синица
- Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
- Раздалось в лесу «ку-ку».


(кукушка)
10.Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.


(ласточка)
11.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.


(скворец)
12.Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.

Ø Верст не считали

По дорогам езжали,

А за морем бывали...(перелетные птицы)

Ø Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день...(скворец)

Ø Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели?...(соловей)

Ø Гости приходят весной,

А уходят осенью...(перелетные птицы)

Ø Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это...(цапли)

Ø Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот...(соловей)

Ø Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит...(грач)

Будто крошечный звонок...(жаворонок)

Ø По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех...(грач)

Ø Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу..(иволга)

Ø Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут...(кукушки)

Ø Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица...(грач)

Ø На месте - дворец,

Во дворе - певец...(скворец)

Ø Маленький мальчишка,

Ø Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг...(грач)

Пословицы и поговорки.

§ В одно перо и птица не родится.

§ Видно птицу по полету.

§ КСоловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

§ Летать умеет тот, кто умеет садиться.

§ Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

Милый скворушка-скворец,

Прилейтайже наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец!

Приложение №4.

Конспект занятия по рисованию « Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки.Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья) .

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относительно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний– рыжевато-белого.

В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Приложение №5.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели :

Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

Развивать наблюдательность, память;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

Их желторотые птенцы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке.

Воспитывать положительное отношение к труду;

Учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Лови - бросай».

Учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

Бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Цель: учить двигаться приставными шагами в разные сто­роны, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мы­шечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Приложение №6.

Игра – викторина

«Перелетные птицы».

(в логопедической группе)

Провела воспитатель

Русакова М.Г.

Апрель, 2012 г.

1. Образовательные:

Ø Закрепить знания о перелетных птицах;

Ø Учить выделять характерные особенности птиц;

Ø Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц.

2. Коррекционно-развивающие

Ø Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитие мелкой моторики, внимания, мышления.

3. Воспитательные задачи.

Ø Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и птицам.

Дети играют в группе. Входит воспитатель, в руках у неё конверт.

В: Ребята, почтальон принес нам письмо. На письме есть адрес получателя. Давайте узнаем, кому адресован этот конверт.

Дети читают адрес, написанный на конверте.

В: Ребята это письмо для нашей группы. Значит, мы можем его распечатать.

В конверте разрезанные картинки.

В: Какие то картинки, а что нам с ними делать?

Д: Собрать.

Дети собирают картинку, на которой нарисована ласточка.

В: Кто это, у нас получился?

Д: Ласточка.

В: Ребята, а как вы узнали, что это ласточка.

В: А что вы еще знаете о ласточке.

В: Ребята, а скажите, какая это птица?

Д: Перелетная.

В: А почему ее называют перелетной?

Д: Потому что они осенью улетают, а весной прилетают.

В: А зачем они летят назад к нам?

Д: Потому что здесь они родились, здесь их дом, и они здесь высиживают птенцов.

В: А вы знаете как называются птенцы у птиц?

Д/и «Кто у кого?»

У грача – грачонок – грачата.

У кукушки – кукушонок – кукушата.

У утки – утенок – утята.

У гуся – гусенок – гусята.

У лебедя – лебеденок – лебедята.

У соловья – соловьенок – соловьята.

У журавля – журавленок – журавлята.

У дрозда – дрозденок – дроздята.

У чижа – чижонок – чижата.

У аиста – аистенок – аистята.

У скворца – скворчонок – скворчата.

В: Как вы хорошо знаете птенцов, а я хочу проверить, знаете ли вы птиц? Я сейчас буду описывать птицу, а вы должны ее назвать и показать.

Д/и «Я начну, а ты закончи».

Ø Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых.

(кукушка)

Ø Красивая птица с блестящим черным опереньем, короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, красиво поет, подражает голоса других птиц, люди для него строят весной домики, вешают высоко на деревья.

(скворец)

Ø Черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, приносит весну.

(грач)

Ø Рыжехвостая, заметная, яркая.

(горихвостка)

(славка черноголовая)

Ø Некрупный, пятнистый, певчий, усердный, хитрый, селится на полях

(жаворонок – полевой)

Ø Хохлатый, приметный, яркий, синезеленый, нарядный.

(чибис)

В: Ребята, а давайте с вами немного поиграем в игру, которая называется «Утка – Гусь»

П/и «Утка-Гусь».

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» - кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

В: А птиц можно назвать еще и по-другому, по их повадкам, признакам.

Попробуем.

Д/и « Какой, какая?»

У аиста длинные ноги, он какой….? (длинноногий)

У лебедя длинная шея, он….? (длинношеий)

У аиста длинный клюв, он…. (длинноклювый)

У ласточки длинный хвост, она….(длиннохвостая)

Ласточка любит тепла, она…(теплолюбивая)

У стрижа острые крылья, он ….(острокрылый)

У славки черная головка, она …..(черноголовая)

В: Какие вы молодцы, назвали всех птиц. А вот сейчас я с вами поиграю в такую игру, которая называется, «кто как кричит?». Я буду называть птицу, а вы будете говорить, как она кричит.

Д/и «Кто как кричит?»

Ласточка – щебечет,

Кукушка – кукует,

Грач – кричит «кра»,

Соловей – заливается, свистит, щелкает.

Журавль – курлычет,

Жаворонок – звенит.

В: Молодцы, ребята.

Ой, ребята, смотрите, птицы сели вряд. И что – то сказать нам хотят, щебечут, кричат, понять не могу, что здесь не так?

Д/и «Четвертый лишний».

Ласточка, аист , воробей , утка.

Ласточка, скворец, ворона , жаворонок.

Жаворонок, снегирь , ласточка, журавль.

Воробей, ворона, журавль , голубь

Скворец, дрозд, кукушка, воробей.

Сорока , соловей, ласточка, грач.

Журавль, жаворонок, клест, трясогузка.

В: Молодцы, помогли птицам разобраться.

Воспитатель нечаянно сбрасывает конверт со стола, оттуда выпадают листочки, на которых написаны буквы.

Д/И «Кроссбух».

Зачеркнуть повторяющие буквы, выписать буквы, которые остались по одной. И составить слово.

Ч Ж И = ЧИЖ

В: молодцы, отгадали вы зашифрованных птиц. Сколько вы всего знаете о птицах интересного, спасибо вам за то, что вы отвечали красиво, не спорили.

Ребята, а вы не догадались, кто вам прислал это письмо?

В: Правильно. Они, наверное, хотели, что бы вы были веселые, радостные, как весенний денек. У вас поднялось настроение.

Приложение №7.

Работа с родителями.